Гражданско-правовая регламентация отношений адвоката и доверителя

Автор: Миронова Лариса Юрьевна

Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu

Рубрика: Теория и практика юридической науки

Статья в выпуске: 3-1 (69), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены особенности закрепления отношений по оказанию возмездных юридических услуг между адвокатом и доверителем, определен круг гражданско-правовых норм, применяемых при регулировании исследуемых отношений.

Адвокат, доверитель, договор, квалифицированная помощь юриста

Короткий адрес: https://sciup.org/14126298

IDR: 14126298   |   DOI: 10.47629/2074-9201_2022_3.1_48_51

Текст научной статьи Гражданско-правовая регламентация отношений адвоката и доверителя

Д овольно часто граждане и представители различных организаций сталкиваются с необходимостью получения правовой консультации, помощи, адвокатской поддержки. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи [1], а из этого конституционного права вытекает и конституционная обязанность государства обеспечить достаточно высокий уровень такого рода помощи. Данное право реализуется в деятельности адвокатуры.

Прежде всего, адвокат должен заключить с обратившимся к нему за помощью клиентом (доверителем) соглашение о предоставлении юридической помощи. Такую сделку правоведы квалифицируют по-разному: как договор подряда, как договор поручения, как договор оказания услуг на возмездной основе, как смешанный или даже непоименованный договор.

На наш взгляд, соглашение об оказании правовой помощи следует квалифицировать как договор возмездного оказания услуг с элементами представительства. Именно такое договорное обязательство является самым эффективным способом защиты интересов клиента в случае возникновения правового спора. Определение данного договора содержится в ч. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в соответствии с которой по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность) по заданию заказчика, а заказчик, в свою очередь, берет на себя обязательство оплатить эти услуги.

Адвокат не должен начинать работу с клиентом без оформления письменного соглашения. Договор оказания услуг на возмездной основе является консенсуальным, двустороннеобязывающим, возмездным. Сделка, связанная с предоставлением квалифицированной правовой помощи, должна быть совершена в простой письменной форме.

Статья 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности» содержит перечень существенных условий, которые в обязательном порядке должны быть отражены в тексте соглашения между адвокатом и доверителем [2]. Это:

  • 1)    сведения о поверенном, то есть об адвокате, который будет исполнителем поручения, подтверждающие в том числе и его принадлежность к адвокатскому образованию;

  • 2)    юридические действия поверенного, которые составляют предмет договора;

  • 3)    размер и условия выплаты поверенному вознаграждения (отметим, что в некоторых случаях, согласно Федеральному закону «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», квалифицированная правовая помощь оказывается бесплатно);

  • 4)    если исполнение поручения повлечет дополнительные расходы, то следует оговорить порядок и размер их компенсации;

  • 5)    ответственность адвоката, исполняющего поручение.

Сложность вызывает ответ на вопрос о зависимости размера оплаты услуг адвоката от решения, вынесенного судом. Обратимся к судебной практике. В информационном письме от 29.09.1999 № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» была обоснована позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по этой проблеме. В частности, в данном документе акцентируется внимание на том, что если условие договора ставит размер оплаты услуг адвоката в зависимость от вынесенного судом решения, то требование о выплате вознаграждения не подлежит удовлетворению. При определении размера вознаграждения в этом случае учитывались действия, фактически совершенные поверенным, а размер вознаграждения следовало определять в соответствии со статьей 424 ГК РФ, которая называется «Цена» [3].

Такой же подход поддержал Конституционный суд в своем Постановлении № 1-П от 23 января 2007 года , отметив, что если в текст договора включено условие о выплате вознаграждения адвокату только в случае вынесения положительного для доверителя судебного постановления или решения государственного органа, то оно не соответствует основным принципам гражданского законодательства, так как в такой ситуации речь идет о предмете договора, который законом не предусмотрен [4].

Вопрос о возможности выплаты юристам так называемого «гонорара успеха» бурно обсуждается в адвокатском сообществе. Так, п.3 статьи 16 Кодекса профессиональной этики адвоката гласит, что адвокат имеет право включать в текст договора об оказании правовой помощи условия, в соответствии с которыми размер выплаты вознаграждения поверенного все же может зависеть от результата оказанной правовой поддержки [5]. Однако данный Кодекс не является нормативным правовым актом, на что было указано, например, в решении Хамовнического районного суда города Москвы от 30.11.2017 по делу № 2- 3605/17 [6].

В 2020 году вступили в силу поправки в Федеральный закон № 63-ФЗ от 31 мая 2002 года «Об адво- катской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [7], в результате которых в статье 25 появилось утверждение о правомерности введения в текст договора об оказании квалифицированной правовой помощи положения, согласно которому размер выплаты вознаграждения зависит от конечного результата предоставления юридической помощи, кроме правовой помощи по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам.

