Гормонально-гуморальные сдвиги при приеме пищевого завтрака в условиях эмоционального стресса
Автор: Смелышева Л.Н.
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Интегративная физиология, восстановительная и адаптивная физическая культура
Статья в выпуске: 4 (44) т.1, 2005 года.
Бесплатный доступ
Установлено, что пищевая нагрузка (100 г мяса и 200 мл несладкого чая) вызывает повышение содержания в плазме крови гастрина, кальцитонина, соматотропного гормона и цАМФ. При действии эмоционального стресса пищевая нагрузка еще в большей мере повышала концентрацию в плазме крови соматотропного гормона и паратгормона и снижала концентрацию гастрина и кальцитонина.
Короткий адрес: https://sciup.org/147151990
IDR: 147151990
Текст научной статьи Гормонально-гуморальные сдвиги при приеме пищевого завтрака в условиях эмоционального стресса
Важнейшими функциями пищеварительной системы является поэтапный гидролиз сложноструктурных элементов пищи до мономеров, пригодных к всасыванию, и участие нутриентов в метаболических реакциях. Прием пищи вызывает в организме повышение основного обмена, иногда до 40-50 % [12]. Происходит усиление дыхания, увеличение уровня глюкозы в крови, активизируется состояние симпатико-адреналовой системы, щитовидной железы, надпочечников, гипоталамуса, развивается пищевой лейкоцитоз. Такие биохимические изменения обусловлены специфическим динамическим действием пищи и связаны с переходом организма из одного функционального состояния в другое [1, 5, 7, 11, 12]. Этот процесс опосредован изменениями в работе нервных и гормональных звеньев регуляции, в частности, гормонов желудочно-кишечного тракта. Активация систем регуляции происходит также при эмоциональном и умственном напряжении, когда реализация стресс-реакции на периферии включает гуморальный контур регуляции. Пищеварительная система, испытывая на себе в полной мере влияние эмоционального напряжения, в тоже время играет важную роль в формировании гормонального фона организма после приема пищи [5, 7,9].
В данной работе приводятся сведения об изменениях гормонального статуса организма при приеме пищи в условиях эмоционального стресса. Для нас представляли интерес несколько гормональных звеньев: гипофизарный гормон анаболической направленности - соматотропин, именно эта ось участвует в реализации стресс-реакции; гормоны щитовидной и паращитовидной желез -кальцитонин и паратгормон, обладающие разнонаправленными эффектами; концентрация эндогенного гастрина, а также циклические нуклеотиды, как универсальные мессенджеры всех гормональных реакций.
Методы исследования
В исследованиях принимали участие испытуемые-добровольцы, мужчины в возрасте 21-25 лет. Все они являлись студентами выпуск ного курса Курганского государственного университета. Перед исследованием проведен тщательный отбор и углубленное медицинское обследование. В анамнезе указаний на заболевания желудочно-кишечного тракта не было. По состоянию здоровья все испытуемые были отнесены к основной медицинской группе.
В качестве экспериментальной модели эмоционального стресса использовали сдачу государственных экзаменов. В нашей лаборатории такая модель стресса была использована Для изучения деятельности пищеварительных желез и их регуляции, а также гидролиза и всасывания углеводов [6, 14]. В этих условиях отмечалось психоэмоциональное напряжение и активация симпатоадреналовой системы. Причины, вызывающие данные реакции обусловлены рядом факторов: волнение, случайный выбор билета, необходимость подготовки в короткий промежуток времени и т. д.
Для характеристики уровня эмоционального напряжения у обследуемых троекратно проводилось измерение пульса и артериального давления, определяли уровень глюкозы. За неделю до сдачи экзамена в условиях эмоциональной стабильности пульс был равен 64,1 ±3,0 уд./мин, артериальное давление 114,3 ± 1,9 / 74,3 ± 1,7 мм рт. ст. При заходе в аудиторию 75,5 ± 2,3 уд./мин. и 125 ± 2,9 / 78,1 ± 2,4 мм рт. ст. При взятии билета 92,3 ± 3,6 уд./мин и 138,3 ± 2,7 / 91,6 ± 1,5 мм рт. ст. У отдельных испытуемых пульс во время взятия билета достигал 160-170 уд./мин. Концентрация глюкозы в крови в день сдачи экзамена достоверно возрастала.
