Грузинские мечты и российские реалии

Автор: Воробьева Ирина

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Тренды и прогнозы. Страноведение

Статья в выпуске: 3 (131), 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142170914

IDR: 142170914

Текст обзорной статьи Грузинские мечты и российские реалии

Знакомство грузинского премьера с российским коллегой Дмитрием Медведевым на недавнем экономическом форуме в Давосе — первая встреча такого уровня после разрыва дипотношений между нашими странами в августе 2008-го. На ближайшее время запланирован очередной раунд переговоров спецпредставителей Владимира Путина и Бидзины Иванишвили.

«С победой Иванишвили на парламентских выборах осенью прошлого года изменилось многое, — говорит Александр Скаков, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН . — Прежде всего, пошла на спад привычная для Грузии последних лет антироссийская риторика: Грузия прекратила подрывную антироссийскую деятельность на Северном Кавказе, которую она вела, например, поддерживая чеченских боевиков во времена президентства Шеварднадзе. Остановилось вещание на Северный Кавказ абсолютно антироссийского информационного канала ПИК».

По данным МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ ГРУЗИИ, объем иностранных инвестиций в страну к 2011 году превысил $1 млрд. Значительная их доля приходится на Россию. По информации ДЕПАРТАМЕНТА СТАТИСТИКИ ГРУЗИИ, объем прямых российских инвестиций в экономику страны с 2001 года по август 2008-го составил более $250 млн. Так, «Интер РАО» принадлежит 75% акций тбилисской энергораспределительной компании «Тэ-ласи», ОАО «ВымпелКом» владеет 100% акций ООО «Мобител».

В январе 2013 года контрольный пакет IDS Borjomi приобрела одна из структур российской компании «Альфа-Групп». Москва проявляет интерес к газопроводу, соединяющему Россию и Армению.

До конфликта в Южной Осетии руководители железных дорог России, Грузии и Армении договорились о восстановлению железнодорожного сообщения Сочи–Тбилиси через территорию Абхазии.

Основную долю в структуре экспорта Грузии занимают ферросплавы, лом черных металлов, медная руда и концентраты; в структуре импорта — нефть и нефтепродукты, автомобили, природный газ. Импорт Грузии в несколько раз превышает экспорт.

Россия в списке крупнейших торговых партнеров Грузии до августа 2008 года занимала 6 место после Турции, Азербайджана, Украины, Германии и США.

«Одна из причин поражения Саакашвили, — продолжает наш собеседник, — я бы даже сказал, последний форпост, который он проиграл, — это голоса сельского населения. У него никогда не было серьезной поддержки в крупных городах. Люди с более высоким уровнем образования понимали, что Саакашвили лишь гениальный пиарщик и достигнутое, по его словам, «грузинское чудо» — не что иное, как, в большинстве случаев, блеф».

Страна в конце 2003 года находилась в худшей ситуации, чем Россия в начале–середине 1990-х: из окон многоэтажек торчали трубы буржуек, света и газа не было. Саакашвили пришел под двумя лозунгами: «Я верну Южную Осетию и Абхазию» и «Вы будете жить хорошо». И уже летом 2004-го он напал на Южную Осетию, а в экономике начал резкие реформы.

Андрей Епифанцев: «Саакашвили требовался быстрый эффект, а для его достижения — много денег. И он их получил, сумев привлечь немалые инвестиции и распродав практически всю госсоб- вино стоит дорого, к тому же китайцы сами производят вино и пытаются его экспортировать. В Европе хватает своих мандаринов, не говоря уже о турецких. Что до вина, то на Западе традиционные тяжелые полусладкие грузинские вина не популярны и продаются главным образом в магазинах для выходцев из бывшего СССР». Рынки же Белоруссии и Украины не настолько обширны, как хотелось бы.

ственность.

Одной из причин притока инвестиций были глубокие административные реформы, в результате которых Саакашвили чуть ли не до анархического состояния либерализовал разрешительную систему, практически вывел государство из бизнес-среды и уничтожил коррупцию на бытовом уровне (полиция взяток не берет, водительские права оформляют за 15 минут, дом — за полчаса и т.д.)».

ФОТОБАНК ЛОРИ

Когда солнце для Грузии всходило с Севера

АЛЕКСАНДР СКАКОВ: «Отношения России и Грузии имеют почти тысячелетнюю историю. Первый муж царицы Тамары (1184–1209/1213), с именем которой связывают Золотой век в истории Грузии, был князем из Руси Георгием — сыном Андрея Боголюбского.

