Гнездование степной пустельги Falco naumanni на юго-западе Ростовской области

Автор: А.В. Забашта

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2563 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140312317

IDR: 140312317

Текст статьи Гнездование степной пустельги Falco naumanni на юго-западе Ростовской области

Степная пустельга Falco naumanni внесена в Красную книгу Российской Федерации и в европейской части страны является «полусинантроп-ным» видом, поскольку гнездится в постройках человека в городах, сельских населённых пунктах и одиночных постройках среди естественных открытых ландшафтов (Букреев, Джамирзоев 2021). Динамика ареала и численности за последнее столетие, особенности биологии и экологии этого вида в регионе обобщены в ряде работ (Мосейкин, Мосейкин 2000; Завьялов и др. 2005; Линдеман и др. 2005; Джамирзоев и др. 2008; Ильюх, Хохлов 2010; Музаев и др. 2014; Ильюх 2016; Белик 2021, Букреев, Джамирзоев 2021; и др.). В то же время обнаружение новых мест гнездования степной пустельги представляет существенных интерес, тем более в районах, где она уже давно исчезла.

Ранней весной 2025 года в связи с проводившимися работами на одном из навесных участков здания аэровокзала в аэропорту Ростова-на-Дону (Платов) была снята одна потолочная облицовочная плита на высоте около 7 м (рис. 1). За ней открывалась обширная полость, которую и выбрала для гнездования пара степных пустельг. Самка поблизости от неё первый раз отмечена 18 апреля 2025. Летающий самец наблюдался над крышей здания. Иногда он присаживался на края металлических конструкций крыши. По-видимому, в третьей декаде апреля птицы уже приступили к гнездованию. Само гнездо было недоступно и с земли не просматривалось. В третьей декаде апреля самка пустельги, по-видимому, регулярно посещала выбранную нишу и однажды, 23 апреля 2025, по вентиляционным ходам проникла в пустующее внутреннее помещение аэровокзального комплекса. Она была поймана с помощью одеяла сотрудниками аэропорта и выпущена на волю (рис. 2). После этого птица, очевидно, вернулась к своему гнезду. В дальнейшем она в аэровокзале больше не появлялась. Причина, по которой сокол попал в вентиляционный ход, не установлена.

На протяжении гнездового сезона степные пустельги охотились на грунтовых участках лётного поля и привокзальной площади, на искусственных покрытиях (перрон, взлётно-посадочная полоса, рулёжные дорожки), занимающих большую площадь на аэродроме. По содержимому погадок, регулярно появлявшихся под нишей, можно утверждать, что основу питания степных пустельг составляли различные прямокрылые. Некоторые погадки полностью состояли из чешуи и костей прытких ящериц Lacerta agilis. Останков мелких млекопитающих и птиц ни разу не обнаружено.

Рис. 1. Слева – обилие итальянского пруса Calliptamus italicus на искусственных покрытиях, 15.07.2024; справа – место гнездования степной пустельги Falco naumanni в здании аэровокзала, 07.08.2025. Аэропорт Ростов-на-Дону (Платов). Фото автора

Рис. 2. Самка степной пустельги Falco naumanni , отловленная в здании аэровокзала. Аэропорт Ростов-на-Дону (Платов). 23.04.2025. Фото автора

Следует отметить, что численность грызунов на аэродроме резко упала ещё в 2024 году, в 2025 не восстановилась и продолжала находиться на крайне низком уровне. Однако летом 2024 и 2025 годов на аэродроме наблюдались пиковые значения обилия итальянского пруса Calliptamus italicus . Местами на искусственных покрытиях собиралось по несколько десятков экземпляров этих насекомых на 1 м2 (рис. 1). Не меньшее их количество находилось и в траве. В эти же годы на лётном поле заметно возросла численность прытких ящериц. Обилие и доступность пруса и ящериц привлекло на аэродром многих хищников, а так -же обусловило постоянные прилёты на кормёжку белых аистов Ciconia ciconia , гнездящихся в окрестностях, о чём сообщалось (Забашта 2024).

Количество птенцов в выводке степной пустельги точно не установлено — их не было видно в нише. По-видимому, они покинули гнездо в середине июля. В это время над аэровокзалом можно было наблюдать 4-5 степных пустельг, поэтому, скорее всего, вылетевших слётков было 2-3. В дальнейшем они покинули это пространство и переместились на лётное поле, где встречались на протяжении светлого времени суток среди обитающих здесь же обыкновенных пустельг Falco tinnunculus . Судя по отсутствию свежих погадок, хищники на место своего гнездования больше не возвращались. С начала июля, после уборки урожая зерновых на прилегающих к аэродрому сельскохозяйственных полях, соко -лы стали часто охотится за пределами лётного поля. Пойманных насекомых они разделывали, сев на передискованное поле или периметро-вое ограждение, но иногда поедали жертву в воздухе. К концу июля большинство степных пустельг, скорее всего, откочевало, поскольку до сентября на аэродроме достоверно регистрировались лишь дважды (11 и 14 августа). Возможно, самка и молодняк продолжали находиться на аэродроме или в его ближайших окрестностях, но были пропущены из -за невозможности выявить их среди многочисленных обыкновенных пустельг, но самец (взрослый или перелинявший молодой) обнаружен за этот период только один раз (рис. 3).