Стандартный завтрак (пищевая нагрузка) включал 100 гр. молотого мяса говядины (в котлете, приготовленной на пару) и 200 мл несладкого чая. Исследовались фоновые показатели, и через 7-10 дней пищевой завтрак принимался в условиях эмоционального напряжения.
Содержание гормонов: соматотропного, гастрина, инсулина, паратгормона, кальцитонина и циклических нуклеотидов в сыворотке крови определяли натощак, через 30, 60, 120 мин после приема пищи. Исследование проводили методом радиоиммунного анализа с помощью промышлен- обрабатывали методом вариационного и корреля-ных наборов: GASK, HGHK, PTN-RIA-100, фирмы ционного анализа [10].
«СЕА-IRE-SORIN» (Франция, Бельгия, Италия),
RIA-mat CALCIOTONIN 2 фирмы «Вук Результаты исследования и их обсуждение Malinckrodt» (ФРГ). Определение гормонов произ- Пищевая нагрузка и эмоциональное на водили в лаборатории ядерных исследований пряжение оказывают существенное влияние на ВКНЦ ТиО (заведующий лабораторией доктор содержание гормонов в сыворотке крови испы-мед. наук А.А. Свешников). Полученные данные туемых (см. рисунок).
гастрин

СТГ

мин
ГПТ
160 -1
кальцитонин
140 ■
| 120 -в
100 -

80 4-------,—......-,........ ,............, натощак 30 60 120

0,4 -
0,2 4—........-1-----г.............г-----, натощак 30 60 120
мин
мин
цГМФ

цАМФ
I 60 1« е 20

натощак 30
60 120
мин
0,5 4-----,--------,-----.--- натощак 30 60 120
——♦—эмоциональное напряжение мин — О — эмоциональная стабильность
Комбинированное влияние эмоционального напряжения и пищевой нагрузки (100 г мяса и 200 мл несладкого чая) на динами^ концентрации некоторых гормонов и циклических нуклеотидов
Интегративная физиология, восстановительная и адаптивная физическая культура
Полученные данные позволяют говорить о стимулирующем действии белкового завтрака на секрецию гормонов. Однако необходимо отметить, что повышение уровня гормонов после приема пищи происходило в различные временные промежутки. Параллельно росту концентрации эндогенного гастрина, стимулированного приемом пищи, отмечалось повышение уровня кальцитонина. Существуют литературные данные о том, что пентагастрин и гастрин являются стимуляторами секреции и кальцитонина. Имеются сведения, что эндогенный гастрин, повышающийся в процессе переваривания пищи, достоверно увеличивал секрецию кальцитонина в экспериментах у животных [13]. Эти данные согласуются с полученными нами при обследовании людей.
Разнонаправленные сдвиги отмечены в уровне паратгормона и кальцитонина. Концентрация кальцитонина после приема пищи повышалась, достигая пика на 30 минуте. К концу первого часа она постепенно снижалась, а к 120-й минуте отмечалось восстановление уровня гормонов до исходного. Более быстрое реагирование кальцитонина очевидно связано с одной из его физиологических функций - предотвращением чрезмерного повышения концентрации кальция в сыворотке крови после приема пищи. Установлено, что у животных после тиреоидэктомии богатая кальцием диета приводит к развитию гиперкальциемии [13].
Прием пищи вызывал повышение уровня соматотропного гормона. Эти сдвиги наблюдались уже на 30 минуте после белкового завтрака. К концу первого часа отмечалось снижение концентрации гормона, которая в дальнейшем вновь повышалась. Секреция соматотропина лабильна, она изменяется при физической нагрузке, гипогликемии, метаболических воздействиях, гипертермии [2,15].
Я.М. Вахрушевым установлено [1], что у здоровых людей белковый завтрак стимулирует продукцию большинства гормонов, в частности, соматотропного на 240 %, тиреотропного на 40 %, гастрина на 50 %. Аналогичные данные получены в нашей лаборатории А.П. Кузнецовым [8], пищевой завтрак в виде 100 г мяса и 200 мл несладкого чая вызывал повышение таких гормонов как гастрин, соматотропин, кальцитонин.
