Гнездование сизой чайки Larus canus на крышах жилых зданий на южном берегу Кольского полуострова
Автор: Резанов А.Г., Резанов А.А.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 291 т.14, 2005 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140150133
IDR: 140150133
Текст статьи Гнездование сизой чайки Larus canus на крышах жилых зданий на южном берегу Кольского полуострова
31 июля 2004 на крыше пятиэтажного жилого дома в Умбе — посёлке городского типа, расположенном на Кандалакшском берегу Кольского полуострова приблизительно в 1 км от Умбского залива Белого моря, мы наблюдали птенца сизой чайки Larus canus величиной примерно в 1.5 раза меньше взрослой птицы. Некоторое время птенец ходил по краю крыши и кричал. Птенца сфотографировали и засняли на видеокамеру. В этом же микрорайоне во дворе у помойного бачка отмечена кормёжка взрослой сизой чайки. Птица спикировала вниз с крыши одноэтажного строения, села среди сизых голубей Columba livia, подобрала с земли кусок белого хлеба и улетела. Всего, по нашим наблюдениям, в жилом микрорайоне держались 1-2 сизые чайки.
1 августа 2004 довольно крупный птенец сизой чайки (величиной почти со взрослую птицу) был замечен студенткой МГПУ Н.Кошелевой (устн. сообщ.) на крыше девятиэтажного жилого дома в новом микрорайоне города Кандалакши. Расстояние до залива не более 1.5 км и менее 1 км до реки Нивы. Рядом с птенцом находилась взрослая птица.
Гнездование чаек на крышах зданий имеет солидную историю. В частности, колония серебристых чаек L. argentatus возникла в Соловецком монастыре ещё в XVI веке (Фомин 1797; Досифей 1836 — цит. по: Константинов 1995). Самая обширная информация по гнездованию на крышах имеется для серебристой чайки и хохотуньи L. cachinnans, которые в Европе (в Причерноморье с 1894 г.) начали гнездиться на зданиях с конца XIX в. (Monoghan 1975). С 1970-х этот феномен становится довольно обычным для европейских приморских городов от севера до Средиземноморья (Monoghan, Coulson 1977; Monoghan 1979; Garsia-Petit et al. 1986; Perco et al. 1986; Beaudeau, Vincent 1989; Rock 1990; Papadopol, Petrescu 1991; Лобанов 2001; и др.), для Турции (Kumerloeve 1986; Резанов 1997).
Гнездование сизых чаек на крышах зданий географически приурочено в основном к северо-западной Европе: Англии, Нидерландам, Скандинавии, Германии, Эстонии и Латвии (Cramp 1971; Monaghan, Coulson 1977; Рандла 1985; Stormmeeuwen 1985; Strazdins et al. 1987; Jessat, Espig 1990; Шергалин 1991; и др.). В Германии сизые чайки гнездятся также на других сооружениях человека (Mende, Sparr 1971; Bulow 1993). В последние годы гнездование сизых чаек на крышах зданий отмечено в Центральной России (Галченков 1996; Николаев 1998; Зубакин 2001). Можно предположить, что случаи периодического гнездования чаек на крышах зданий имели место и раньше, задолго до официально зарегистрированных случаев. Скорее всего, этот процесс, как и многие другие естественные процессы, периодический, пульсирующий в конкретном пространственно-временном формате.
Далеко не во всех случаях гнездование птиц на зданиях и сооружениях человека можно объяснить отсутствием подходящего субстрата. Такое объяснение, достаточно традиционное, исходит из положения, что устройство птицами гнёзд на сооружениях человека есть нарушение их гнездового стереотипа. В естественных условиях сизые чайки нередко устраивают гнёзда на плоских участках скал (Хохлова 1981). Возможно, плоские крыши зданий расцениваются птицами как аналоги природных гнездовых биотопов. На наш взгляд, гнездование чаек на крышах зданий не следует рассматривать как нарушение их гнездового стереотипа, как не считаем мы нарушением стереотипа гнездование на зданиях и в нишах зданий целого ряда птиц, например Delichon urbica, Apus spp. По-видимому, происходит только “переключение” в пределах видовой, популяционной нормы реакции на субстрат, аналогичный естественному. Мы считаем, что гнездование серебристых, сизых и других видов чаек на крышах зданий в настоящее время является неотъемлемой частью их гнездового поведенческого стереотипа. Относительно изменений в гнездовой поведении птиц высказывается предположение (Михайлов 1992), что становление новой “нормы” осуществляется в пределах поведенческой нормы реакции вида. Иными словами, ука- занный феномен полностью вписывается в стереотипное поведение, в норму реакции рассматриваемых популяций.