«Грешить» или «рыбачить»: истоки «изумления» во франко-фламандских эмблемах на любовную тематику (рубеж XVI-XVII вв.)
Автор: Голубков Андрей Васильевич
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Филология плюс…
Статья в выпуске: 4 (55), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу нескольких эмблем на любовную тематику, созданных на рубеже XVI - XVII веков во франко-фламандско-нидерландской культуре. В качестве объекта пристального изучения избирается folio 62 из так называемой «маршалловской» версии сборника «Emblemata amatoria» (1608/1609), составителем которого выступил голландский гуманист Даниэль Хенсий. В статье исследуется иконографическая топика, связанная с позой женщины, а также фигурой, возникающей в дверном проеме или окне, последовательно вскрывается символический язык, описывающий бордельную жанровую сцену, высказываются предположения относительно стратегий сочетаемости рыболовной и сексуальной тематики в рассматриваемых эмблемах. Важное место в статье занимает исследование причин изображения рыболовной сети в качестве атрибута гулящей девки. Автор высказывает предположение, что источником данного образа могут служить не только устойчивые языковые конструкции, но и эмблема 30 (75) «Против любителей шлюх» из книги Андреа Альчиато, который представил проститутку в виде надевшего козью шкуру рыбака, обманом завлекающего в свои сети саргов - рыб, испытывающих влечение к козам; в свою очередь, истоками этой топики может служить античная традиция, в том числе анималистическая проза Клавдия Элиана. В заключение делается вывод о том, что сближение в эмблеме разнородной топики воспринималось в эпоху XVII века в русле поэтики «изумления» и радикально противоречило классицистической доктрине
Франция, фландрия, нидерланды, любовь, живопись, эмблема, барокко, остроумие, а. альчиато
Короткий адрес: https://sciup.org/149127480
IDR: 149127480 | DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00112
Список литературы «Грешить» или «рыбачить»: истоки «изумления» во франко-фламандских эмблемах на любовную тематику (рубеж XVI-XVII вв.)
- Байгузина Е.Н. Загадки старых мастеров. Скрытый смысл танцевальных сцен в живописи фламандской и голландской школ XVII века // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2012. № 27. С. 295-318.
- Вергилий. Буколики. Георгики / Пер. с лат. С.В. Шервинского. СПб., 2019.
- Грузнова А.А. Тема «ванитас» в натюрмортах с атрибутами войны и власти в харлемской школе в первой половине XVII века // Артикулы. 2018. № 2 (30). С. 36-40.
- Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта: К проблеме прочтения символа. М., 1997.
- Качалин С.Е. Стрелки и доярки: эротическое остроумие в голландской и фламандской жанровой гравюре рубежа XVI - XVII вв. // Артикульт. 2018. № 4. С. 71-90.
- Садков В.А. Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Франдрии и Голландии второй половины XVI-XVII веков. М., 2004.
- Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. СПб., 2004.
- Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля / Пер. с итал. Е. Костюкович. СПб., 2002.
- Aelian. On the characteristics of animals. Vol. 1. London, 1958.
- Alciato А. Emblematum liber. Augsburg, 1531. URL: http://www.emblematica.com/en/alciato/030.htm (дата обращения 03.03.2020).
- Du Bartas G. La sepmaine, ou Creation du monde. Paris, 1578.
- Béroalde de Verville F. Le moyen de parvenir. Paris, 2006.
- Emblem Project Utrecht. URL: http://emblems.let.uu.nl/ (дата обращения 03.03.2020).
- Lytle E. The Strange Love of the Fish and the Goat: Regional Contexts and Rough Cilician Religion in Oppian's "Halieutica" 4.308-73 // Transactions of the American Philological Association. 2011. Vol. 141. № 2. P. 333-386.
- Salomon N. Shifting priorities: Gender and genre in Seventeenth-century Dutch painting. Stanford, 2004.
- Théâtre d'amour. The garden of love and its delights. Köln, 2004.
- Virgil. Bucolics. London, 1825.