Прирост гастринэмии отмечал М.И. Думеш как ответ на стандартную пищевую нагрузку. По данным автора, повышение уровня гастрина отмечалось у 2/3 обследованных лиц, наиболее выраженное через 1 час после приема пищи [3].
Г.Ф. Коротько, А.А. Аблязов отметили повышение гастрина в сыворотке крови у 13 клинически здоровых лиц после приема пробного завтрака [6].
Значительные сдвиги отмечены в концентрации цАМФ. Его уровень повышался в течение первого часа после приема пищи. Концентрация последнего увеличилась более чем в три раза по сравнению с исходной. В течение второго часа отмечалось снижение уровня цАМФ, не достигающее первоначальных значений. Разнонаправ-лено изменялась концентрация цГМФ, понижаясь в течение первого часа и восстанавливаясь к концу второго. Являясь вторичными мессенджерами, цАМФ и цГМФ в основном сосредоточены в плазматических мембранах. Транспорт цАМФ через клеточную мембрану может регулироваться гормонами, обладающими органотропным действием [18]. Увеличение в крови и моче циклических нуклеотидов связано с такими гормонами, как нейротензин, кальцитонин, соматокринин [4].
Значительный интерес представляло исследование комбинированного воздействия пищевой нагрузки и эмоционального напряжения на гормональные сдвиги в крови.
Прием пищи в условиях эмоционального напряжения значительно изменял фоновый уровень гормонов и циклических нуклеотидов. При эмоциональном напряжении мы не выявили стимулирующего воздействия пищи на уровень эндогенного гастрина. В этих условиях его концентрация достоверно не изменялась.
Роль симпатоадреналовой системы в регуляции секреции гастрина изучена мало. Ее активация в условиях эмоционального напряжения неоднозначно влияет на выработку гастрина. Так, Cooper отмечает повышение уровня гастрина при увеличении концентрации катехоламинов, в то время, как Blaier с соавт. выявили тормозный эффект на секрецию гастрина, наблюдавшийся при усилении симпатического влияния [16].
А.П. Кузнецов установил, что мышечная нагрузка после приема пищи достоверно снижает уровень эндогенного гастрина [8]. Так, на 15 минуте его уровень после комбинированного воздействия составлял 151 + 40 % против 267 + 40 % в условиях мышечного покоя. В наших исследованиях пищевая нагрузка, применяемая после эмоционального напряжения, приводила к некоторому снижению уровня кальцитонина в плазме крови. Таким образом, сопряженность в секреции гастрина и кальцитонина, имевшая место при эмоциональной стабильности, после приема пищи сохранялась и в условиях эмоционального напряжения. В условиях фона нами установлено стимулирующее действие пищи на концентрацию сомотропи-на и паратгормона. При эмоциональном напряжении отмечался рост уровня этих гормонов, достигающий пика на 30-й минуте (соматотропин) и к концу первого часа после приема пищи (паратгормон). В эти временные промежутки их концентрация возрастала до 205 ± 8% и 115 ± 4,9 % соответственно.
Согласно литературным данным секреция паратгормона возрастает под действием гистамина секретина, а также снижения концентрации кальция в плазме крови ниже 2,25-2,55 ммоль/л.
Смелышева П.Н.
Гэрмонально-гуморальные сдвиги при приеме пищевого завтрака в условиях эмоционального стресса
Известно, что холинерческие агонисты ингибируют выработку паратгормона, а стероидные гормоны усиливают его секрецию [17].
Таким образом, пищевая нагрузка в условиях эмоциональной стабильности вызывала повышение уровня соматропина и паратгормона. В условиях эмоционального напряжения после приема пищи мы отмечали потенцирование этого эффекта. Активация симпатоадреналовой системы оказывает стимулирующее действие на секрецию СТГ и ПТГ.
Выводы
Введение пищевого завтрака вызывает значительное повышение в плазме крови гастрина, кальцитонина, паратгормона, соматотропного гормона и цАМФ. Эмоциональное напряжение изменяет динамику выделения гормонов на пищевой завтрак:
-
а) на ЗО-й и 60-й минутах после введения пищевого завтрака практически отсутствуют пики повышения гастрина и кальцитонина;
-
б) динамика выделения паратгормона, соматотропного гормона и цАМФ на более высоком уровне повторяет динамику выделения этих гормонов в условиях эмоциональной стабильности.
