"Грозовые" и "громовые" камни в традиционной культуре Пермского края: семантика и использование в магических практиках
Автор: Русинова Ирина Ивановна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Язык, культура, общество
Статья в выпуске: 4 т.12, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье приведены и проанализированы материалы (лексика и тексты), посвященные так называемым «громовым» и «грозовым» камням, которые жители Пермского края используют в магических практиках. Рассмотрение «каменной» семантики номинативного сочетания громовая стрела, наиболее часто используемого для обозначения такого камня, привело к заключению, что значение лексической единицы сложилось в результате метонимического переноса названия с атмосферного явления (молнии) на предмет, в который молния ударила (камень). Мифологизация грозы, грома, молнии обеспечила осмысление камня громовая стрела как обладающего сверхъестественными свойствами. Анализ контекстов записей диалектной речи, сделанных в сельских населенных пунктах Пермского края, позволил выделить для составных номинаций, рассматриваемых в статье (грозовой камень, громовой камень, грозовая стрела, громовая стрела), несколько групп значений в зависимости от наличия / отсутствия связи семантики этих единиц с метеорологической сферой: камень, представляющий собой сплавленный от удара молнии песок - фульгурит; камень, в который ударила молния; камень темно-красного, бурого цвета; гладкий камень округлой формы; камень конической формы, представляющий окаменелые остатки вымерших головоногих моллюсков - белемнит; кусок экзотического дерева; кусок металла вытянутой формы. По данным записей русской диалектной речи Пермского края можно говорить о нескольких сферах использования таких камней: прежде всего они применяются в народно-медицинских целях (для лечения людей и скота), ими могут пользоваться пастухи в апотропеических целях (для охраны скота от хищных зверей). По данным других территорий, громовая стрела может применяться с продуцирующей целью.
Русская лексика камня, громовой камень, грозовой камень, громовая стрела, грозовая стрела, магические практики, целительные свойства
Короткий адрес: https://sciup.org/147229721
IDR: 147229721 | DOI: 10.17072/2073-6681-2020-4-24-32
Список литературы "Грозовые" и "громовые" камни в традиционной культуре Пермского края: семантика и использование в магических практиках
- Агеева А. Р. Камень и горы в народной культуре. М.: ИП Астапов, 2019. 249 с.
- Белова О. В. Молния // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 2004. Т. 3. С.280-282.
- Белова О. В., Плотникова А. А., Толстая С. М. Небо // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 2004. Т. 3. С. 376-380.
- Березович Е. Л. К изучению нонстандартной лексики камня в русском языке: постановка вопроса // Известия Уральского федерального унта. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2020. В печати.
- Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Камень // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. М.: Между-нар. отн., 1999. Т. 2. С. 448-453.
- Толстой Н. И. Гром // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 1995a. Т. 1. С.558-560.
- Толстой Н. И. Громобой // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 1995b. Т. 1. С. 560-561.
- Толстой Н. И. Громовая стрела // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 1995c. Т. 1. С. 561-563.
- Федотова С. Л. Пермский камнерезный -промысел народа. Пермь: Изд-во «Траектория», 2019. 96 с.
- Фульгурит. URL: https://ru.wikipedia.org/wi-ki/Фульгурит (дата обращения: 23.09.2020).
- Четина Е. М., Роготнев И. Ю. Символические реальности Пармы: Очерки традиционной культуры Пермского края / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 224 с.