Государственная национальная политика и этнокультурное развитие Бурятии в исторической ретроспективе

Автор: Виктория Владимировна Номогаева

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 2, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье характеризуются сущность и особенности национальной политики государства в национальных регионах России и особенности этнокультурного развития Бурятии на разных этапах своего развития. Автор показывает разнообразие этнокультурного развития народов Бурятии на современном этапе.

Национальная политика, национальные окраины, сибирские этносы, национальная автономия, советский народ, национально-культурное возрождение, этнокультурное развитие, современная Российская Федерация

Короткий адрес: https://sciup.org/170174612

IDR: 170174612   |   DOI: 10.31171/vlast.v29i2.8052

Текст научной статьи Государственная национальная политика и этнокультурное развитие Бурятии в исторической ретроспективе

Российская государственность сложилась на основе полиэтнического и поликультурного консенсуса народов, разных по происхождению, хозяйственным занятиям, образу жизни, вероисповеданию и менталитету. Во мно- гом этому единству способствовала дальновидная политика властей на всех этапах истории – во времена Российской империи, Советского Союза и современной России.

В имперский период развития российской государственности, несмотря на стремление к ассимиляции инородцев, управление «национальными окраинами» осуществлялось с учетом их национально-этнической специфики.

Присоединение Сибири к России было величайшим событием в истории российской государственности, укрепившим экономическую, геополитическую, культурную мощь страны. На огромной территории Сибири проживали народы тюркского, самодийского, тунгусского и монгольского происхождения. Самыми многочисленными из них были бурят-монгольские племена, кочевавшие по обеим сторонам Байкала, на обширной территории от берегов Енисея и до Амура, находившиеся на начальной стадии консолидации в единый этнос. К концу ХVII в. бурятские племена признали себя подданными Российского государства.

Историческая обстановка XVII–XVIII вв., проявившаяся в конкуренции за сбор подати между русскими острогами, с одной стороны, и монгольскими князцами – с другой, многократное обложение бурятского населения, непомерные объемы ясака, захват заложников, насилие стали причинами дипломатической миссии одной из бурятских племенных групп – хори – к русскому царю, предпринятой в 1703 г. Результатом миссии стал указ Петра I, явившийся одним из первых официальных документов в отношении народов, ставших частью Российского государства. Этот акт положил начало разумной национальной и государственной политике в отношении коренных народов России, реальным воплощением государственного курса на «прирастание могущества России богатством Сибири и Дальнего Востока». Дальнейшее развитие национальной политики Российского государства не затронуло основ родового управления бурят, которое было официально закреплено в реформах 1822 г. Территории компактного проживания бурят были выделены в самостоятельные административно-территориальные образования. В них были созданы национальные органы самоуправления, в ведении которых находились обширные хозяйственные, финансовые и культурные полномочия. Этот опыт Бурятии был распространен на другие сибирские национальные районы.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. стала началом широкомасштабных преобразований в области не только государственного устройства России, но и национальных отношений. Одним из первых послереволюционных актов Советов была Декларация прав народов России, утвержденная СНК РСФСР в ноябре 1917 г. и провозгласившая принципы суверенности и равенства народов российского государства, их право на самоопределение и объединение в единое государство1.

Это привело к созданию в 1923 г. Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики. Развернувшаяся в Бурятии «культурная революция» сопровождалась ликвидацией всеобщей неграмотности народов, подготовкой высококвалифицированных национальных кадров. Формировалось новое мировоззрение граждан под лозунгом создания новой культуры – «социалистической по содержанию и национальной по форме». Уже к концу 1930-х гг. была в основном ликвидирована неграмотность среди населения республики. Несмотря на проведенные реформы, негативно трансформировавшие бурятский язык, буряты получили письменность.

За годы советского строительства произошли коренные социальные изме- нения, на основе которых был сделан вывод о формировании социалистических наций, вступлении СССР с 1970-х гг. в стадию развитого социализма и создании на основе сближения социально-классовых структур различных наций и народностей новой исторической общности людей – советского народа. Национальный вопрос теперь преподносился как решенный в принципе, поскольку произошло реальное сближение всех наций и народностей на почве социалистического общественного сознания и образа жизни [Даудов 2013].

