Государственная поддержка благотворительной деятельности
Автор: Валеева Н.Н., Исламова З.Р.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2-1 (11), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140107358
IDR: 140107358
Текст статьи Государственная поддержка благотворительной деятельности
Благотворительная деятельность выполняет множество важных общественных функций, таких как: самоорганизация населения, реализация духовных потребностей граждан в оказании помощи нуждающимся и компенсация недостатков совершенных при перераспределении общественных благ.Благотворительность имеет негосударственную природу. Среди россиян субъектная роль в благотворительной деятельности часто приписывается государству, это по всему связано с низким доверием благотворительным, в купе с высоким доверием государственным институтам.[1]
В настоящее время, в российских реалиях значимость любой из перечисленных функций чрезвычайно высока. В связи с этим актуальным вопросом стала оценка благотворительной деятельности как государственно-управленческого института, а также анализ нормативноправового регулирования поддержки благотворительной деятельности.В России наметилась тенденция передачи ряда государственных функций в социальной сфере в частные руки. Благотворительная деятельность в этом плане не исключение, однако здесь ситуация осложнена низким уровнем развития в стране замещающих институтов – частных благотворительных организаций и организаций занимающихся благотворительной деятельностью.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) отнесено к списку приоритетных направлений государственной социальной политики.[2] Для содействия развития благотворительной деятельности в Концепции, в качестве приоритетных задач определены:
-
• повышение уровня доверия граждан к благотворительным
организациям;
-
• содействие повышению профессионализма и эффективности
деятельности благотворительных организаций;
-
• обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия
граждан в добровольчестве и благотворительной деятельности;
-
• развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;
-
• формирование условий для расширения объемов
благотворительных пожертвований граждан и организаций;
Корпоративная благотворительность, в отличие от частных пожертвований получило в России большую распространенность, связано это в первую очередь с большим количеством компаний с государственным участием и слабым развитием малого и среднего бизнеса. Крупные российские компании тратят на благотворительность 11-17% чистой прибыли, а в США эта цифра, к примеру, не превышает1,2% от чистого дохода компаний.[3] Однако и здесь сложилась неоднозначная ситуация, когда представления бизнеса о социальной ответственности и ожидания общества от бизнеса расходятся. В этом плане государственная поддержка должны выразиться в четко выполняемой экономической политикивсоциальной сфере.
В данный момент также отсутствует государственный орган, который мог бы осуществлять мониторинг и координацию всей благотворительной деятельности, а также вести реестр недобросовестных благотворительных организаций, а также проводить их аудит.
Однако масштабы и результативность благотворительности в России в последние годы все же приняли положительную тенденцию, но остаются все же крупные ментальные и идеологические вопросы, решение которыхне может быть сформулировано только в нормативно-правовой плоскости. Например, психологический разлом у населения в понимании роли государства в обществе, понимании и применении таких важных моральных категорий, как милосердие и сострадание. Продолжение усилий государства по развитию гражданского общества должно снизить уровеньнедоверия членов общества друг к другу и повысить уровень самоорганизованности населения в благотворительной деятельности в том числе.