Государственная субэтническая политика в регионах страны
Автор: Бапакова Э.М.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Политические науки
Статья в выпуске: 10-1 (37), 2019 года.
Бесплатный доступ
В данной статье проведён анализ процесса ведения субэтнической политики в Кыргызстане. Рассмотрены пути дальнейшего эффективного ведения политики среди этносов и субэтносов на региональном уровне. Предложены механизмы для эффектного ведения работ по проблемам субэтносов на местах. Актуальность исследования данной тематики заключается в том, что при конфронтации субэтносы могут стать угрозой безопасности и целостности страны с одной стороны, и при оптимизации и гармонизации, будут способствовать мобилизации механизмов для решения политических и социально-экономических задач на местном уровне, и тем самым консолидации нации и укреплению государственности с другой стороны.
Субэтнос, субэтническая политика, государство, местное самоуправление, гражданское общество, региональная политика
Короткий адрес: https://sciup.org/170185546
IDR: 170185546 | DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11616
Текст научной статьи Государственная субэтническая политика в регионах страны
Кыргызская Республика является молодым независимым государством, для которого важны вопросы гражданского единства и укрепления государственности. Консолидация усилий всех граждан является потенциалом для развития страны в качестве демократического, суверенного государства. На территории Кыргызской Республики проживают десятки этнических групп, со своей историей, языком, культурными особенностями. Признание ценности многообразия требует удовлетворения этнокультурных потребностей кыргызов и других субэтнических сообществ, их взаимодействия и консолидации в интересах развития страны [1, с. 25-36].
Вопросы субэтнических, родовых, земляческих, региональных, межконфессиональных отношений легко политизируются, особенно в условиях социальноэкономического расслоения общества, могут использоваться для манипуляции общественным сознанием. В этих случаях возникают риски дезинтеграции общества, что препятствует гармоничному развитию страны и угрожает национальной безопасности.
Процесс национально-государственного строительства в Кыргызской Республике предполагает разрешение противоречия между политическим и субэтническим структурированием общества через опти- мальное взаимодействие этнической и новой гражданской национальной идентичности.
Случаи субэтнических конфликтов на местном уровне, проявления ксенофобии, бытового деления и действий вне правовых рамок приводят к отчуждению между гражданами страны, росту недоверия к органам государственного управления, деформации ценностных ориентиров, увеличению оттока населения из страны [2, с. 94].
Ведение равного доступа к власти и ресурсам реализуется на основе активного взаимодействия местных кенешей, местных государственных администраций и гражданского общества. Государство поддерживает и развивает различные формы партнерства власти и гражданского общества на местном уровне через создание консультативных и совещательных органов, в которые могут входить представители разных субэтнических групп местных сообществ. При этом на местном и региональном уровнях недостаточный потенциал сотрудников государственных органов власти и МСУ, нехватка навыков и знаний в области управления субэтническими отношениями и предотвращения конфликтов приводят к несвоевременному реагированию на возникающие вызовы.
Постоянный мониторинг, анализ и оценка ситуации местного развития с учетом субэтнического фактора должны стать функциональной обязанностью сотрудников органов местного самоуправления. Для этого необходима реализация программ по повышению осведомленности, уровня знаний и развитию навыков сотрудников органов МСУ и местных активистов в сфере управления субэтническим многообразием.
Программы, направленные на укрепление доверия и консолидацию общества, важны не только для территорий, где проживают представители различных субэтнических групп, но и для тех регионов, где большинство населения составляют представители одной национальности. В регионах с выраженным преобладанием одной этнической группы необходимо вести усиленную работу по продвижению идеи Кыргызстана как единой Родины для всех этнических групп, формированию общегражданской идентичности и толерантности, особенно среди молодежи [3, с. 120].
Особое внимание при проведении работы, направленной на повышение осведомленности, укрепление доверия и предотвращение конфликтов, необходимо обратить при работе с населением приграничных территорий.
На центральном уровне политика управления многообразием подразумевает правовые гарантии для интеграции, недис-криминации, социального и политического участия всех субэтнических групп. Но поскольку взаимодействие различных групп в основном происходит повседневно на местном уровне, местные власти тоже должны разрабатывать практические методы работы с учетом многообразия во всех соответствующих областях их деятельности. У них есть широкие возможности для эффективной коммуникации со всеми гражданами, проживающими в местных территориях [4, C. 387].
Устойчивость субэтнического государства обеспечивается общностью политической системы. Признавая права субэтнических групп, имеющих общее происхождение, внутренне связанных отношениями культурной и исторической идентичности, государство поддерживает развитие политического сообщества, акцентируя роль гражданских общественных и политических связей. Интеграция и единство субкультурного населения обеспечивается государством через создание и внедрение в общественную жизнь общегосударственных символов, общих ценностей, чувства общегражданской лояльности и общей Родины.
Государство поддерживает и стимулирует стремление субэтнических групп, представителей разных регионов и местных сообществ воспринимать страну как политическую ценность, способствуя консолидации общества, развитию патриотизма и высокой степени взаимопонимания. Развитие политического сообщества находит выражение в стремлении к сохранению государственности, присущим гражданским самосознанием, осознании себя единой нацией.
Органы местной власти могут способствовать участию всех субэтнических групп в жизни общества или, напротив, – усиливать изоляцию меньшинств посредством предвзятой политики и практики. Изоляция и дезинтеграция общества во много раз увеличивает риск возникновения конфликтов.
Вопросы интеграции сообщества, переосмысления общей гражданской принадлежности и общего блага налагают особую ответственность на местное самоуправление. Интеграция через эффективное управление должна решаться целостно, включая все области: экономическая активность, занятость, обеспечение жильем, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Более того, ключевым направлением работы местной власти является стратегическое планирование и обеспечение политики совместной жизни (а не просто параллельного существования) различных общин. Задача заключается в «строительстве мостов» как между общинами, так и между гражданами [5, с. 230].
Как показывает мировой опыт, включение всех социальных групп, проживающих на территории, в процессы самоуправления, требует применения целого комплек- са целенаправленных управленческих действий и социальных технологий, которые называются «политикой включения». В настоящий момент компетентность сотрудников местных администраций и местных активистов не позволяет в полной мере реализовать политику включения в большинстве муниципалитетов республики. Как показывают круглые столы и фокус группы, проведенные во всех областях республики, сложившееся положение дел вызывает серьезную тревогу, как у самих органов местного самоуправления, так и большинства граждан. В результате, можно зафиксировать следующие проблемы, связанные с социальным исключением, которые на местах воспринимаются наиболее остро.
Атмосфера усилившейся субэтнической напряженности во многих сообществах становится препятствием для проявления социального участия людей в решении местных проблем, даже для тех, которые раньше принимали активное участие в жизни местного сообщества. Это приводит к систематическому отказу от участия в социальной жизни, которая представителями большинства воспринимается как «добровольный» и интерпретируется как избегание социальной ответственности со стороны целых субэтнических сообществ. Со своей стороны, представители других этнических групп, чувствуют «исключен-ность» и воспринимают ситуацию как отсутствие доступа к власти и ресурсам.
Чувство дискомфорт» присутствует и среди привилегированного сообщества, а не только у представителей других субэтнических групп. Проблемы социального исключения характерны не только для су-бэтничных, но и для моноэтничных территорий. Проблемы межродового деления и конкуренции во многом воспроизводят динамику межгрупповых отношений в су-бэтничиских сообществах. Кроме того, снижение доступа к изучению русского языка и низкий уровень преподавания иностранных языков создает у многих граждан особенно в отдаленных районах ощущение отрезанности от «настоящей жизни», а также невнимания и «заброшенности» государством, которое «не интере- суется своими собственными гражданами». Это ощущение исключенности усиливается на фоне недостаточного доступа к информации, включая газеты, радио, телевидение и интернет.
Для того чтобы решить данные проблемы в первую очередь необходимо: повышать квалификацию сотрудников органов местного самоуправления и государственных администраций районного уровня в сфере управления субэтническими отношениями и управления конфликтами на местном уровне; усилить потенциал местных активистов и представителей гражданского сектора, включая этнические общественные объединения;
развивать новые институциональные формы партнерства власти и гражданского общества на местном уровне (этнические советы, местные омбудсмены, команды медиаторов и т.д.); внести необходимые изменения в НПА (например, в Закон о местном самоуправлении, в модельный устав местного сообщества, разработать Закон о медиации и т.д.) с целью узаконить различные формы управления межэтническими отношениями на местном уровне; поощрять развитие социального предпринимательства и групп взаимопомощи, в которых сотрудничают лица из разных этнических сообществ, развитие общественных организаций и групп по интересам, поддержка части местных инициатив, направленных на расширение межэтнического взаимодействия на конкурсной основе на базе государственных стимулирующих грантов.
Участие и членство в социальных и общинных институциях способствует позитивным отношениям между общинами. Взаимодействие членов различных этнических групп - это основа для обмена информацией друг о друге и получения непосредственного опыта, тем самым разрушая взаимную предвзятость и стереотипы. Одним из главных условий для реализации основ социальной консолидации выступает необходимость формирование общегражданской идентичности «Кыргызста-нец», искоренение деления на моноэтнические изолированные регионы и предотвращение различных форм социально- экономической дискриминации в областях нальной сегрегации по субэтническому занятости, образования, социального обес- признаку.
печения, а также преодоления профессио-
Список литературы Государственная субэтническая политика в регионах страны
- Омуралиев Н.А., Кокарева Е.С. Аналитический отчет по результатам соц. Исследования по выявлению актуальных проблем в сфере межэтнических отношений. Второй Курултай народа Кыргызстана - Б., 1998.
- Основные итоги первой национальной переписи населения Кыргызской Республики 1999 года. - Б., 2000.
- Первый Курултай народа Кыргызстана. - Б., 1996.
- Поппер Карл. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992.
- Программа "Этническое развитие" // Круглый стол "Роль политических партий в процессах этнического развития". - Б.: Фонд "Сорос-Кыргызстан", 2017.
- Развитие межэтнических отношений в новых независимых государствах Центральной Азии: учебное пособие // под ред. проф. А.Б. Элебаевой. - Б., 1995.