Городской образ жизни как составляющая часть культурной системы общества

Автор: Скрипачва Ирина Александровна

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Культура повседневности

Статья в выпуске: 2, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены особенности культурных практик городского образа жизни во взаимосвязи с ценностями, нормами поведения и образом жизни общества. Изучение особенностей образа жизни современного города помогает определить способы организации людей в городской среде, определить уровень потребностей и динамику содержательных характеристик культурной системы современного города.

Специфика города, культурная система, образ жизни, уровень потребностей, доступность культурных услуг, процессы саморазвития городов

Короткий адрес: https://sciup.org/170174090

IDR: 170174090

Текст научной статьи Городской образ жизни как составляющая часть культурной системы общества

За последние десятилетия вектор глобальных антропологических исследований был направлен на изучение урбанистической антропологии. В связи с этим изучение пространственно-географического распределения культурных тенденций в границах городов стало ориентироваться на выявление социокультурных проблем больших социальных систем — городов.

В современном употреблении термин «урбанизация» не ограничивается лишь указанием на рост численности городского населения, площадей городских территорий, количество самих городов. Скорее речь идёт о специфике социальных структур и культурных форм, позволяющих отдавать предпочтение исследованию городов — прежде всего крупных — нежели другим типам поселений. Особенности крупных городов — в разделении труда, социокультурном расслоении, характере организации пространственной среды, специфике социальной коммуникации и др. 1

В культурологических исследованиях подчёркивается, что в социальный организм города входят различные производственные и бытовые секторы, образующие определённую систему.

Система (от греч. Systema — целое) — объединение некоторого разнообразия в единое и чётко расчленённое целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующее им места 2.

Сторонники концепции «культурной системы» — Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер и другие — говорили об обществе как о структурированном целом, а о культуре — как о содержательном наполнении этой структуры 3.

Представление об обществе и культуре как об устойчивых образованиях, порождённых и поддерживаемых реализацией совокуп ности функций, необходимых для совместной лософии. 1969. № 2. С. 44; Коган Л., Покшишевский В. Урбанизация // БСЭ. Т. 27; Коган Л. Социально-культурные функции города и пространственная среда. М., 1982. С. 9.

жизнедеятельности людей, привело к формированию концепций социальной и культурной систем. А. Радклифф-Браун подчёркивал преимущества подхода Б. Малиновского, который предлагал «считать каждую культуру функционально взаимосвязанной системой» и пытаться обнаружить общие законы функционирования человеческого общества как целого 4.

Это был шаг в сторону объяснения существующих устойчивых социокультурных образований по сравнению с предыдущими функционалистскими теоретическими построениями, в которых культурные и социальные феномены рассматривались как самодовлеющая реальность, а группа людей определялась не через дифференциацию функций или ролей, а через интегрирующие её нормы или институты 5.

Во втором случае сравниваются не только количество элементов, но и порядок их связи, структура и правила взаимодействия. Однако причины культурных сходств и различий до сих пор составляют предмет научных исследований 6.

Определяя город как особую культурную систему необходимо доказать, что он обладает такими характеристиками, как определённые состояния объекта; присущие ему формы приспособления и обмен с соседствующими системами; их устойчивая статусная организация; характерные для них нормы и ценности.

Существование любой системы (в том числе и общества) характеризуется динамическим состоянием 7. Существование и развитие социальных систем — городов неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, осуществляемой через коллективную сознательную деятельность общественного человека, постольку социальные флуктуации (отклонения социума) реализуются, в конечном итоге, также через человеческую деятельность, через отклоняющееся поведение.

Когда город и культура рассматриваются как единая система, тогда перед исследователем возникают специфичные познавательные задачи. Во-первых, поскольку, по определению, фундаментальным свойством системы является взаимозависимость частей, или переменных, необходимо определить характер их взаимозависимости. Во-вторых, если система является целостным устойчивым образованием, возникает проблема сохранения или создания механизмов её поддержания. В-третьих, поскольку системы имеют внутреннюю и внешнюю подвижность, проблемой становится их изменение, то есть пути внутренней динамики, структурных модификаций.