Аэродром Ростов-на-Дону (Платов) построен среди сельскохозяйственных полей в удалении от населённых пунктов и открыт в конце 2017 года. Начиная с 2019 года на нём ежегодно стали регистрироваться степные пустельги, преимущественно в период осенней миграции (За-башта 2020, 2022). В сентябре 2024 года на аэродроме отмечено максимальное единовременное число этих хищников — 5 особей. Кроме них, в этот период в районе аэродрома держалось 15-23 обыкновенных пус -тельг, а также одиночные кобчики Falco vespertinus (Забашта 2025). Очевидно, всех мелких соколов привлекало на лётное поле обилие насекомых, в первую очередь различных саранчовых, за которыми они охотились и на прилегающих сельскохозяйственных полях. По -видимому, хорошая кормовая база, из-за которой степные пустельги ежегодно за- держивались на аэродроме в предыдущие годы, а также подходящие условия для устройства гнезда в появившейся потолочной нише здания аэровокзала и обусловили выбор соколами места для размножения, удалённого на несколько сотен километров от известных мест гнездования.

Рис. 3. Молодая птица и самец степной пустельги Falco naumanni на аэродроме Ростов-на-Дону (Платов) и прилегающих сельскохозяйственных полях.

11 и 14.08.2025. Фото автора

На протяжении всех лет эксплуатации нового аэродрома (2017-2024) степные пустельги в репродуктивный период не встречены. Хотя на его территории в отдельно стоящем здании пожарной части несколько лет назад сильным ветром был сорваны в двух местах облицовочные плиты (такие же, как и на внешних стенах аэровокзала). При их отсутствии на боковых стенах открылись глубокие ниши: одна на уровне 2-го этажа, другая — на уровне 4-го этажа, в целом аналогичные той, где поселилась пара степных пустельг. Но появившиеся подходящие места в тот же год стали использовать для размножения обыкновенные пустельги, которые продолжают в них гнездиться по настоящее время, и других соколов возле этого здания не отмечалось. Указанные обстоятельства служат подтвер -ждением того, что степные пустельги впервые загнездились на аэродроме в 2025 году, но предпосылки к этому сложились раньше.

Степные пустельги, обитающие в репродуктивный сезон в разных по размерам населённых пунктах, селятся колониально, но в удалении от них, по-видимому, могут гнездиться и одиночно. В описанном случае пара степных пустельг выбрала себе место для размножения в удалённом от городов и посёлков хозяйственном объекте, на котором уже многие годы существует гнездовая группировка из 4 -7 пар обыкновенных пустельг. Все соколы совместно используют локальное обилие кормовых ресурсов, приуроченное к территории аэродрома, и каких-либо антагонистичных взаимоотношений между двумя видами не наблюдалось.

Рис. 4. Различия в цвете когтей обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в зависимости от падения прямых солнечных лучей.

Аэропорт Ростов-на-Дону (Платов). 16.09.2025. Фото автора

Сходство самок и молодняка текущего сезона степной пустельги с особями родственного вида затрудняет их обнаружение в местах, где держатся обыкновенные пустельги, особенно там, где наблюдаются совместные скопления этих соколов. Основным признаком, делающем возможным определение степной пустельги (кроме самцов во взрослом оперении), является цвет когтей. Рассмотреть его у птиц, не подпускающих к себе близко, удаётся крайне редко. Но в некоторых случаях и этот признак может проявляться очень своеобразно, а именно в зависимости от падения прямых солнечных лучей один коготь на одной лапе у одной особи обыкновенной пустельги может быть тёмным, а другой — светлым (рис. 4). Скорее всего, это результат блика на гладкой поверхности роговых чехлов, поскольку связывать такие цветовые вариации с гибридным происхождением данной особи нет оснований. Несмотря на это, тща- тельное наблюдение за мелкими соколами во время осенней миграции даёт возможность надёжного определения степных пустельг в местах, где они появляются. Регулярное, фактически ежегодное появление степных пустельг в осеннее время на аэродроме, расположенном на юго-западе Ростовской области, на значительном удалении от основной части ареала, а в последний год и размножение одной пары, указывает на то, что и в других сходных по биотопическим условиям районах также возможны встречи этих соколов, включая гнездование. Это может быть следствием наметившейся в последние десятилетия положительной динамики численности вида, прослеживаемой и в европейской части России. Но в настоящее время, по-видимому, подавляющее большинство особей этого вида пролетает через низовья Дона, а возможно, и через прилегающие регионы фактически не замеченными.