Государственная политика индии по поддержке бизнеса в условиях пандемии COVID-19

Бесплатный доступ

В статье раскрываются основные направления государственной политики Индии по поддержке бизнеса в условиях пандемии COVID-19, дается анализ своевременности и эффективности принятых решений, их соответствие задачам обеспечения социальной стабильности и экономического роста. Особое внимание уделено оценке мер помощи малому и среднему бизнесу, играющему ведущую роль в жизни страны и обеспечивающему политическую поддержку индийской демократии.

Индия, пандемия covid-19, государственная политика, бизнес, малые и средние предприятия, экономический рост

Короткий адрес: https://sciup.org/170207297

IDR: 170207297   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-9-4-84-89

Текст научной статьи Государственная политика индии по поддержке бизнеса в условиях пандемии COVID-19

Последствия пандемии COVID-19 вышли далеко за рамки просто болезни и поиска способов борьбы с ней и повлияли на все сферы жизни современного общества. Во всем мире правительства столкнулись с необходимостью свести к минимуму последствия пандемии для своих граждан. Хотя подходы разных правительств различались, большинство программ и стратегий, реализуемых в попытке свести к минимуму распространение и последствия этой пандемии, включали в себя те или иные формы ограничения социальной мобильности, закрытие социальных и деловых предприятий и государственную помощь людям для поддержания благосостояния.

Пандемия нанесла серьезный ущерб большинству предприятий, начиная с закрытия границ (что, следовательно, сказалось на международной торговле), закрытия предприятий (временного или постоянного) и сокращения расходов потребителей. В результате большинство фирм прекратили свою деятельность или сократили объемы операций, что привело к увольнению определенного числа работников и, соответственно, к росту безработицы. Чтобы предотвратить крах большинства предприятий и возможные негативные последствия для экономики, правительства большинства стран приняли решение оказать бизнесу ту или иную помощь для поддер- жания их деятельности. Не исключением здесь стала и Индия, являющаяся одной из крупнейших по численности населения и объема экономики государством в современном мире.

Индия оказалось одной из стран, наиболее пострадавших от пандемии COVID-19, уступив по количеству зараженных только США. Объем и темпы распространения болезни заставили правительство страны принимать самых масштабные и жесткие меры.

Внезапный карантин, введенный в марте 2020 года в стране с населением более 1,3 миллиарда человек, привел к огромным трудностям и потере средств к существованию миллионами людей. Основные секторы индийской экономики полностью остановились. Уровень безработицы резко вырос, и стало очевидно, что экономика страны движется к беспрецедентному сокращению. Крупные промышленные предприятия, фабрики, магазины розничной торговли, средние и малые предприятия (МСП) и множество других предприятий прекратили свою деятельность, в то время как работали только основные службы и веб-сайты электронной коммерции, предоставляющие товары первой необходимости. Но наиболее заметными и, возможно, самыми жестокими были последствия для бедных слоев населения Индии, многие из которых были трудящимися-мигрантами.

Хотя 26 марта Индия объявила о выделении пакета стимулирующих мер для бедных на сумму 22,5 миллиарда долларов, этого было слишком мало, чтобы обеспечить «бесплатными основными продуктами питания около 800 миллионов» граждан с низкими доходами [1, с. 2381].

Закрытие офисов, ограничения на поездки и меры по социальному дистанцированию привели к сбоям в цепочках поставок, снижению потребительского спроса и широкому распространению безработицы. Производственная активность в стране достигла ужасающего спада, если не полностью остановилась, и индийская экономика испытывала огромное давление. Многие малые и средние предприятия были вынуждены закрыться, производственные предприятия, которые зависели от непосредственной близости работников к оборудованию и сырью, полностью остановились (в большей степени из-за сбоев в глобальной цепочке поставок). Карантин, который продолжался более двух месяцев в четыре этапа, с последующим постепенным ослаблением и открытием экономики, однако не смог предотвратить распространение вируса. Двойная уязвимость - высокая плотность населения и слабая система здравоохранения - привели к тому, что ситуация в стране и по прошествии периода локдауна была далека от безопасной.

Период с июня по сентябрь 2020 года был особенно примечателен в плане реагирования Индии на COVID-19. Уникально то, что в период рекордного роста числа случаев заражения Индия начала вновь открываться [2], что было, главным образом, связано с потребностями экономики. Однако результатом стал дальнейший рост числа погибших и инфицированных. При этом ВВП страны сократился в первом квартал 2021 года на впечатляющие 24,4%, а во втором – еще на 7,4% [3].