Заключая соглашение об оказании правовой помощи, адвокат таким образом принимает от доверителя поручение на ведение дела. Он должен изучить представленные ему доверителем материалы, проанализировать законодательство, регулирующее правоотношения в конкретной ситуации, сформировать правовую позицию.

Кодекс профессиональной этики адвоката в положениях статьи 8 требует от поверенного грамотно, честно, профессионально, ответственно и своевременно выполнять свои профессиональные обязанности, защищая права, свободы и интересы доверителей всеми законными средствами.

В юридической практике чаще всего используется два вида соглашений между доверителем и адвокатом: это договор поручения и договор возмездного оказания услуг.

Правовому регулированию договора поручения посвящена 49 глава ГК РФ. По своей сути, данный договор является соглашением о представительстве интересов одного лица от имени другого лица перед третьими лицами, постольку нормы, содержащиеся в главе 49 ГК РФ «Поручение», применяются в совокупности с положениями главы 10 ГК РФ «Представительство», которая регламентирует вопросы представительства и оформления доверенности. В частности, в соответствии с п.1 ст. 182 ГК РФ доверитель должен выдать поверенному доверенность на совершение юридически значимых действий, перечисленных в положениях договора поручения.

Регламентации договора возмездного оказания услуг посвящена 39 глава ГК РФ. Такой договор заключается, как правило, в ситуации, когда юрист оказывает различные виды правовой помощи, например, устное и письменное консультирование по юридическим вопросам, составление исковых заявлений, претензий, договоров и др.

Правоотношения, возникающие при оказании юридической помощи, базируется на личных и доверительных отношениях сторон. Без взаимного доверия участников надлежащее исполнение соглашения крайне затруднительно: доверитель не сможет делиться конфиденциальными сведениями с человеком, которому он не доверяет. Доверительность отношений между адвокатом и доверителем законодательно закреплена.

Доверитель в рассматриваемых правоотношениях является более слабой стороной, нуждающейся в защите, находящейся в сложной жизненной ситуации, поэтому расторгнуть договор по инициативе поверенного возможно только в некоторых исключительных случаях, таких как, например, возникновение конфликта интересов, при котором адвокат не имеет права совершать юридически значимые действия от имени доверителя; состояние здоровья, которое не позволяет специалисту качественно выполнять профессиональные обязанности; приостановление или лишение статуса адвоката и др.

Несомненным поводом для привлечения поверенного к дисциплинарной ответственности является недобросовестное выполнение им своих профессиональных функций. Причем на адвокате помимо ответственности перед профессиональным сообществом, лежит также и гражданско-правовая ответственность перед доверителем за некачественное выполнение условий договора.

Представляется целесообразным оформить на законодательном уровне единые стандарты обеспечения и реализации права на квалифицированную правовую помощь, разработать разъяснения, касающиеся применения кодекса профессиональной этики. Мы считаем, что для признания юридической помощи квалифицированной, недостаточно только формального критерия, выражающегося в том, что она оказывается адвокатом. Следует обязательно обращать внимание на степень процессуальной активности специалиста.

Проблему недостаточного качества юридического образования, на наш взгляд, поможет решить введение и единых квалификационных требований, предъявляемых к лицам, которые оказывают юридические услуги: окончание вуза по направлению подготовки «Юриспруденция» без дальнейшей сдачи квалификационного экзамена, подтверждающего качество полученных знаний, на наш взгляд, не должно давать право заниматься юридической практикой.

Учитывая повышенный интерес со стороны государства и общества к вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека, а также необходимость предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи, весьма актуальным становится дальнейшее совершенствование правоотношений в сфере регулирования отношений адвоката и доверителя.

Таким образом, национальная государственная политика в области развития адвокатуры должна способствовать формированию в Российской Федерации конкурентоспособного юридического сообщества, которое должно объединять специалистов в области права, обладающих высоким уровнем профессионализма и четко соблюдающих принципы профессиональной этики.

Список литературы Гражданско-правовая регламентация отношений адвоката и доверителя

  • Ст.48 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок от 14 марта 2020 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 года № 237.
  • Ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 01.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, № 32, ст. 45.
  • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.1999 № 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении спо ров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://arbitr.ru/as/pract/vas_info_letter/3004.html.
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В.В. Макеева" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.09.2022).
  • Кодекс профессиональной этики адвоката (ред. от 15.04.2021) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2022).
  • Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 30.11.2017 по делу № 2-3605/17 [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/regular/court/(дата обращения: 28.09.2022).
  • Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 400-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 01.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, 09.12.2019 № 49 (часть V) ст. 6959.
Еще
Статья научная