В начале 1990-х гг. страна вступает в новый этап развития, основанный на Федеративном договоре 1992 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г. Концепция государственной национальной политики 1996 г. сформулировала новое видение развития межнациональных отношений. Решение национального вопроса предусматривалось через национально-культурную автономию, которая отрывалась от территории. Тем самым отрывалось от территориального аспекта и решение национального вопроса. Все нации и этнические группы РФ объявлялись коренными и государствообразующими [Даудов 2013].

На основе провозглашенного суверенитета и образования в 1993 г. Республики Бурятия начинаются процессы национально-культурного возрождения. Разрабатывается законодательная база, позволяющая проводить полноценную работу по сохранению и развитию национальных культур. Народный хурал республики принял законы «О языках народов Республики Бурятия», «О культуре», «Об образовании», «О религиозной деятельности на территории Республики Бурятия» и т.д.1

Республика Бурятия – один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи 2010 г., на территории Республики Бурятия зарегистрировано более 160 национальностей и этнических групп. Наиболее крупными национальностями являются русские – 64,9%, буряты – 29,5%, татары – 0,7%, украинцы – 0,6%. В Республике Бурятия также проживают 6 553 представителя коренных малочисленных народов – эвенки и сойоты2.

В ситуации культурного многообразия взглядов, идей, форм деятельности заметно повысился интерес к национальным особенностям своей культуры, к ее древним истокам. Утерянные в советский период национальные традиции жили в сознании народа и требовали своей легитимации.

Еще в 1989 г. по предложению ряда бурятских деятелей культуры было впервые проведено празднование Сагаалгана – традиционного Нового года по восточному календарю. Праздник прошел с огромным успехом, в нем приняли участие творческие коллективы из районов Республики Бурятия, из бурятских автономных округов – Усть-Ордынского и Агинского. Через год, в 1990 г., вышел указ Президиума Верховного Совета Бурятской АССР «О придании национальному празднику “Сагаалган” статуса народного праздника».

Еще одним шагом на пути возрождения бурятской национальной культуры стало празднование 1000-летия «Гэсэра». Был проведен цикл мероприятий, в т.ч. международный форум-фестиваль «Эпос “Гэсэр” – сокровище народов Центральной Азии», состоявшийся в 1995 г. [Строганова 2001: 100].

В 1998 г. с инициативой проведения мероприятий к 300-летию похода хори-бурят и указа Петра I выступил Конгресс бурятского народа. Постановлением Правительства Республики Бурятия к 300-летию похода хори-бурят и указа Петра I был утвержден план основных мероприятий. Состоялись научно-практические конференции, культурно-просветительские мероприятия районного и республиканского уровней1.

Еще одним ярким событием явился международный всебурятский фестиваль культуры «Алтаргана», зародившийся в Монголии и впервые проведенный в России 29–30 июня 2002 г. в Агинском Бурятском автономном округе. Фестиваль «Алтаргана» проводится раз в 2 года и стал традиционным мероприятием по возрождению бурятской культуры, укреплению связей между Россией, Китаем и Монголией.

Возрождение национальной культуры эвенков началось в 1990 г. с создания Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия (АКМНС РБ). В марте 1992 г. учредительным собранием эвенков Республики Бурятия было принято решение о создании республиканского центра эвенкийской культуры «Арун» (Возрождение)2. Стали создаваться эвенкийские культурные центры в районах и селах, в местах компактного проживания эвенков. При культурных центрах были созданы различные кружки, мастерские, объединения по защите и охране окружающей среды, охоте и рыболовству.

В 1993 г. образована Ассоциация сойотов, которая в 2001 г. на 4-й конференции АКМНС РБ была официально принята в организацию3. С этого момента АКМНС РБ объединяет два народа – эвенков и сойотов. В республике стали проводить национальные праздники: эвенкийский Больдер и сойотский Улуг-Даг. Во всех северных районах созданы национальные творческие коллективы, пропагандирующие эвенкийскую культуру.

Национально-культурное возрождение коснулось и русского этноса, в составе которого в Бурятии выделяются такие субэтнические группы, как казаки, старожилы, староверы (семейские).