Как раз в тот момент, когда экономика начала восстанавливаться и, казалось, медленно возвращалась к нормальному функционированию в период с января по март 2021 года, в начале апреля 2021 года на страну обрушилась катастрофическая вторая волна, спровоцированная штаммом дельта. У правительства не было времени на планирование, но оно действовало быстро, чтобы свести к минимуму масштабный ущерб. Были созданы крупные временные учреждения, общественные места и гостиницы были преобразованы в медицинские центры. Правительство также быстро взялось за расширение политики иммунизации, охватив ею людей старше 18 лет, которым на начальном этапе не уделялось первоочередного внимания. Это, безусловно, было эффективным средством предотвращения распространения инфекции, а также ослабило действие вируса, который уже не мог оказать серьезное воздействие на инфицированных в будущем.

Одновременно перед правительством крайне остро встал вопрос о социальном обеспечении: Индия должна была справиться с безработицей, голодом, низким уровнем заработной платы и другими связанными с ними проблемами.

Оценивая в целом действия государственной власти Индии в период пандемии, можно сделать вывод о том, что правительство запоздало с принятием первоначальных мер реагирования, потратив большую часть докризисного периода на другие вопросы. На начальном этапе государственная поддержка была недостаточной и складывалось впечатление отсутствия четкого антикризисного плана или координации действий с другими государствами. Ситуацию осложняло и отсутствие какой-либо межправительственной структуры, имеющей решающее значение для координации политики и бюджетных трансфертов в борьбе с пандемией, особенно в такой сложной стране, как Индия. Не было также свидетельств наличия стратегии по смягчению гуманитарного кризиса, вызванного внезапным карантином. Решения носили чаще всего сугубо ситуативный характер.

В условиях пандемии индийский бизнес столкнулся с очень серьезными трудностями. Особо значительными они были для компаний, имеющих обширное присутствие в наиболее пострадавших регионах или прямые связи с ними. Махараштра, Гуджарат и Тамилнад, крупнейшие в стране штаты-производители, занимают лидирующие позиции по количеству про- изводственных единиц и инвестированному капиталу, который в основном приходится на сектор микро-, малых и средних предприятий (ММСП). На долю ММСП приходится около 30% ВВП Индии, 45% объема промышленного производства и 40% экспорта. Более того, они обеспечивают наибольшую долю рабочих мест после сельского хозяйства [4]. Из-за продолжительного карантина по всей стране пандемия COVID-19 поставила их на грань выживания. В частности, это проявилось в сворачивании деятельности огромного числа стартапов, работающих в экосистеме.

Анализ воздействия пандемии на индийский бизнес, проведенный целым рядом исследователей [5], позволил выявить проблемы в пяти важных областях: производстве, ликвидности, финансировании, макроэкономической и внешней политике.

Степень переживаемых трудностей и сила их воздействия на общую экономическую ситуацию в стране, конечно, различалась. Прежде всего, пострадало производство, столкнувшееся с неожиданными карантинами, сбоями в цепочке поставок и снижением производительности. Сохранение ликвидности стало еще одной проблемой, с которой столкнулись предприятия в краткосрочной перспективе, несмотря на то, что его масштабы были значительно ниже, чем проблемы, связанные с производственной деятельностью. К нехватке ликвидности приводило снижение объемов продаж и задержка или невозможность своевременного сбора платежей. Кризис в мировой экономике привел к потрясениям как со стороны предложения, так и со стороны спроса на индийский бизнес, причем проблема более остро встала перед фирмами, работающими на мировом рынке. Экономические последствия пандемии проявились непосредственно в сбоях в цепочках поставок, с одной стороны, и снижении спроса на товары в целом, включая импорт, с другой. Сокращение торговли с экспортерами сырьевых товаров, которые поставляют сырье производителям, в свою очередь, привело к сокращению импорта и отрицательно сказалось на фирмах-экспортерах.

Наибольшему риску подверглись банки, работающие в таких секторах, как гостиницы и общественное питание, оптовая и розничная торговля, транспорт и производство. Соответственно, резко ухудшились условия кредитования. Экономическая неопределенность на мировом рынке и растущее давление на балансы привели к сокращению прямых иностранных инвестиций на многих развивающихся рынках, включая Индию. Массовое возвращение индийцев-нерезидентов, особенно из стран Персидского залива, привело к беспрецедентному кризису безработицы, особенно в таких штатах, как Керала и Пенджаб, и сопровождалось резким сокращением денежных переводов. Эти проблемы создали дополнительные проблемы для индийского бизнеса в связи с внутренним и внешним финансированием.

