Гнездование сплюшки Otus scops в окрестностях Алматы (впервые найдена кладка из 9 яиц)
Автор: Дворянов Владимир Николаевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1176 т.24, 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140155324
IDR: 140155324
Текст краткого сообщения Гнездование сплюшки Otus scops в окрестностях Алматы (впервые найдена кладка из 9 яиц)
В окрестностях Алматы сплюшка Otus scops обычная, местами многочисленная птица. Наиболее благоприятна для гнездования совок горностепная зона низкогорий Заилийского Алатау до высот 1500 м над уровенем моря, примыкающая к южной и юго-восточной окраине города. В этих местах часто встречаются старые дуплистые яблони. В низкогорьях к западу от города и на предгорной равнине, где за 160 лет существования современной Алматы (Верный, Алма-Ата) образовалась обширная зона культурных ландшафтов с многочисленными полезащитными лесополосами, где преобладают породы деревьев, на которых подходящие для сплюшек дупла образуются очень редко; поэтому большинство совок вынуждено гнездиться в менее комфортных и безопасных гнёздах сорок Pica pica .
При размещении в лесополосах и небольших рощицах культурного ландшафта скворечников с диаметром летка около 8 см и прочих подходящих по размерам гнездовых домиков, сплюшки занимают в разные годы от 70% до 100% из них. Оптимальное расстояние между такими гнездовьями 200-300 м. Вблизи населённых пунктов или отдельных строений в гнездовых домиках часто поселяются майны Acridothe-res tristis , иногда галки Corvus monedula .
Будучи преимущественно насекомоядными и отчасти всеядными (они охотно едят листья одуванчика, клевер, мокрицу), сплюшки прилетают в окрестности Алматы сразу после полного схода снега и установления относительно тёплой, без ночных заморозков погоды. В по- следнее время этот период приходится на первую декаду апреля, в 1990-е годы и в начале 2000-х годов — на вторую декаду апреля. В середине и в начале ХХ века первые крики сплюшек в Алма-Ате можно было услышать только в конце апреля — начале мая (Гаврин 1962). Такое месячное смещение сроков прилёта совки является одним из многочисленных косвенных свидетельств заметного потепления климата в Юго-Восточном Казахстане. Ранний прилёт сплюшки связан с поиском подходящих гнездовий и с охраной гнездовых территорий. К откладке яиц совки приступают только через месяц-полтора, во второй декаде мая, с тем, чтобы выкармливание птенцов пришлось на массовый вылет хрущей в июне и появление в большом количестве прямокрылых. Тёплая дождливая весна с богатым и высоким травостоем стимулируют совок на откладку 4-5, изредка 6 яиц. В засушливые годы, видимо неблагоприятные для прямокрылых, в большинстве кладок сплюшек было по 3-4 яйца. Из более 100 кладок, что мне доводилось видеть, только в одном случае кладка состояла из 7 яиц.
Рис. 1. Самка сплюшки Otus scops в летке гнездового домика с кладкой из 9 яиц. 15 июня 2015.
Весна 2015 года была на юго-востоке Казахстана, да и по всей Средней Азии, весьма сложной для насекомоядных птиц. В Алматы и на предгорных равнинах снег сошёл необычно рано, уже в конце февраля. И хотя дневные температуры стабильно держались всего лишь в пределах 5-10°С, бесснежье спровоцировало птиц на ранний прилёт. Первый крик сплюшки мне впервые удалось услышать 25 марта! А в ночь на 30 марта пошёл снег, и к утру его выпало местами до 35 см.
Температура опускалась до минус 10°С. 31 марта день был также пасмурным и холодным. Лишь 1 апреля заметно потеплело, и через 3 дня снег почти весь растаял. В дальнейшем погода установилась в пределах нормы: в апреле днём +15-20°, в мае +20-25°С. С апреля до середины июня часто шли дожди.

Рис. 2. Слева – кладка сплюшки Otus scops из 9 яиц. 15 июня 2015.
Справа – 9 птенцов в этом же гнезде. 30 июня 2015.

Рис. 3. Молодые сплюшки Otus scops из другого гнезда в возрасте 2 месяцев. 21 июля 2011.
После мартовской проверки 8 гнездовых домиков, развешанных по лесополосам и в карагачевой роще в 10 км западнее Алматы, следующая проверка была проведена в середине июня. К этому времени один домик был кем-то сорван и унесён. Ещё один домик, как и в предыдущие 2 года, был пуст, возможно, сплюшки избегали его из-за невысокого расположения на берегу небольшой, но весной и летом весьма полноводной речки. В двух домиках, в которых сплюшки гнездились на протяжении последних 3 и 4 лет, совок тоже не оказалось. И только в 4 домиках они загнездились. 15 июня в двух из них было по 5 птенцов, старшим из которых было 5-7 дней. Ещё в одном – 3 птенца и 1 яйцо. А на дне четвёртого гнездового домика оказалось… 9 яиц!
Хозяйка гнезда позволила себя сфотографировать с расстояния 1 м, и только после того, как я приблизился ближе, улетела (рис. 1, 2). Кладка для нормы последних лет была запоздалой, примерно на 7-10 дней. Через неделю, 22 июня, в этом гнезде было 7 птенцов и 2 яйца, а ещё через неделю на свежей подстилке из зелёных крыльев кобылок сидели все 9 птенцов (рис. 2). При последней проверке 7 июля одного птенца не было, ещё один заметно отставал в росте и был явно слаб. Таким образом, несмотря на изобилие в этом году кобылок, саранчи и прочих прямокрылых, выкормить всех девятерых птенцов сплюшкам не удалось.
Список литературы Гнездование сплюшки Otus scops в окрестностях Алматы (впервые найдена кладка из 9 яиц)
- Гаврин В.Ф. 1962. Отряд Совы -Striges//Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 708-779