С XVI века Грузия, изнывавшая от набегов горских племен, нашествий персов и турок, молила Россию о помощи. Последняя масштабная резня произошла в 1795 году, когда персидский шах Ага Мохаммед-хан захватил Тбилиси, вырезав большую часть горожан. Грузии как единого государства тогда не было. Существовали царства Картли и Кахетия (иногда вместе, иногда отдельно). Картли — с центром в современном Тбилиси, Кахетия — восточная Грузия. Были отдельно царство Имеретия, княжество Мегрелия, а также никому не подчинявшиеся горные грузинские племена — сваны, хевсуры, тушины, пшавы и пр.

Значительная часть Грузии (современные юго-западные районы — Месхет-Джавахетия, Аджария, Гурия) была захвачена Турцией. Россия уговорам Грузии долго сопротивлялась: столь серьезная головная боль ей была ни к чему, к тому же Грузия далеко — за Кавказским хребтом — и ничего важного там нет. В большей степени того же Петра I интересовал современный Азербайджан».

Но в конце XVIII века Россия все же пошла на прием Грузии в свое подданство, заключив с царем Картли и Кахетии Ираклием II знаменитый Георгиевский трактат.

АЛЕКСАНДР СКАКОВ: «Причем в Петербурге при дворе Екатерины колебались — стоит ли делать этот шаг, который приведет к вмешательству во все войны на Северном Кавказе. До этого у России не было проблем ни с чеченца- ми, ни с кабардинцами, ни с адыгами, ни с дагестанцами.

На рубеже XVIII– XIX веков, после смерти Ираклия II, среди его преемников начался раздор, и Россия пошла на превращение Грузии в губернии. Появились Кутаисская губерния (бывшее царство Имеретия) и Тифлисская (бывшее царство Картли и Кахетия). Через несколько лет частью России независимо от грузинских царств стала нынешняя Абхазия — Абхазское княжество.

В течение последующих ста лет Россия отбирала грузинские земли у Турции — те же Гурию, Аджарию, — создавая тем самым единую Грузию в составе Российской империи, что и привело Россию к Кавказской войне на Северном Кавказе (1817–1864). Коммуникации, связывающие Россию с Грузией, шли через земли горских народов, которым не нравилось, что по их территории движутся войска, обозы и т.д. Встал вопрос о безопасности данных коммуникаций, соответственно потребовалось военное вмешательство.

Грузия же, как сказал классик, расцвела «под сенью дружеских штыков», но в то же время стал расти национализм. Особенно сильно он проявился в конце XIX — начале XX века. Грузины приступили к активной колонизации Абхазии. Часть абхазов после Кавказской войны была вынуждена переселиться в Османскую империю. В результате революции и гражданской войны Грузия в 1918 году впервые получила независимость в своих нынешних границах в качестве Грузинской Демократической Республики (ГДР).

Но независимость ее была чисто фиктивная. Грузию оккупировали то Турция, то Германия. Она находилась в состоянии войны с Арменией (в то время тоже независимой), а также с Абхазией и Южной Осетией. Уже тогда сжигали осетинские села, почти все жители Южной Осетии стали беженцами. Все это закончилось после советизации Грузии — вполне предсказуемо, поскольку во главе молодого советского государства стояли те же грузины — Сталин, Орджоникидзе и др.».

При Советском Союзе Грузия была цветущей и, пожалуй, любимейшей республикой советского народа. «Солнце для Грузии всходило с Севера», — как сказал ЭДУАРД ШЕВАРДНАДЗЕ. АЛЕКСАНДР СКАКОВ: «Но с ослаблением СССР вновь вылез наружу грузинский национализм, пошло создание образа врага, что во многом было обусловлено необходимостью консолидации грузин как единой нации. Ведь грузины как единый народ — это миф. Есть картвельские народы — грузины, мегрелы, сваны, лазы, не считая более мелких субэтносов, отличных друг от друга по культуре и даже языку.

Через период консолидации и создания образа врага проходят многие народы. Для грузин враги — абхазы, югоосе-тины и русские, что довольно странно: исторически большей угрозой для Грузии были турки и персы. От русских они видели только хорошее».

ФЕЛИКС СТАНЕВСКИЙ: «Еще до распада СССР в Грузии не было ни одной политической партии, которая не требовала бы независимости. Это было вызвано мощным националистическим движением, поддержанным грузинской интеллигенцией. