Гражданско-военные отношения в России и национальная безопасность
Автор: Певень Леонид Васильевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Армия и общество
Статья в выпуске: 2, 2009 года.
Бесплатный доступ
За 15 лет посткоммунистической трансформации России общество стало другим. Коренным изменениям подвергся экономический и социальный уклад, произошли разительные перемены в политической жизни страны, изменились представления об окружающей нас действительности. Основные противоречия перемещаются из сферы политики и идеологии в социально-экономическую, социально-культурную сферу и сферу межнациональных отношений. В результате в современной России причудливо переплетаются как традиционные, так и новые компоненты социально-общественных отношений.
Короткий адрес: https://sciup.org/170164738
IDR: 170164738
Текст научной статьи Гражданско-военные отношения в России и национальная безопасность
С одной стороны, российское общество все больше отторгает отношение к себе как пассивному объекту государственного управления и опеки, а с другой – ещё не изжита в нём социальная апатия и недоверие, ностальгия по советскому прошлому и мрачный взгляд на будущее. Но вместе с тем среди проблем, обсуждаемых в российском обществе, центральное место всё больше стали занимать вопросы обеспечения национальной безопасности.
Как известно, под национальной безопасностью понимается защищённость жизненно важных интересов отдельных граждан, социальных групп, всего общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра реальных внешних и внутренних угроз политического, экономического, экологического, технологического и др. характера (рис. 1). При этом резко возрастает роль военных факторов в мировой политике и, соответственно, военное обеспечение безопасности России. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются:
Рис. 1. Система национальной безопасности России
– рост военных бюджетов и гонка вооружений, развертывание США 3-го позиционного района ПРКО в Польше и Чехословакии, расширение НАТО на восток, активизация международного терроризма и др.;
– нарушение международной системы обеспечения безопасности, сложившейся на основе Ялтинских и Потсдамских соглашений;
– необоснованное и не оправданное с точки зрения международного права применение США и НАТО военной силы или угрозы её применения (война НАТО против Сербии, вторжение в Ирак);
– обострение геополитического и геоэкономического соперничества, связанного с перспективами развития, борьбы за сферы влияния и нарастание конфронтации вокруг новых товарных рынков и источников топливноэнергетического сырья;
– усиление со стороны США и НАТО гуманитарного и информационнокоммуникационного воздействия на общественное мнение с целью «селекции» жизненных и ценностных приоритетов, размывающих российскую ментальность.
Общественное мнение в стране вполне адекватно отреагировало на агрессию, развязанную Грузией против Южной Осетии, видя в этом, прежде всего, провокационные попытки США и их союзников по НАТО переделать геополитическую карту на Кавказе и создать выгодный для себя политический, экономический и военный плацдарм. Опросы независимых социологических организаций подтверждают это. По данным ВЦИОМ (апрель 2008 г.), главными угрозами России люди считают: военную угрозу со стороны США и НАТО – 11%; демографический кризис в стране – 6%; международный терроризм – 5%; слабую промышленность и сельское хозяйство, бедность и обнищание населения – по 4%; инфляцию и рост цен, коррупцию, взяточничество и воровство, бездуховность и деморализацию общества, угрозу вступления Украины и Грузии в НАТО, экологическую ситуацию – по 3%.
Тот факт, что гражданское общество становится более зрелым и уже осознает опасности от возникающих в настоящее время внешних и внутренних угроз России, объясняет пристальное внимание власти к проблемам совершенствования взаимосвязей военной организации государства и общества (рис. 2). (изменить номер рис., убрать точки в 2 верхних ячейках, убрать повторение «Силы обеспечения безопасности» - центр. ячейка)
Рис. 3. Структурные элементы системы обеспечения национальной безопасности России

В обществе должен быть развернут общенациональный дисскурс по проблемам обеспечения безопасного будущего России с привлечением широкого экспертного сообщества, средств массовой информации, с опорой на негосударственные общественные объединения, в поле деятельности которых лежат проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Конечно, интересы государства, общества и граждан Российской Федерации многочисленны и разнообразны. Но гражданское общество России должно выработать свои жизненно важные интересы, интегрировать их в систему национальных интересов.
Таковыми на данный момент являются:
-
1) реальное функционирование структур гражданского общества;
-
2) возрождение и государственная поддержка семьи как первоначальной ячейки гражданского общества;
-
3) эффективная деятельность механизма демократического государственного контроля общества над государством;
-
4) формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества;
-
5) достижение и поддержание национального согласия по жизненно важным интересам во всех общественных сферах;
-
6) недопущение кризисных демографических и экологических ситуаций;
-
7) повышение интеллектуальной, социальной и экономической активности граждан России;
-
8) обеспечение поступательного экономического развития на основе социально ориентированной рыночной экономики;
-
9) обеспечение обороноспособности страны.
Причём обеспечение обороноспособности страны, забота об оборонной безопасности Российской Федерации являются одним из основных приоритетов, а не последним элементом в системе жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Общество должно знать, что государственные средства целенаправленно и эффективно идут на решение задач современного военного строительства, на развитие российской армии, на обеспечение достойного положения военнослужащих.
Система гражданско-военных отношений должна охватывать весь спектр взаимодействия общества и армии – от парламентского контроля за использованием вооружённых сил до оценки состояния внутрислужебных отношений между военнослужащими.
Актуальность комплексного анализа проблем безопасности и гражданско-военных отношений вызвана в том числе и практическими задачами реформирования России, необходимостью выработки инновационной политики обеспечения национальной безопасности1, а следовательно, и качественно иной политической модели взаимодействия гражданского общества и армии по обеспечению жизненно важных интересов государства в иных геополитических, политических, экономических, социокультурных и правовых условиях.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за последние восемь лет у россиян возросла уверенность, что наша армия сумеет защитить страну в случае реальной угрозы. Доля оптимистов увеличилась с 60–61% в 2000–2005 гг. до 67% в феврале 2007 г. и 74% в феврале 2008 г. Не разделяют этой уверенности 17% россиян2.
Позиция гражданского общества в России предельно открыта – армия должна реформироваться для защиты национальных интересов России, так как обществу не безразлично, какую военную организацию оно содержит и сможет ли она выполнить свою миссию по его защите. Поэтому обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий как государства, так и общества в осуществлении планомерного военного строительства. Причём следует понимать необходимость последовательности процедур по разработке концептуальных подходов к обеспечению национальной безопасности, собственно военной доктрины государства и мероприятий, направленных на реформирование Вооружённых сил как структурного элемента военной организации государства.
Иными словами, исходя из новых реалий, реформирование военной организации государства должно сопрягаться с переосмыслением концепции национальной безопасности, для чего следует ускорить работу по её выработке и принятию как руководства к действию государства и общества. На ее основе должна разрабатываться новая военная доктрина государства, в которой должны быть разработаны взгляды военно-политического руководства страны на оборону и ведение современной войны. И только после этого можно обосновывать новый облик силовой структуры государства, которая должна быть способна защитить интересы государства и общества.
Это очень важно сейчас, учитывая, что у Вооружённых сил есть внешняя и внутренняя функции; следует чётко оценить, насколько они адекватны нынешнему состоянию общества и насколько сбалансирована современная система гражданско-военных отношений в России.
Более того, следует исходить из того, что важнейшим содержательным элементом как военной организации, так и гражданского общества являются гражданско-военные отношения. Причём эти отношения следует рассматривать в контексте обеспечения национальной безопасности. Само же понятие «отношения» означает, что в нём присутствуют две стороны, взаимодействующие между собой, – гражданское общество и его военная организация.
По-сути, гражданско-военные отношения как общественно-политическое и социальное явление представляют систему функциональных взаимосвязей, выстраиваемых между гражданским обществом и вооружёнными силами как институтом государства на разных этапах его становления и развития, и проявляются во всех сферах общественной жизни по поводу реализации основных жизненно важных интересов личности, общества и государства в контексте обеспечения военной безопасности.
В политической системе страны гражданско-военные отношения выступают одновременно и как объект, и как субъект политики – государство создаёт и использует армию для достижения определенных политических целей, а общество заинтересовано в эффективном обеспечении военной безопасности страны.
Здесь гражданско-военные отношения выступают как объект управления, на который направлено воздействие основных субъектов политической системы. При этом они одновременно являются мощным средством, с помощью которого личность, общество и государство стремятся защитить свои жизненно важные интересы.
Таким образом, военно-гражданские отношения органически связаны с политикой и политической деятельностью. Мировой опыт взаимодействия военной сферы и гражданского общества показывает, что постоянно действующими факторами, определяющими направленность модернизации военно-гражданских отношений, являются:
– форма государственного устройства и сложившийся характер взаимосвязей между государством и гражданским обществом;
– характер политического режима и господствующий тип принятия военнополитических решений;
– исторически сложившиеся ценностно-культурные (ментальные) основы взаимодействия военного и гражданского компонентов общественной жизни;
– государственно-политическое развитие государства;
– актуализация ряда общественно-политических факторов, влияющих на социальное содержание военного потенциала страны и др.
