Гнездование степного луня Circus macrourus в Мордовии

Автор: Спиридонов С.Н., Константинов В.М.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 91 т.9, 2000 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140149142

IDR: 140149142

Текст статьи Гнездование степного луня Circus macrourus в Мордовии

Степной лунь Cicus macrourus до настоящего времени на территории Мордовии считался редким пролётным видом (Луговой 1975; Лапшин, Лысенков 1996, 1998), хотя отдельные особи регулярно встречались в гнездовой период.

В работе М.Д.Рузского (1894) говорится, что степной лунь в конце XIX в. гнездился в засурских степях на северо-западе Симбирской губернии, ныне входящей в восточную часть Мордовии. В статье Б.М.Житкова и С.АБутурлина (1906) этот вид в Среднем Поволжье характеризовался уже как редкий.

В 1970-х в том же районе степного луня относили также к категории редких видов со средней встречаемостью 0.1 ос./100 км маршрута (Сударев 1971). Последние годы в западной части Мордовии степной лунь встречался изредка на осеннем пролёте (Гришуткин 1998). О находках степного луня в поймах Алатыря и Мокши упоминается в работе В.А.Попова (1977). Таким образом, степной лунь чаще встречается в восточной части Мордовии и очень редок в западной, где в основном отмечается во время миграций.

В соседних с Мордовией Нижегородской (Воронцов 1967) и Ульяновской (Бородин 1994) областях и Чувашии (Ластухин 1997) степной лунь также сравнительно редок и встречается главным образом в периоды сезонных миграций. Гнездование достоверно известно для Пензенской обл. (Фролов, Коркина 1997).

В 1996-1999 мы проводили регулярные орнитологические наблюдения на очистных сооружениях г. Саранска (численность населения около 330 тыс. человек), расположенные в 2 км северо-восточнее города в промышленной зоне в пойме р. Инсар (54°16' с.ш., 45°15' в.д.). Стационар представлен комплексом очистных сооружений (пруды биологической очистки, поля фильтрации), а также сельскохозяйственными полями, лесополосами, небольшими болотцами. Общая площадь района исследования около 200 га.

19 апреля 1999, обследуя комплекс очистных сооружений Саранска, мы впервые наблюдали самца степного луня, пролетающего над поймой р. Инсар. В последующие дни неоднократно видели охотившегося самца, а затем несколько раз самку. В начале мая наблюдали типичный токовый полёт самца, который обычно происходит над будущим местом гнездования. Это позволило предположить о гнездовании здесь степного луня, что подтвердилось в дальнейшем находкой гнезда.

14 июня 1999 у края полей фильтрации на сухой иловой площадке размерами 30x80 м, густо заросшей тростником Phragmites australis, а по краям крапивой Urtica dioica, чертополохом Carduus crispus, лопухом Arctium tomentosum и чередой Bidens tripartita, мы нашли гнездо степного луня. В гнезде находились 3 птенца в возрасте 3-4 сут и 1 наклюнутое яйцо. Гнездо представляло небольшую ямку в почве, выстланную сухими стеблями тростника с примесью сухих стеблей других злаков. Размеры гнезда, мм: наружный диаметр 350, диаметр лотка 200, глубина лотка 60. Яйцо белого цвета с небольшими буровато-коричневыми пестринами, немного сгущающимися к тупому концу. Размеры яйца, мм: 45.1x35.5.

Самка слетела с гнезда при приближении к нему на 5 м и скрылась за прилегающей лесополосой. Через некоторое время над гнездом появился самец, охотившийся до этого над полем многолетних трав в 400-500 м от гнезда. В отличие от самки, самец стал активно атаковать наблюдателя, издавая при этом тревожные крики. Сходное поведение луни проявляли и во время последующих посещений гнезда. Лишь однажды самка не улетела, а поднялась выше самца и стала кружиться над гнездовой территорией, издавая редкие тревожные крики. Следует отметить, что недалеко от гнезда (около 200 м) находилась газонаполнительная станция и строилось асфальтированное шоссе. Проводимые людьми работы не стали, однако, препятствием для гнездования степных луней.

По-видимому, беспокойство со стороны человека было сравнительно небольшим, т.к. людей, проявляющих интерес к птицам и беспокоящих их, мы не наблюдали. Наибольшую угрозу для гнездования степного луня, как и других птиц, располагавших гнёзда на иловых площадках, пред- представляет повышение уровня воды при активном этапе деятельности станции очистки сточных вод.

На соседних иловых площадках в 1999 гнездилось 10 пар речной крачки Sterna hirundo, 1 пара ходулочника Himantopus himantopus, 1 пара травника Tringa totanus, 2-3 пары белой трясогузки Motacilla alba, 1-2 пары варакушки Luscinia svecica. Наибольшее беспокойство луню доставляли речные крачки и ходулочники. Лишённые визуального контакта из-за высоких земляных дамб, разделяющих иловые площадки, крачки обнаруживали самца луня лишь при подлёте к гнезду и начинали его атаковать. Через 1-2 мин к ним присоединялись ходулочники, а иногда травники, белые трясогузки и поручейники Tringa stagnatilis.

На изучаемой территории гнездились также 2 пары луговых луней Circus pygargus и 1 пара болотных С. aeroginosus. Над поймой Инсара изредка наблюдали совместную охоту степного и лугового луней. Никакой агрессии птицы друг к другу не проявляли.

Все 4 птенца степного луня благополучно покинули гнездо во второй декаде июля и держались около иловой площадки, где располагалось гнездо, до начала августа. Из района гнездования в окрестностях Саранска луни улетели во второй половине августа.

Статья