Одним из важнейших свойств системы является то, что она обладает поведением. Сложные системы — организмы, личности и общества — обладают способностью накапливать и передавать информацию, в них возникают процессы управления и самоорганизации. Такая система, подвергнувшись разрушительному воздействию, способна возвращать себе равновесие.

Именно это свойство (восстановление равновесия, самоорганизация) и явилось для Т. Парсонса наиболее важной чертой социальной системы, поскольку «тенденция процесса взаимодействия к самосохранению есть первый закон социальных процессов» 8. Здесь важно найти ответ на вопрос: как город, являясь культурной системой, в процессе функционирования выживает в сложных обстоятельствах нежелательных вмешательств? Как возникают силы, которые устраняют нежелательные результаты и до какого предела социальная система сохраняет свою способность к самовосстановлению?

Теоретически рассуждая, можно провести аналогию между деятельностью организованных культурных моделей и другими компонентами живых систем. Организованные культурные модели, как и все другие компоненты живых систем, возникали, несомненно, благодаря эволюции 9.

Главные параметры культурной системы изменяются только на протяжении многих поколений, и они всегда являются общими для сравнительно небольших групп. Они никогда не бывают специфичными для одного или нескольких индивидов 10.

Политика, образование, наука, искусство возникают и развиваются в городской среде. Её отличительной особенностью является наличие общего настроения, общих духовных потребностей, объединяющих всех в одно целое.

Формирование в культурной системе города таких явлений, как «городской образ жизни», «уровень потребностей и доступности», «социальная престижность» и т.п., может рассматриваться в качестве оценочных характеристик этой системы. В этом случае город как культурная система рассматривается в динамике, и акцент делается на механизмах, действие которых обусловливает изменение значений при этих переменных. Когда система рассматривается в одном из возможных гармоничных состояний, то предметом изучения становятся механизмы поддержания этого состояния.

Предметно-бытовое окружение и восприятие окружающего пространства — это отдельные аспекты повседневности в культуре города. Они становятся более очевидными при сравнении городского и сельского образов жизни, и культур повседневности.

Сельский и городской человек — два разных существа. Но в начальный период они ещё незримо связаны между собой, а затем их связи постепенно «иссыхают» в толще городов 11.

Урбанистическому типу культуры свойственны определённые субстанциональные черты, обеспечивающие ускоренное, по сравнению с селом, движение социокультурной жизни. Причин здесь несколько.

Во-первых, особая подвижность населения больших городов: миграционные процессы, широкие межкультурные контакты, активная горизонтальная и вертикальная мобильность. Во-вторых, концентрация той части производительных сил — интеллектуальной,— которая обеспечивает потенциал обновления технологий. В-третьих, наличие организационных единиц для профессионального продуцирования социально значимого знания (право, наука, религия, искусство), обеспечивающего постоянный контроль людей над своим окружением через компоненты мировидения. В-четвёртых, особая социокультурная структура — средства массовой информации, система образования, учреждения культуры и т.п.,— обеспечивающая упорядоченную трансляцию этих элементов социально значимого знания в общекультурный контекст. В-пятых, особая социальная структу- ра городского населения, где деятельность относительно немногочисленного, но особенно активного слоя инноваторов уравновешивается менее активным, но более многочисленным «срединным» слоем тех, кто осуществляет выбор из предлагаемых инноваций, приспосабливает их к нуждам повседневной жизни. Наличие этих двух сил определяет социальное поведение других социальных слоёв городского населения 12.

Городу, в отличие от села, принадлежит главенствующая роль динамического импульса, обуславливающего сдвиги экономического, социального, культурного аспектов сельской жизни.

На примере крупнейших исторических городов ярко проявляются «центральные» характеристики городской культуры: развитая и сложная система разделения труда, интенсивное взаимодействие между различными сферами деятельности, разнообразие социальных групп и субкультур, концентрация культурных ценностей, образцов поведения и стилей жизни.

Такой исследовательский подход предполагает особый уровень рассмотрения особенностей образа жизни на уровне города, при котором в сфере исследовательского внимания оказываются не только результаты общественной практики, но и процессы их создания и распространения.