В настоящее время актуализируются проблемы военного строительства и обеспечения военной безопасности государства. В соответствии с угрозами безопасности XXI века формируется новый облик Вооружённых сил. Новый вес обретают вопросы перевооружения армии и флота и повышения престижа военной службы.
С учётом роста профессионализации Вооруженных сил ожидается их трансформация в иное качество, что неизбежно приведет к реорганизации военного образования, системы социального обеспечения военнослужащих, сокращению офицерского состава. В связи с этим ожидается обострение социальных процессов, протекающих в армии и на флоте, и рост социальной напряжённости в воинских коллективах.
Следует отметить, что хотя в настоящее время сделано немало для повышения престижа военной службы, но вместе с тем социально- экономическое положение военнослужащих остается сложным. В этой связи большое внимание следует уделить реализации социальных проектов в Вооруженных силах и других силовых ведомствах, например, Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года, причем главное звено в этой ситуации – офицерский корпус.
На этом фоне важно обеспечить поддержку офицерского состава в плане высокой общественной оценки их ратного труда. Абсолютное большинство (до 75%) кадрового состава армии и флота обладают высокой служебной мотивацией и стремятся продолжить службу в Вооруженных силах.
Офицеров и прапорщиков Вооруженных сил характеризует1:
– гордость за службу в Вооруженных силах и причастность к защите Отечества. Абсолютное большинство (72%) опрошенных офицеров и прапорщиков (мичманов) так или иначе желают служить в армии или на флоте, а около 30% из них дорожат своей причастностью к защите Отечества, офицерским званием и своей военной профессией;
– стремление к совершенствованию своего военно-профессионального мастерства. Постоянная работа по совершенствованию уровня боевой подготовки характерна для 85% опрошенных офицеров и прапорщиков (мичманов), а 87% из числа опрошенных кадровых военнослужащих уверены в своей способности выполнить боевые задачи;
– высокая морально-психологическая готовность к ведению боевых действий и отражению внешней агрессии. Почти 90% опрошенных офицеров и прапорщиков (мичманов) заявляют о своей психологической готовности к отражению внешней агрессии, которая основывается на понимании абсолютным большинством военнослужащих наличия в современном мире реальных угроз национальной безопасности.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в военной службе, прежде всего, важны познавательные мотивы, которые вообще в целом характерны для молодёжи. Следует отметить, что большинство граждан, призванных на военную службу в 2007 г., пошли в Вооруженные силы с желанием. Об этом заявило более 2/3 (69%) опрошенных военнослужащих (рис. 3). (Изменить номер рис., запятая после военнослужащих, убрать запятую после призыву, вместо годах – гг.)
Рис. 7. Основные ценности военной службы для военнослужащих проходящих военную службу по призыву, в 2007-2008 годах (в %)
Интересная профессия, специальность
Тем не менее, хотя и отмечается р ост патриотичес ких настроений среди 18
российской молодВёоижниск,иое дтрнаадикцоииниероибтухаолдыимость выполнения ко2н4ституционного долга еще не стала главным побудительным мотивом, к1о7торый способствовал
Уважение и интерес со стороны окружающих бы формированию осознанного отношения молодёжи к воен2н3ой службе.
П Р р о ич с а т ст п н о с т т е ь н к ц за и щ а и л те ь О н т ы еч х ес у тв г а р к о а з к б ва е ж з н о о п му асности страны тр 1 е 8 бует формирования общественному делу 21
иной модели военно-гражданских отношений, механизм которой бы более 19
до минимума возможность управленческих ошибок в военном строительстве, □ октябрь 2007 г. ■ февраль 2008 г.
попыток политической ангажированности Вооруженных сил со стороны коррупционных и иных сил, не отражающих интересы нации, а также опасность милитаризации государственной и общественной жизни в стране.
В этой связи укрепление обороноспособности России, её Вооруженных сил, повышение престижа военной службы должны проходить при прямом участии гражданского общества, усилении гражданского контроля и личной заинтересованности всех граждан в надёжном обеспечении безопасности, так как здесь затрагиваются жизненно важные интересы государства, общества и личности, а не узкие и ограниченные интересы какой-то одной социальной группы или общественно-политического института. При этом основные принципы гражданского общества имеют приоритет по отношению к принципам строительства, функционирования и жизнедеятельности Вооруженных сил1.
ПЕВЕНЬ Леонид Васильевич – к.филос.н., начальник СЦ ВС РФ