В то же время часть индийского бизнеса стала быстро переориентироваться на те сектора экономики, которые оказались крайне востребованными в ситуации пандемии. Именно к этому индийский бизнес призывало и правительство страны. В первую очередь, речь шла о таких направлениях, как поставка медицинских товаров, служба доставки на дом, онлайн-обучение, еда, ведение блога и видеоблогов, консалтинг.

Что удивило большинство экспертов в Индии, так это сельскохозяйственный сектор, который, в условиях беспрецедентной пандемии не только не снизил производство, но даже увеличил его на 3% [6]. Это было крайне важно для страны, особенно с точки зрения бедности и продовольственной безопасности, поскольку почти две трети индийцев живут в сельской местности и их средства к существованию зависят от сельского хозяйства и сопутствующих услуг. Связано это, по мнению большинства аналитиков [7], не только с общей устойчивостью сельского хозяйства Индии, но и, главным образом, с мерами государственной политики, включая политику правительства по стабилизации цен, в первую очередь, на зерновые, а также с достаточно успешной реализацией программ государственных закупок. Особую роль в поддержке сельского хозяйства сыг- рал крупный пакет государственных трансфертных программ (стоимостью 25 миллиардов долларов США) под названием «Прадхан Мантри Гариб Калян Йоджа-на» (PMGKY) [8].

Во время обострения пандемии были использованы все доступные средства для стабилизации экономики, включая фискальные, монетарные и пруденциальные меры, чтобы удержать экономику на плаву после снижения экономической активности во время карантина. Правительство Индии объявило о ряде мер, включая кредитные гарантии, моратории на выдачу займов, финансирование оборотных средств, специальные линии ликвидности и упрощенные нормы качества активов, чтобы помочь преодолеть кризис [9]. Значительную часть ресурсов пришлось направить на покрытие растущих расходов на здравоохранение и поддержание уровня жизни рабочей силы.

В период пандемии наиболее затронутыми параметрами экономики были заработная плата, реальный объем производ-ства/ВВП, уровень цен и занятость. Хотя с экономической точки зрения многосторонний подход к решению всех этих вопросов был не только необходим, но и желателен, в данном случае речь идет и о политике, для которой восстановление экономики выражается, прежде всего, в создании большего числа рабочих мест, за которым следует таргетирование инфляции, а не возвращение объема производства к первоначальному равновесному уровню. В этой связи политики готовы добавить стимулы, как бюджетные (увеличение государственных расходов и снижение налогов), так и монетарные (снижение краткосрочных процентных ставок), чтобы рабочие места начали появляться вновь. Следовательно, насущной потребностью правительства Индии было принятие мер по стимулированию налогово-бюджетной политики для обеспечения гарантированных рабочих мест.

Первоначально бюджетные расходы в Индии были направлены на оказание поддержки наличными и натурой уязвимым домохозяйствам: денежные переводы бедным семьям, бесплатную раздачу продо- вольственного зерна и медицинскую страховку медицинским работникам. В мае и ноябре 2020 года было объявлено о более комплексных мерах в рамках различных траншей пакета «Аатма Нирбхар Бхарат» («Самодостаточная Индия») [10]. Особое внимание уделялось оказанию помощи сектору микро-, малых и средних предприятий (ММСП) путем расширения охвата, предоставления кредитов без залога, создания механизма финансирования акционерного капитала и т.д. Было объявлено о нескольких схемах, направленных на оказание поддержки фермерам и стимулирование производства высококачественной первичной продукции.

Признавая важность сектора внешней торговли, правительство реализовало инициативы по расширению экспортного кредитования и продлению сроков платежей для импортеров. Эти шаги были предприняты для поддержки предприятий, занимающихся международной торговлей, что позволило им преодолеть проблемы, связанные с нарушением глобальных цепочек поставок, и сохранить свою конкурентоспособность. Чтобы облегчить финансовое бремя, с которым сталкивались уязвимые малые предприятия, правительство разрешило кредитным учреждениям реструктурировать их задолженность. Эта мера была направлена на облегчение положения этих предприятий, позволяя им более эффективно управлять своими финансовыми обязательствами и поддерживать свою деятельность в период экономической неопределенности.

По мере усиления мер бюджетного стимулирования стратегический акцент делался на увеличении капитальных расходов. В период с апреля по ноябрь 2020/2021 года капитальные расходы выросли значительными двузначными цифрами, в то время как расходы на доходы выросли умеренно. Это изменение приоритетности расходов было направлено на стимулирование экономического роста в среднесрочной перспективе путем направления ресурсов в производственные секторы.

