Государственная защита адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве: недостатки правового регулирования

Автор: Петров Дмитрий Вячеславович

Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy

Рубрика: Защита профессиональных прав адвоката

Статья в выпуске: 4 (59), 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель работы - определить содержание и обозначить основные проблемы регламентации государственной защиты адвокатов в связи с их участием в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Использовались формально-юридический метод, метод изучения документов, метод системного анализа и другие методы познания. В статье исследованы действующие нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление государственной защиты адвокатам. Выделены основные аспекты, препятствующие полноценной реализации предоставленной гарантии адвокатам на государственную защиту. Значимость работы заключается в том, что в ней сформулировано определение содержания государственной защиты адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве, обозначены основные направления в нормативной регламентации государственной защиты адвокатов, нуждающиеся в реформировании.

Еще

Адвокат, адвокатура, государственная защита адвоката, уголовное судопроизводство

Короткий адрес: https://sciup.org/140296659

IDR: 140296659   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2022_59_4_23

Текст научной статьи Государственная защита адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве: недостатки правового регулирования

Г.Б. Мирзоев и А.В. Рагулин обоснованно полагают, что «адвокатура является публичным, независимым, самоуправляемым профессиональным сообществом адвокатов и лиц, содействующих осуществлению адвокатской деятельности, и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура, посредством оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи, осуществляет защиту прав, свобод и интересов доверителей, обеспечивает доступ к правосудию, общественный надзор за соблюдением правовых норм, совершенствование законодательства и практики его применения, профилактику социальных конфликтов, правовое просвещение, гармонизацию отношений между личностью, обществом и государством, а также осуществляет защиту прав, свобод и интересов адвокатов.

Адвокатом является независимый профессиональный советник по правовым вопросам, получивший в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Полномочия адвоката определяются федеральным законом. Противодействие оказанию квалифицированной юридической помощи и вмешательство в адвокатскую деятельность запрещаются и влекут за собой ответственность в соответствии с законом» [1, с. 5–12].

В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее – ФЗ «Об адвокатуре»), несмотря на упоминание о государственной защите адвоката и членов его семьи (ст. 18), само её понятие и содержание не раскрываются.

В отношении адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя, определение «государственная защита» дается в Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее – ФЗ № 119-ФЗ).

Так, согласно ФЗ № 119-ФЗ, «государственная защита» представляет собой осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами (ст. 1).

На основе приведенного выше определения можно выделить следующие элементы содержа- 24

ния государственной защиты, предусмотренные законодателем в отношении адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве:

  • 1)    наличие угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество;

  • 2)    перечень мер безопасности и социальной поддержки регламентирован законом № 119-ФЗ;

  • 3)    защита осуществляется уполномоченными государственными органами;

  • 4)    защита предоставляется только в связи с участием в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя;

  • 5)    защита может предоставляться близким родственникам, родственникам и близким лицам защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Таким образом, под содержанием государственной защиты адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве, следует понимать совокупность предусмотренных законом мер безопасности и социальной поддержки, направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества адвоката, а также его близких родственников, родственников и близких лиц, в связи с осуществлением им деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Вместе с тем практическая реализация данных гарантий вызывает обоснованную критику со стороны авторов, исследующих данную тематику [2, с. 198; 3 с. 135].

Обращает на себя внимание и проблема фактического отсутствия необходимой правовой регламентации государственной защиты адвоката вне связи с его участием в уголовном судопроизводстве, а также и в отношении адвоката, выполняющего функцию адвоката – представителя свидетеля.

Это обусловлено тем, что действие закона № 119-ФЗ распространяется только на адвокатов – участников уголовного судопроизводства, что не в полной мере соответствует буквальному толкованию гарантии, предусмотренной ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об адвокатуре», которая предусматривает государственную защиту адвокатов и членов их семей, не обуславливая реализацию данной гарантии участием адвоката в каком-либо процессе.

Как верно отмечает И.В. Ревина, анализируя содержание закона № 119-ФЗ, данный акт не свя- зывает осуществление защиты потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства с ценностью показаний, но если рассматривать рациональную направленность закона, то помимо гуманистической нагрузки (собственно защита жизни и здоровья человека), конечная его цель – раскрытие преступления. Именно помощь следствию является основным, главным критерием для применения государственной защиты в отношении определенного лица [4, с. 154].

Таким образом, сама суть закона № 119-ФЗ имеет иную, более узкую направленность, чем деятельность адвоката по оказанию им квалифицированной юридической помощи. Как следствие, закон № 119-ФЗ не в полной мере может реализовывать предоставленную адвокату ФЗ «Об адвокатуре» гарантию по государственной защите.

В завершение представляется необходимым обозначить следующие основные, на наш взгляд, недостатки правовой регламентации государственной защиты адвокатов в настоящее время:

  • 1)    распространяется только на адвокатов, осуществляющих оказание квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве;

  • 2)    реализуется ограниченным перечнем субъектов – правоохранительными органами. При этом в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ непосредственно указание на защиту адвоката не в связи с его участием в уголовном судопроизводстве не содержится;

  • 3)    ограниченность мер защиты по сравнению с мерами защиты, предоставляемыми стороне обвинения и суду Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», что препятствует реализации принципа состязательности сторон в уголовном судопроизводстве;

  • 4)    отсутствие указания на лица, подлежащие защите наряду с адвокатами, – членов семьи в ФЗ «Об адвокатуре» и близких родственников, родственников, близкие лица – в законе № 119-ФЗ;

Оперативное устранение данных законодательных недостатков путем внесения соответствующих изменений, в конечном итоге, будет способствовать эффективности деятельности адвокатов по реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Список литературы Государственная защита адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве: недостатки правового регулирования

  • Мирзоев Г.Б., Рагулин А.В. Правовой статус адвокатуры в Российской Федерации: основные выводы исследования // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2020. № 1 (56). С. 5-12.
  • Рагулин А.В. Профессиональные права адвоката-защитника в Российской Федерации. Вопросы теории и практики: дис.. д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 198.
  • Рагулин А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. С. 135.
  • Ревина И.В. Институт государственной защиты лиц, содействующих осуществлению правосудия, в сфере уголовного судопроизводства: российский и зарубежный опыт // Правовая защита частных и публичных интересов: материалы V Международной межвузовской научно-практической Интернет-конференции: сб. статей / отв. ред. Б.И. Ровный. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2008. С. 154.
Статья научная