Качество жизни связано с местом — как в смысле ландшафта и окружающей среды, так и в более личностном, субъективном ощущении «своего» места. Привязанность к конкретному месту играет важнейшую роль в чувственной системе ценностей. В гораздо большей мере, чем просто среда, она формирует жизненные смыслы. Эта привязанность является одной из важнейших потребностей человека, и значение её растёт, когда люди принимают живое участие в развитии места, в котором они живут.

С точки зрения городской среды, её доступность является средством поощрения участия в её развитии, поскольку центры активности легко достижимы — на общественном транспорте или пешком. «Связность» города выражается в правильных физических отношениях между городским центром и центрами отдельных районов, стимулирующих их взаимодействие и циркуляцию людей между ними.

Культурное разнообразие города можно трактовать как специфичные вариации разных «тем», проявляющихся в различиях конфигураций потребностей и способов их удовлетворения. В отечественной науке об обществе и культуре в целях изучения среды обитания и её специфики успешно используется подход, связанный с категорией «образ жизни», предметом исследования которой являются повседневная деятельность, поведение, взаимодействие людей в той или иной среде.

Образ жизни — это, прежде всего, «культура потребления», характеризующаяся выраженной спецификой различных социальных благ у разных народов и разных социальных страт. Основными регулятивными механизмами образа жизни являются обычаи и принятые в данной среде нормы социальной адекватности и критерии социальной престижности 13.

Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, т.е. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах совместного существования. «Концепция образа жизни связывает личностные характеристики, элементы природного, социального, культурного окружения индивида, а также процессы и формы повседневной жизни в единую динамическую аналитическую модель» 14.

Но если образ жизни — социальное целое, система, то необходимо наличие компонентов системы, систематизирующего фактора, внутренних закономерностей развития системы. Типология по системообразующему принципу выделяет основное, определяющее суть жизнедеятельности. В образе жизни — это, прежде всего, человеческая активность, взаимосвязанная с характером, содержанием жизнедеятельности, отношением к ней. Именно через активность проявляется самовыражение человека. И именно в этом выражении своего «Я» через деятельность раскрывается суть человеческой природы, заложенных в ней возможностей и задатков, сущностных сил человека.

По мнению А. Я. Флиера, «Целеориентированная активность (преследующая осознаваемые человеком цели) называется деятельностью. В конечном счёте, любая деятельность инициируется теми или иными интересами и потребностями человека и направлена на их удовлетворение» 15.

В работах Е. А. Ануфриева, посвящённых образу жизни 16, есть ценнейшее наблюдение. Он, в частности, обратил внимание на значение понятия образа жизни в немецком языке, где оно означает «жизневыражение». Для понимания дефиниции и уяснения её смысла крайне важно, понять, как человек выражает себя в деятельности. Как — значит, каким способом. Рассмотрение образа жизни как способа жизнедеятельности можно найти и в разных исследованиях.

Помимо того, образ жизни включает и процессы саморазвития человека (физического, интеллектуального, эстетического, творческого и пр.), интимной жизни, организации обыденных социальных отношений и коммуницирова-ние (общение), формирование и развитие образов обыденного мировосприятия, воспитание детей, заботу о собственном имидже, элементы религиозной и социальной обрядовой практики (свадьбы, похороны и т.п.) 17.

Таким образом, понятие «образ жизни» объединяет в себе общесоциальные, групповые и индивидуальные черты жизнедеятельности, а также аккумулирует преимущества городского образа жизни в накоплении специализированной культурной информации, в удобствах искусственной среды, многообразии благ цивилизации, социальной активности и подвижности населения.

В отличие от города, в сельской местности ценности связаны с естественными, природными процессами, традициями человеческого общения и народного творчества. Такие крестьянские качества, как чувство хозяина, уважение к сельскохозяйственному труду, ориентирован- ность на прямые межличностные контакты, являются отличительными особенностями сельского образа жизни. В городе эти отличия могут быть лишь частично компенсированы интенсификацией контактов с природой и дружескими связями в свободное время.

Следовательно, городской образ жизни отличается от сельской среды иной иерархией ценностей и системой социальной престижности, мотивацией социальной активности и уровнем культурных запросов.

