Горгона в религии меотов

Бесплатный доступ

Огромная популярность изображений Горгоны Медузы (преимущественно горгонея) на различных артефактах, обнаруженных в курганах Скифии и Боспора, обычно объясняется апотропеическим значением её образа, которое было обусловлено влиянием греческой культуры на варваров. Однако находку золотого горгонея, который был главным объектом поклонения в одном из меотских святилищ у аула Уляп (Адыгея), таким образом интерпретировать невозможно. Сходство между Горгоной Медузой и древней чеченской и ингушской богиней-матерью Тушоли, которая почиталась в виде зловещей маски, позволяет предполагать, что в горгонее меоты видели образ одной из главных ипостасей Великой богини, которую почитали и другие местные племена Причерноморья. Кроме того, у варваров, которые практиковали ритуальное отсечение человеческой головы и окружали её религиозным почитанием, горгоней должен был ассоциироваться с этим культом.

Еще

Античная археология причерноморья, скифия, боспор, адыгея, меоты, чеченцы, ингуши, религия и культы, горгона медуза, тушоли, великая богиня, культ отрубленной человеческой головы

Короткий адрес: https://sciup.org/14123582

IDR: 14123582

Список литературы Горгона в религии меотов

  • Авалиани Э. 2012. Монстры эллинского мифа и их периферийные варианты. ЕХОЛИ. Философское антиковедение и классическая традиция. Вып. 6. № 2, 306—322.
  • Акиева П.Х. 2017. Архетипическое в этнокультуре ингушей (на материале мифологии, нартского эпоса и обрядов жизненного цикла). Автореф. дисс... докт. ист. наук. Махачкала: Дагестанский научный центр РАН.
  • Андерсен В.В. 2007. Мифологические основы предания о лидийском царе Гиге. Новый Гермес I, 10— 16.
  • Беглова и др. 2014: Беглова Е.А., Габуев Т.А., Ксенофонтова И.В., Носкова Л.М. 2014. Археология Северного Кавказа. Путеводитель по «Особой кладовой. Археология». Москва: Государственный Музей Востока.
  • Бессонова С.С. 1983. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова думка. Виноградов В.Б. 1966. Тайны минувших времен. Москва: Наука.
  • Галанина Л.К. 1980. Курджипский курган. Ленинград: Искусство. Гусева Н.Р. 1977. Индуизм. Москва: Наука.
  • Дувакин Е.Н. 2009. Голова Медузы Горгоны: семантика апотропея. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология 9, 97—104.
  • Захаров А.А. 1934-1935. Ингушская богиня Тушоли и Dea Sуria Лукиана. Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения VI.2, 118—128.
  • Канторович А.Р. 2002. Классификация и типология элементов «зооморфных превращений» в зверином стиле степной Скифии. В: Евглевский А.В. (ред.). Структурно-семиотические исследования в археологии. Т. 1. Донецк: ДонНУ, 77—130.
  • Круглов Е.А., Подопригора А.Р. 2017. Андрогинная Горгона римской Британии. Новый Гермес 10, 191—201.
  • Лаппо-Данилевский А., Мальмберг В. 1894. Курган Карагодеуашх. МАР 13.
  • Лесков и др. 2013: Лесков A.M., Беглова Е.А., Ксенофонтова И.В., Эрлих В.Р. 2013. Меоты Закубанья в середине VI — начале III вв. до н.э.: Некрополи у аула Уляп. Святилища и ритуальные комплексы. Москва: Наука.
  • Лосев А.Ф. 1999. Афина Паллада. В: Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. Санкт-Петербург: Алетейя, 227—328.
