Городская система расселения Саяно-Алтая
Автор: Тиникова Е.Е.
Журнал: Восточный вектор: история, общество, государство @eurasia-world
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 1, 2023 года.
Бесплатный доступ
Пространственная организация системы городских поселений Алтая, Тувы и Хакасии требует детального изучения, так как без ее исследования невозможно восстановить историю градообразования в регионе. В статье раскрываются факторы, которые оказали влияние на развитие городской системы расселения Саяно-Алтая. Сеть городских поселений региона отличается неравномерным распределением по территории. Большинство из них находится на востоке Хакасии, на границе с Красноярским краем, а также в центральных и западных районах Тувы. В республиках сложились линейная и точечная формы территориальной городской структуры. Отмечается, что для региона характерна высокая степень использования агломерационного потенциала. Преобразование системы расселения региона явилось одним из главных результатов процессов его урбанизации.
Городская система расселения, алтай, тува, хакасия, город, урбанизация
Короткий адрес: https://sciup.org/148327009
IDR: 148327009 | DOI: 10.18101/2949-1657-2023-1-17-22
Текст научной статьи Городская система расселения Саяно-Алтая
Тиникова Е. Е. Городская система расселения Саяно-Алтая // Восточный вектор: история, общество, государство. 2023. Вып. 1. С. 17–22.
Важнейшими факторами, оказывающими влияние на развитие поселенческой системы любого региона, являются географическое его положение, природноклиматические условия, наличие для возможности добычи полезных ископаемых, исторические обстоятельства, специфика хозяйственной специализации. Городские поселения национальных республик Саяно-Алтая в этом отношении не являются исключением.
Для сибирского макрорегиона при низкой заселенности территории и концентрации населения в отдельных локациях, зависимых от развития транспортной инфраструктуры и наличия природных ресурсов, характерна разреженность городской сети. Регион Саяно-Алтая является одной из подобных урбанизированных локаций.
Алтай, Тува и Хакасия к середине ХХ в. находились примерно в одинаковых климатических, но в разных природных и, что еще более важно, в транспортноинфраструктурных условиях, что в значительной степени определило различные пути дальнейшего развития их городских поселений. Отсутствие железнодорожного сообщения на Алтае и в Туве привело к тому, что их города не смогли во многом реализовать свой промышленный потенциал. Они, оказавшись в стороне от магистралей, перестали быть конкурентоспособными.
Несмотря на то, что в регионе насчитывается 11 городов и 8 поселков городского типа, по общему уровню урбанизации (50,7% в среднем по трем республикам) он уступает практически всем регионам России (в целом в Сибирском регионе 73%, в России 74,4%). Алтай традиционно относился к наименее урбанизированным регионам страны (28,9%). Тува на рубеже тысячелетий совершила так называемый урбанизационный переход, преодолев пятидесятипроцентную отметку превышения доли городского населения над сельским.
Отличительной особенностью Хакасии были значительно более интенсивные темпы урбанизации по сравнению с южными соседями, автономная область прошла пятидесятипроцентный рубеж доли горожан в общей численности населения еще в 1950-е гг., опередив общесоюзные показатели на целое десятилетие.
Не менее важными показателями урбанизированности территории являются плотность населения городов, густота городской сети, средний уровень людности городов. Исследователями Санкт-Петербургского государственного экономического университета были произведены расчеты для всех регионов России с учетом указанных показателей с целью отразить степень доступности городской среды для регионов страны [1]. Данные расчеты показали, что Хакасия (по состоянию на 2015 г.) относится к группе регионов со средним уровнем урбанизи-рованности территории с коэффициентом 109. С учетом того, что диапазон коэффициента урбанизированности территории этой группы регионов составляет 100–150, Хакасия и по названным показателям близка к категории регионов с крайне слабым уровнем урбанизированности территории.
Республики Алтай и Тува по данной классификации были отнесены к категории к крайне слабо урбанизированных территорий с коэффициентами 60 и 71 соответственно. Республика Алтай отмечена как наименее урбанизированный субъект Российской Федерации.
Еще одним важным для урбанистов показателем является соответствие людности городов региона правилу «ранга — размера» Дж. Ципфа, согласно которому второй по людности город должен уступать по численности первому не более, чем в 2,5 раза, такая же закономерность должна прослеживаться и между вторым и третьим городами. Интересно, что этому правилу соответствует всего 13 субъектов России, в том числе и Хакасия по первому показателю, а также 3 субъекта, в том числе и Хакасия — по второму [1, с. 75]. Это свидетельствует о том, что в республике не только Абакан, но и Черногорск как второй город региона, и Саяногорск как третий город, являются самостоятельными элементами системы городского расселения, они в полной мере выполняют все характерные для городов функции.