В рамках постпандемической бюджетной стратегии правительство приняло трехсторонний подход. Во-первых, вновь был сделан упор на протекционизм, направленный на защиту отечественных отраслей промышленности и рынков. Для этого были приняты такие меры, как тарифы, ограничения на импорт и политика внутренних закупок, призванные оградить индийские предприятия от иностранной конкуренции и способствовать самообеспечению. Во-вторых, правительство ввело производственные стимулы для стимулирования производства и производственной деятельности. Они включали схемы повышения производительности, поощрения научных исследований и разработок, а также технологических достижений. Целью было стимулирование предприятий к наращиванию производственных мощностей, внедрению инноваций и содействию экономическому росту. И, наконец, особое внимание уделялось развитию инфраструктуры как катализатору экономического подъема и долгосрочного роста. Правительство приступило к реализации амбициозных проектов по совершенствованию транспортных сетей, цифровой инфраструктуры и социальной инфраструктуры. Эти инвестиции в инфраструктуру были ние логистических проблем и создание благоприятных условий для процветания бизнеса.

В целом, постпандемическая налоговобюджетная политика Индии демонстрирует переход от мер, ориентированных на стабилизацию, к подходу, в большей степени ориентированному на экономический рост. В настоящее время целью является не только достижение макроэкономической стабильности, но и активное стимулирование экономической активности, создание рабочих мест и привлечение инвестиций. Эта стратегическая корректировка отражает приверженность правительства преодолению проблем, связанных с пандемией, и выводу Индии на путь устойчивого роста в постпандемическую эпоху.

Несмотря на определенные ошибки в реагировании на пандемию и вызванный ею экономический кризис, путь Индии к восстановлению отличался устойчивостью и последовательностью помощи государства индийскому бизнесу. После глубокого спада в 2020 году, вызванного пандемией, мир стал свидетелем ускоренного экономического роста страны в 2022 и 2023 годах.

направлены на улучшение связи, сокраще- (дата обращения 09.07.2024).

Список литературы Государственная политика индии по поддержке бизнеса в условиях пандемии COVID-19

  • Renganathan S., Mishra A. Urbanization and transmission of Covid-19 with a focus on developing countries: India as a case study // International Journal. - 2021. - № 1(4). - Р. 2378-2421.
  • Singh, S.G. COVID-19: Here's a timeline of events since lockdown was imposed in India, business standard. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-standard.com/article/current-affairs/here-s-a-timeline-of-events-since-lockdown-was-imposed-in-india-120070201413_1.html (дата обращения 07.07.2024).
  • Estimated quarterly impact from the coronavirus (COVID-19) on India's GDP growth in financial year 2020 to 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1103120/india-estimated-impact-on-gdp-growth-by-coronavirus-epidemic/(дата обращения 09.07.2024).
  • Ministry of MSME. Annual Report, 2018-19. Government of India, New Delhi. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://msme.gov.in/sites/default/files/Annualrprt.pdf (дата обращения 15.07.2024).
  • Sumanjeet, Amit Kumar, Minakshi Paliwal and Annabattula Vijaykumar. India's Policy Bailouts from the COVID-19 Economic Crisis: Evolution of Monetary and Fiscal Policies Since the Pandemic // Emerging Economy Studies. - 2022. - № 8(2). - Р. 82-104.
  • Farming sector will not be impacted by Coronavirus: Agriculture minister /Economic Times. 29.04.2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/agriculture/farming-sector-will-not-be-impacted-by-coronavirus-agriculture-minister/articleshow/75450174.cms?from=mdr (дата обращения 15.07.2024).
  • Varshney D., Kumar A., Mishra A.K., Rashid S., Joshi P.K. COVID-19, Government Transfer Payments, and Investment Decisions in Farming Business: Evidence from Northern India // Applied Economic Perspectives and Policy. - 2021. - № 43. - Р. 248-269. EDN: YJEHBW
  • Ministry of Finance. (2020). Aatma Nirbhar Bharat package - Progress so far. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pib.gov.in/PressReleaseРage.aspx?PRID=1638112 (дата обращения 21.07.2024).
  • RBI. (2020). Seventh bi-monthly monetary policy statement, 2019-20: Resolution of the Monetary Policy Committee (MPC) (Press release). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbi.org.in/Scripts/BS_PressReleaseDisplay.aspx?prid=49581 (дата обращения 27.07.2024).
  • PRS. (2022). Analysis of the Aatma Nirbhar Bharat Abhiyaan. PRS Legislative Research. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prsin-dia.org/policy/report-summaries/analysis-aatma-nirbhar-bharat-abhiyaan (дата обращения 07.07.2024).
Еще
Статья научная