В 1990 г. состоялся Большой восстановительный круг Забайкальского казачьего войска, который воссоздал в Бурятии казачий округ. В начале 1990-х гг. он учредил две казачьи организации: Союз казаков Бурятии и 1-й (Верхнеудинский) казачий отдел Забайкальского казачьего войска [Высотина, Гуршоева 2003].

С 2009 г. при поддержке Правительства Республики Бурятия ежегодно проводятся республиканские фестивали казачьей культуры. Установилась традиция, что фестиваль каждый раз проводится в новом районе республики, где проживают казаки. Фестиваль проходит в форме полевого лагеря. На 5-м фестивале, проходившем в июне 2013 г. в Бичурском районе, число участников превысило 1 тыс. чел.

Возрождение и дальнейшее развитие культуры старообрядцев началось с I съезда семейских Забайкалья в 1993 г. В 2001 г. была утверждена республиканская целевая программа «Изучение, сохранение и развитие культуры семей- ских (2001–2006 гг.)»1. Культура забайкальских старообрядцев была объявлена шедевром устного и нематериального наследия ЮНЕСКО [Петрова 2017]. Одним из ярких самобытных этнокультурных мероприятий стала международная встреча старообрядцев «Путь Аввакума», проводившаяся с 2007 г.

Национально-культурное возрождение сопровождалось научно-методологическим обоснованием. В 1998 г. в Улан-Удэ состоялась научно-практическая конференция «Возрождение традиционных культур», в 2003 г. – IV Всероссийская конференция «Возрождение и сохранение национальных культур народов России: путь к социальному единению и партнерству».

Началом современного этапа в истории государственной национальной политики стало принятие в 2012 г. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, главной сутью которой стало сохранение и поддержка национально-культурного многообразия народов России при соблюдении единой гражданской идентичности2.

В государственной программе Республики Бурятия «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Республике Бурятия» (далее – Государственная программа) сделан акцент на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и гражданской ответственности, взаимного уважения традиций и обычаев народов, проживающих в Республике Бурятия; формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России; развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей; на создание в Республике Бурятия максимально благоприятных условий для соблюдения национальных интересов всех народов, проживающих на ее территории, обеспечения их полноправного участия в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии республики.

Для обеспечения единства российской нации и развития культуры межнационального диалога немаловажную роль играют такие институты гражданского общества, как национально-культурные, общественные объединения. В Бурятии созданы и действуют 46 национально-культурных общественных объединений в различных организационных формах, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ.

Открытый в 2011 г. Дом дружбы народов Бурятии является местом консолидации усилий общественных организаций в решении задач по сохранению этнокультурного многообразия. В настоящее время он объединяет 25 общественных организаций, предоставляет ресурсную базу – просветительскую, организационную и материальную, – а также обеспечивает согласованную деятельность национально-культурных сообществ в реализации национальной политики Российской Федерации и Республики Бурятия3.

Таким образом, государственная национальная политика в Бурятии, несмо- тря на сложные этапы истории, полиэтническое разнообразие, постоянно вела поиск взаимоприемлемых, взаимосохраняющих и взаиморазвивающих форм сотворчества народов и культур. На современном этапе этнокультурная жизнь в национальной республике во всей ее неповторимости и национальном богатстве направлена на формирование у населения российской идентичности путем укрепления единства духовной, нравственной и социально-политической жизни народов.

Список литературы Государственная национальная политика и этнокультурное развитие Бурятии в исторической ретроспективе

  • Высотина Е.А., Гуршоева Т.В. 2003. Основные направления возрождения казачества Бурятии. – Вестник Бурятского университета. Сер. 4: История. Вып. 7. С. 20-29.
  • Даудов А.Х. 2013. Сущность и особенности национальной политики России: история и современность. – Российское государство в историческом измерении. СПб: Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. С. 7-15.
  • Петрова Е.В. 2017. Старообрядцы Забайкалья: особенности формирования этноконфессиональной группы и основные направления развития в современных условиях. – Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. Т. 19. С. 70-76.
  • Строганова Е.А. 2001. Бурятское национально-культурное возрождение. Конец 80-х – середина 90-х годов XX века, Республика Бурятия. М.-Иркутск: Наталис. 150 с .
Статья научная