  • Малышев А.А. 1992. Позолоченные терракотовые медальоны с изображением Медузы Горгоны в Прикубанье. В: Кокорина Ю.Г., Переводчиков В.В. (ред.). Граковские чтения на кафедре археологии МГУ 1989—1990 гг. Материалы семинара по скифо-сарматской археологии. Москва: МГУ, 49—56.
  • Марковин В.И. 1994. Каменная летопись страны вайнахов. Памятники архитектуры и искусства Чечни и Ингушетии. Москва: Русская книга.
  • Марченко И.И. 1996. Сираки Кубани (По материалам курганных погребений Нижней Кубани). Краснодар: Кубанский государственный университет.
  • Маслов А.А. 2003. Инь и ян: хаос и порядок. В: Маслов А.А. (ред.). Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. Москва: Алетейя, 29—36.
  • Раевский Д.С. 1985. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. Москва: ГРВЛ.
  • Рахно К. 2019. Горгона в будiвельнiй керамщ античносп: витоки та семантика апотропею. Археолог1чна Керамолог1я. Отшне. № 2 (2), 93—119.
  • Ростовцев М.И. 1925. Скифия и Боспор. Критическое обозрение памятников литературных и археологических. Ленинград: Государственная академия истории материальной культуры.
  • Русяева М.В. 2002. Горгонейоны на произведениях торевтики из Скифских курганов. В: БЧ 3. Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь: Центр археологических исследований, 216—218.
  • Рябова В.А., Лежух И.П. 2001. «Чёрная археология» и история царя Скила. Восточноевропейский археологический журнал 2(9). URL: http://archaeology.kiev.ua/journal/020301/ryabova_lezhukh.htm (дата обращения 25.11.2021).
  • Семенов Л.П. 1959. Фригийские мотивы в древней ингушской культуре. Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Т. 1. Вып. 1. История, 197—219.
  • Скржинская М.В. 2010. Культурные традиции Эллады в античных государствах Северного Причерноморья. Киев: Институт истории Украины НАН Украины, 202—205.
  • Трубачев О. Н. 1976. О синдах и их языке. ВЯ 4, 39—63.
  • Цароева М. 2012. Тушоли — последняя богиня-мать Кавказа. Ростов-на-Дону: Южный издательский дом.
  • Шауб И.Ю. 1987. К вопросу о культе отрубленной человеческой головы у варваров Северного Причерноморья и Приазовья. В: Максименко В.Е., Раев Б.А. (ред.). Античная цивилизация и варварский мир в Подонье-Приазовье (тезисы докладов к семинару). Новочеркасск: [б.и.], 16.
  • Шауб И.Ю. 1992. Образ Медузы Горгоны в Северном Причерноморье. В: Древние культуры и археологические изыскания. Материалы к пленуму ИИМК 26—28 ноября 1991 г. Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 70—72.
  • Шауб И.Ю. 1999. Культ Великой богини у местного населения Северного Причерноморья. Stratum plus 3, 207—224.
  • Шауб И.Ю. 2006. Причерноморско-италийские этюды VI. Змееногая богиня в Скифии и Древней Италии. Итальянский сборник 9, 5—22.
  • Шауб И.Ю. 2007. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье VII—IV вв. до н.э. Санкт-Петербург: СПбГУ.
  • Шауб И.Ю. 2008. Италия—Скифия: культурно-исторические параллели. Москва; Санкт-Петербург: ИИМК РАН.
  • Шауб И.Ю. 2009. О семантике изображения Скиллы на зеркале из Артюховского кургана. В: Вахтина М.Ю., Соколова О.Ю., Грицик Е.В., Зуев В.Ю., Кашаев С.В., Хршановский В.А. (ред.). Боспорский феномен: искусство на периферии античного мира. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург: Нестор-История, 276—280.
  • Шауб И.Ю. 2010. Об архаических чертах в культе Деметры в Ольвии. Новый Гермес 4, 5—14.