Социокультурная специфика города имеет отношение не к характеру потребностей как таковых, а к их распределению по значимости и способам удовлетворения в определённом сообществе. Такая трактовка прослеживается в работах Б. Малиновского 18, который строил объяснения на выделении базовых потребностей человека в сопоставлении с наиболее характерными для изучаемой культуры условиями. В сочетании с локальной спецификой культуры удовлетворение этих потребностей обуславливает формирование своеобразных побуждений, так называемых, вторичных потребностей.

Предполагалось, что факт потребления предметов в большом количестве и лучшего качества должен обеспечить человеку более счастливую жизнь, и потребление в этом случае было средством для достижения сущностных (базовых) жизненных целей человека.

Однако со временем потребление превратилось в самоцель, которая противоречит здравому смыслу. Потребление возвысилось над человеком. Человек попал в зависимость от потребляемых вещей, они стали мерой его достоинства 19.

Несмотря на критическую оценку городской действительности, в жизни городского жителя многое изменилось к лучшему. Вырос жизненный стандарт, повысились уровни благосо- стояния и комфорта. Создано новое жизненное пространство. Но, вместе с тем, отмечает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, современная масса избалована, ей всё дозволено и она воспринимает это как должное, не задумываясь об истоках собственного благополучия. Это ощущение составляет внутренний, душевный склад индивида, подсказывая формулу жизни: Жить — это полагаться на себя: всё практически дозволено, ничто не грозит расплатой, и вообще никто никому не обязан 20.

Имея дело со значениями образования, культуры, досуга и информации, следует отметить, что указанные аспекты являются подсистемами культурной системы и представляют части целого. Как и все прочие категории человеческой культуры, «они являются по своей природе релациональными (отношенческими) и представляются значениями объектов, воспринятых через человеческие интересы и с точки зрения этих интересов» 21.

Таким образом, доступность обеспечивает удовлетворение потребностей человека не только в культурном отдыхе, развлечениях, игровой деятельности, но и в его саморазвитии, самообразовании и просвещении.

Среди факторов, специфичных для городской культуры, необходимо отметить социальную престижность, являющуюся одним из основных мотиваторов социальной активности горожан и их стремления к социальной конкурентоспособности.

Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исходя из которых можно рассматривать способы организации и формирования людьми особенностей городского образа жизни и определять уровень потребностей и динамику качественных, содержательных характеристик культурной системы современного города.

Список литературы Городской образ жизни как составляющая часть культурной системы общества

  • Ахиезер А., Коган Л., Яницкий О. Урбанизация. Общество и научно-техническая революция // Вопросы философии. 1969. № 2. С. 44
  • Ананьев Б. Г. Ощущение и потребности // Уч. зап. ЛГУ. 1957. № 244.
  • Ануфриев Е. А. Социалистический образ жизни. Методологические и методические вопросы. М, 1980.
  • Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006. С. 6-12.
  • Бродель Ф. Структуры повседневности. М., 1986. С. 17.
  • Дридзе Т., Орлова Э. Основы социокультурного проектирования. М., 1995. С. 145.
  • Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998. С. 67.
  • Иконникова С. Н. История культурологических теорий. М.-СПб., 2005. С 164-167.
  • Коган Л., Покшишевский В. Урбанизация // БСЭ. Т. 27.
  • Коган Л. Социально-культурные функции города и пространственная среда. М., 1982. С. 9.
  • Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2-х т. СПб., 1998. Т. 2. С. 102-103.
  • Лэндри Ч. Креативный город. М., 2005. С. 340-345.
  • Мясищев В. Психология отношений. М.— Воронеж, 1995. С. 8-17.
  • Орлова Э. Влияние распределения культурного потенциала на процессы модернизации в обществе // Теоретические основания культурной политики. М., 1993. С.125-127.
  • Орлова Э. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. С. 45.
  • Орлова Э. Культурная (социальная) антропология. М., 2004. С. 29.
  • Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. С. 45.
  • Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 307.
  • Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985
  • Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986, С. 34.
  • Толстых В. И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975. С. 45.
  • Философский энциклопедический словарь. М., 2005.
  • Флиер А. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 25.
  • Malinowski B. A Scientific Theory of Culture, and Other Essays. N.Y., 1960.
  • Malinowski B. The Dynamics of Culture Change. New Haven; L., 1946.
  • Radcltffe-Broun, A. (1929). Further note on Ambrym. Man, 29(35), 53.
Еще
Статья научная