Горихвостка-чернушка Phoenicurus ochruros: вокальная активность самцов и наличие гнездовой пары
Автор: Михайлов Константин Евгеньевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 905 т.22, 2013 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Михайлов К.Е. 2011. Горихвостка-чернушка: вокальная активность самцов и наличие гнездовой пары // Московка 14: 58-59.
Короткий адрес: https://sciup.org/140153606
IDR: 140153606
Текст краткого сообщения Горихвостка-чернушка Phoenicurus ochruros: вокальная активность самцов и наличие гнездовой пары
К. Е. Михайлов
Второе издание. Первая публикация в 2011*
Европейский подвид горихвостки-чернушки Phoenicurus ochruros gibraltariensis (J.F.Gmelin, 1789) является расселяющейся формой, синантропная экоморфа которого осваивает в последние десятилетия территорию восточной Европы (Snow, Perrins 1998). В первом десятилетии XXI века горихвостка-чернушка стала обычным гнездящимся видом центра европейской части России (Редкие виды ... 1998), в том числе по правобережью Оки в окрестностях Пущино, где она гнездится в городских кварталах, посёлках и на дачных участках (Архипов 2008).
Очень часто вывод о наличии гнездовой пары чернушки делается на основе регистрации активно поющих на конкретной территории самцов. Мы приводим в этой заметке данные, которые заставляют более осторожно относиться к таким выводам. По-видимому, как и у других активно расселяющихся популяций воробьиных птиц, на «передовой линии» расселения и в данном случае могут преобладать самцы, часть которых, несмотря на активное пение, может долгое время или совсем оставаться без пары. Наблюдения проведены на территории садового товарищества в 5 км от Пущино (Серпуховский район Московской области) с апреля по август 2011 года.
Два самца горихвостки-чернушки (взрослый и первогодок самочьей окраски) появились на территории садового товарищества к 26 апреля и пели очень активно (их было слышно каждый день утром и вечером, с перерывами днём) в течение двух месяцев (май и июнь). Обе птицы пели исключительно на коньках крыш нескольких дачных домиков в рамках больших и соприкасающихся (смежных) индивидуальных территорий площадью каждая примерно 1 га (приблизительно 100x150 и 100x100 м). На каждой из территорий находился выдающийся в «общем рельефе» высокий двухэтажный деревянный дом. Никаких признаков кормления птенцов в мае и июне не отмечено; второй птицы (самки) не было видно, слётки не появлялись и вряд ли могли быть пропущены. Самка впервые отмечена на территории самца-первогодка 9 июля, а с 10 июля этот самец полностью прекратил пение и исчез с крыш своего участка (создавалось впечатление, что он исчез совсем). Взрослый самец пел ещё 3-4 дня и тоже «исчез» (не было слышно ни одной песни, не виден на крышах домиков на своём участке). Однако с 13 июля самец-первогодок (а затем и его самка) были обнаружены в пределах вокального участка самца, где ежедневно добывали корм. Слётки впервые отмечены на их участке 25 июля. Они продолжали держаться на постройках рядом с домом, где, вероятнее всего, было расположено гнездо (прорехи в крыше, незадействованный жильцами второй этаж), как минимум в течение недели. Выводок слётков на участке взрослого самца (который, казалось, исчез с 12 июля) обнаружен 29 июля. В этот же день оба самца снова запели после более чем двухнедельного молчания.
Расчёты показывают, что в паре самца-первогодка птенцы вылупились примерно 9-10 июля (кормление птенцов у этого вида занимает 12-17 дней, по данным «Birds of the Western Palearctic»). Именно в эти дни и стала заметна самка, которая начала активно кормить птенцов. Примерно 27-28 июня она должна была начать обогревать кладку, поскольку насиживание у этого вида занимает 11-12 дней. Следовательно, самец-первогодок образовал пару на несколько дней раньше 27 июня. Похоже, что в кормлении самки он активного участия не принимал. Благоприятные погодные и температурные условия, вероятно, позволяли самке регулярно оставлять гнездо.
Пара взрослого самца образовалась, по-видимому, в те же дни (с разницей в 2-3 дня). Это позволяет предположить, что самки, появившиеся в нашем садовом товариществе после 20 июня, закончили перед этим первый цикл размножения с другими самцами в других местах (дачных посёлках, деревнях, городе) в окрестностях Пущино, т.к. полный цикл размножения от постройки гнезда до окончания кормления слётков составляет, по расчётам, 35-40 дней. Если это так, то для этих двух самок поздне-июльские выводки стали вторыми за сезон.
Заключение . Наблюдавшиеся самцы горихвостки-чернушки, оставаясь без пары в течение почти двух месяцев, не прекращали активного пения и не покидали своих индивидуальных территорий. Оба дождались самок в конце июня и образовали пары, которые благополучно вывели птенцов. В дни вылупления птенцов в гнёздах оба самца резко прекратили патрулирование своих территорий с песней и в целом изменили ритм своей суточной активности. Вылет слётков был обозначен (с паузой в несколько дней) возобновлением вокальной активности самцов. Таким образом, песенная активность самцов горихвостки-чернушки в течение долгого времени (несколько недель) может рассматриваться как косвенное свидетельство того, что самцы пока остаются холостыми и не имеют пары.