  • Шауб И.Ю. 2011. Эллинские традиции и варварские влияния в религиозной жизни греческих колоний Северного Причерноморья (VI—IVвв. до н.э.). Saarbrücken: LAP.
  • Шауб И.Ю. 2014. Боспорские курганы и загробные представления боспорян. БИ ХХХ, 639—694.
  • Шауб И.Ю. 2017a. Боспорское жречество. БИ XXXIV. Элита Боспора Киммерийского: Традиции и инновации в аристократической культуре доримского времени, 288—324.
  • Шауб И.Ю. 2017b. Монстры в культуре скифов. Новое прошлое 4, 25—47.
  • Шауб И.Ю. 2019. Монстры в древности. Первобытность. Эгейская культура. Древний Восток. Античный мир. Фуртай Ф.В. (ред.). Архетип Ночи в мировой культуре. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А С. Пушкина, 211—234.
  • Шауб И.Ю. 2020. Боспорская Ио. Новый Гермес 12-1, 130—138.
  • Шиллинг Е.М. 1931. Ингуши и чеченцы. Религиозные верования народов СССР. Т. 2. Москва; Ленинград: Московский рабочий, 9—40.
  • Элиаде М. 1999. Очерки сравнительного религиоведения. Москва: Ладомир.
  • Эрлих В.Р. 2002. Украшения из Тенгинских святилищ. В: Вахтина М.Ю., Зуев В.Ю., Кашаев С.В., Хршановский В.А. (ред.). Боспорский феномен: погребальные памятники и святилища. Материалы международной научной конференции. Ч. 2. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 232—236.
  • Эрлих В.Р. 2012. Украшения из золоченой терракоты в меотских памятниках Прикубанья (к проблеме культурных контактов в раннеэлинистическое время). В: Журавлев Д.В., Фирсов К.Б. (отв. ред.).
  • Евразия в скифо-сарматское время. Памяти Ирины Ивановны Гущиной. Москва: ГИМ, 259—273 (Труды ГИМ 191).
  • Christou A.Ch. 1968. Potnia Theron: eine Untersuchung über Ursprung, Erscheinungsformen und Wandlungen der Gestalt einer Gottheit. PhD Thesis. Thessalonike.
  • Erlikh V. 2011. Gilded Terracotta Jewellery from Meotian Sites of the Kuban Region: the Problem of Intercultural Contact in the Early Hellenistic Period. PONTIKA 2008. Recent Research on the Northern and Eastern Black Sea in Ancient Times. Proceedings of the International Conference, 21st — 26th April 2008, Krakow, 113—128 (BAR Intern. ser. 2240).
  • Frothingham A.L. 1911. Medusa, Apollo and the Great Mother. AJA. Vol. 15. No. 3, 349—377.
  • Frothingham A.L. 1922. Medusa as Artemis in the Temple at Corfu. AJA. Vol. 26. No. 1, 84—85.
  • Gimbutas M. 1989. The Language of the Goddess. New York: Thames and Hudson.
  • Krauskopf I. 1988. Gorgo, Gorgones. LIMC IV: 285—330.
  • Marinatos S. 1927—1928. Topyovsg Kai Topyovsia. АрхшоХоугщ E^n^spiq 1927—1928, 7—41.
  • Rostovtzeff M. 1922. Iranians and Greeks in South Russia. Oxford: Clarendon Press.
  • Rose H. 1928. Handbook of Greek Mythology. London: Methuen & Co.
  • Smith S. 1926. The face of Huwawа. Journal of the Royal Asiatic Society 26, 440—442.
  • Wilk St. 2000. Medusa: solving the mystery of the Gorgon. Oxford: Oxford University Press.
  • Ziegler K. 1912. Gorgo. In: Wissowa G., Kroll W. (Hrsg.). Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung. Bd. 14. Hb. 2. Glykyrrh—Helikeia. Stuttgart: J.B. Metzlersche Buhhandlung, 1630—1655.
  • Zolotnikova O.A. 2016. A hideous monster or a beautiful maiden?: Did the Western Greeks alter the concept of Gorgon? In: Reid H.L., Tanasi D. (eds.). Philosopher Kings and Tragic Heroes: Essays on Images and Ideas from Western Greece. Sioux City: Parnassos Press, 353—370.
Еще
Статья научная