Список литературы Гормонально-гуморальные сдвиги при приеме пищевого завтрака в условиях эмоционального стресса
- Вахрушев Я.М., Трусов В.В. Влияние приема пища с высоким содержанием белка на уровень некоторых гормонов в крови//Вопросы питания. -1983. -С. 32-35.
- Влияние гипертермии на некоторые гормональные и иммунные показатели человека/Т.В. Петрова, M.B. Васин, С.М. Разинкин, О.Г. Шаньгин//Физиология человека -1991. -Т. П. -№ 3. -С. 94-97.
- Думеш М.И. К вопросу о гормональной регуляции пищеварения. Физиология пищеварения и всасывания//Тезисы докладов XV Всесоюзной конференции. -Краснодар, 1990. -С. 98-99.
- Ивашкин В.Т., Васильев В.Ю., Северин Е.С. Уровни регуляции функциональной активности органов и тканей. -Л.: Наука, 1987. -272 с.
- Климов П.К. Пептиды и пищеварительная система (гормональная регуляция функций органов пищеварительной системы). -Л.: Наука, 1983. -272 с.
- Коротько Г. Ф., Аблязов A.A. Дифференцированность эндосекреторных реакций желудка, двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы на пробные завтраки разного состава//Физиология человека -1993. -№ 19. -№ 3. -С. 135-141.
- Коротько Г.Ф. Тиреотропин и тиреоидные гормоны в слюне человека до и после приема пищи//Вопросы питания. -1996. -№ 1. -С. 7-8.
- Кузнецов А.П. Эндокринные механизмы регуляции желудочной секреции в покое и при мышечной деятельности//Физиология человека. -1985. -Т. 11. -№ 1. -С. 138-146.
- Кузнецов А.П., Речкалов A.B., Смелышева Л.Н. Мобилизация адаптационных резервов желудочно-кишечного тракта при действии экстремальных факторов//XVIII съезд физиологического об-ва им. И.П. Павлова: Тезисы докладов. -Казань, 2001.
- Лакин Г.Ф. Биометрия: Учебное пособие для университетов и пединститутов. -М.: Высшая школа, 1980 -343 с.
- Морозов И.А. Новые представления о пищеварителъно-транспортном конвейере//Сб. науч. тр.: Ин-т питания АМН СССР. -1986. -№ 7. -С. 132-147.
- Уголев A.M., Лабушева М.А., Вахрушев Л.М. Кишечная гормональная система и специфическое динамическое действие пищи//Физиол. журнал СССР. -1989. -Т. 75. -№ 5. -С. 609-618.
- Цветкова Л.И. Кальций и кальцитонин в гуморальной регуляции желудочной секреции и их взаимодействие с гастроинтестинальными гормонами//Нейрогуморальная регуляция пищеварения. -М.: Медицина, 1983. -С. 111-134.
- Шпанов Н.Ю. Гидролиз и всасывание углеводов в покое и при мышечной деятельности: Автореф. дис.... канд. биол. наук. -Томск, 1992. -24 с.
- Knudtrson J., Bogsnes A., Norman N. Changes in prolactin and growth hormone level during hypoxia and exercise//Hormone metabol. -1989. -V. 21. -№ 8. -P. 453-454.
- The effect of sympathetic nerve stimulation on serum gastrin and gastrin acid secretion and mocosal blood flow respenses to meat extract stimulation in anesthetired cats/E.H. Blair, E.R. Grund, J.D. Reed et al.//J. Physiol. -1975. -P. 493-504.
- Watson Patricia H., Hanley David A. Parathyroid hormone: Regulation of synthesis and secretion//Clin. and Invest. Med. -1993. -V. 16. -№ 1. -P. 58-77.
- Zeitin F., Brasean P. GPE (somatocrinine) stimulates release of neurotensine calcitonine and CAMP by a rat С cell line//Biochem. Biophys. Res. Communs. -1984. -Vol. 1123. -№ 2. -P. 497-506.