В Туве, напротив, только столичный Кызыл соответствует представлениям о типично городском поселении с имеющимся набором всех городских функций.
Спецификой урбанизации национальных республик Саяно-Алтая является большая доля малых городов численностью до 50 тыс. чел. Доля городского населения малых городов в регионе в 1945 г. составляла 100%, в 1959 г. — 65,8%, в 1979 г. — 46,9%, в 1989 г. — 39,5%, в 2020 г. — 26%.
Количество людей, проживающих в «настоящих городах» (свыше 100 тыс. чел.) региона, постоянно растет. Если в 1989 г. к этой категории относился только город Абакан, в котором проживало 25,4% всех горожан региона, то сейчас два города — Кызыл и Абакан, — в которых проживает 50,5% городского насе- ления национальных республик Саяно-Алтая, то есть сегодня «настоящим горожанином» может назвать себя каждый второй городской житель изучаемой территории. Роль этих больших городов сложно переоценить, так как они являются важнейшими элементами пространственной организации в трех республиках и несут на себе функцию генерирования стандартов городского образа жизни. Следует отметить, что процесс их эволюции из категории малых городов занял длительный исторический период, что является их яркой отличительной особенностью от других столичных городов. Абакан преодолел этот путь за 40 лет. Кызылу понадобилось более 80 лет, чтобы дорасти до категории большого города.
Сеть городских поселений региона отличается неравномерным распределением по территории. Большинство из них находится на востоке Хакасии, на границе с Красноярским краем, а также в центральных и западных районах Тувы.
Неравномерное распределение городских поселений по территории обусловлено как природно-географическими особенностями, так и экономическим развитием Алтая, Тувы и Хакасии в советский и постсоветский периоды. Большую роль при генезисе городских поселений всегда играет наличие крупных рек (Енисей и Абакан, вдоль которых сегодня и расположено большинство городских поселений), полезных ископаемых, а также решающее значение имеет степень развитости транспортной инфраструктуры, системы развития различных отраслей народного хозяйства. Длительные социально-экономические и политические связи Хакасии с Красноярским краем, Алтая с Алтайским краем обусловили непосредственно территориальную близость развивающихся городских поселений региона от поселений данных субъектов.
В республиках Саяно-Алтая сложились следующие формы территориальной городской структуры: линейная (городские поселения Хакасии и Тувы вдоль рек и трассы М 54) и точечная (отдельные городские поселения, формируемые, как правило, в местах добычи и переработки полезных ископаемых).
Для региона характерна высокая степень использования агломерационного потенциала. При этом помимо агломераций, увязанных со столичными городами, имеют место мини-агломерации, связанные с организацией сельской местности вокруг малых городов, что ведет к интенсивному включению городских принципов жизни в сельскую среду.
Самой крупной агломерацией региона является Абакано-Черногорская агломерация. Еще в советские годы при планировании развития городов Абакана и Черногорска шла речь о создании единой Абакано-Черногорской агломерации. По существу, с точки зрения ежедневного маятникового передвижения населения эта агломерация уже сложилась, и здесь сосредоточена большая часть городского населения республики — 73,8% (262,6 тыс. чел. в 2020 г.). Абакан как город-центр постепенно прирастал все новыми поселениями-спутниками. В зоне его влияния (примерно 25-километрового радиуса) помимо Черногорска находятся населенные пункты Усть-Абаканского и Алтайского районов, а также Красноярского края, в том числе город Минусинск. Исторически это оправдано, так как с 1970-х гг. с начала формирования Саянского ТПК Хакасия и южные районы Красноярского края имеют крепкие социально-экономические связи, особенно сильны они были и остаются до сих пор между главными промышлен- ными узлами территориально-производственного комплекса — Абаканским, Черногорским, Минусинским и Саяногорским1.
Центром еще одной агломерации Хакасии является город Саяногорск. В его орбиту включены поселки Майна и Черемушки, а также близлежащие сельские населенные пункты (агломерация в 2020 году насчитывает 59,5 тыс. человек, или 11,2% всего населения республики). Является ли Саяногорская миниагломерация в традиционном смысле агломерацией, с характерными для нее признаками, — вопрос спорный. Полагаем, что в условиях невысокой численности и плотности населения в регионе, а также степени вовлеченности населения близлежащих поселений во все сферы городской жизни Саяногорска, можно констатировать, что агломерация сложилась, а городу присущи все признаки ее ядра.
Кызыл и Горно-Алтайск как региональные столицы также притягательны для мигрантов. Вокруг этих городов концентрируется сельское население, развиваются их пригородные зоны.
Данный тренд характерен для большинства столичных городов, но каждый из них имеет свои особенности пригородного развития. Так, Горно-Алтайск имеет невысокий миграционный прирост по сравнению со своими пригородами. На границах с городом расположено одно из самых крупных сел России — Майма, население которого составляет почти половину жителей столицы Горного Алтая. Также в непосредственной близости с Горно-Алтайском находятся села Алферово, Кызыл-Озек, Карлушка, для которых также характерен миграционный прирост населения. Подавляющая часть жителей этих пригородов ежедневно вовлечена в маятниковую миграцию со столицей, «многие жители с. Майма фактически считают себя жителями столицы» [2, с. 61].
В Туве помимо Кызыла разрастается также примыкающий к нему пригородный поселок Каа-Хем. Здесь сложилась типичная для российской действительности ситуация, когда население столицы и его пригородной зоны растет за счет притока мигрантов. Причем Кызыл, с одной стороны, в последние годы стал выполнять роль некоего «перевалочного пункта», становясь местом временного оседания мигрантов, планирующих далее перебраться в другие регионы страны. С другой — особенностью Кызыла является значительный естественный прирост населения города, который ведет к омоложению его населения (сегодня средний возраст кызылчан — 30 лет).
Развитие субурбанизационных процессов вокруг Абакана, Горно-Алтайска и Кызыла влечет за собой нарастание ряда социальных проблем, прежде всего, угрозы безработицы и отсутствия социальной инфраструктуры в пригородах, а также транспортных и экологических, особо актуальных в последние годы для жителей Хакасско-Минусинской котловины.
Преобразование системы расселения региона явилось одним из главных результатов процессов его урбанизации. Сельско-городская миграция, градообра-зование и в последующем формирование агломераций сказались также на изменении структуры сельского расселения. Для отдаленных сельских районов национальных республик Саяно-Алтая стало характерным появление зон социально- демографического опустынивания, депопуляция сельских территорий, разрежение поселенческой сети и сосредоточение сельского населения в крупных селах и расположенных вблизи городов [3, с. 65].
В городских поселениях региона в постсоветский период сложилась своеобразная иерархия по степени их благосостояния, этим качеством могут «похвастаться» только республиканские столицы. Значимыми факторами развития остальных городских поселений остаются территориальная близость от центра региона и востребованность производимой ими продукции градообразующих предприятий на внешних рынках.
Таким образом, на территории Алтая, Тувы и Хакасии важнейшие факторы градообразования в середине ХХ в. носили экзогенный характер и были связаны с необходимостью освоения региона, политикой индустриализации и переселения населения с целью обеспечения промышленных объектов квалифицированными кадрами и рабочими руками. На первом этапе урбанизации региона основу городского расселения составляли малые города и поселки городского типа. Советский период урбанизации характеризуется активным наращиванием городских поселений в регионе и ростом численности их жителей. В постсоветский период траектория развития процессов градообразования резко изменилась на противоположную, что выразилось в административной рурализации. Однако в целом вектор урбанизационного развития региона не изменился и шел в русле общемировых закономерностей современной урбанизации в развивающихся странах. Это проявилось в росте значимости региональных столиц, усилении концентрации населения вокруг них, увеличении жилой застройки их пригородных территорий, формировании агломераций.
Относительная молодость всех городских поселений республик Саяно-Алтая, сравнительно низкие показатели урбанизированности населения, значительная роль сельско-городской миграции — причины, позволяющие предварительно говорить о сельских чертах, сохраняющихся в образе жизни и менталитете жителей региональных городов и выражающихся в их облике и сферах деятельности. Очевидно, что эти же факторы, а также распад СССР и реформы 1990-х гг. обусловили незавершенность урбанизации в стране в целом и в регионе в частности.
Список литературы Городская система расселения Саяно-Алтая
- Балабейкина О. А., Файбусович Э. Л. Уровень урбанизированности территории Российской Федерации: региональный разрез // Географический вестник. 2018. № 1 (44). С. 72-82. Текст: непосредственный.
- Бреславский А. С. Урбанизация в республиках Южной Сибири: динамика ключевых параметров (1989-2019) // Урбанистика. 2019. № 1. С. 58-67. Текст: непосредственный.
- Лушникова О. Л. Потенциал социального развития сельских территорий (на примере Республики Хакасия). Абакан: Бригантина, 2020. 212 с. Текст: непосредственный.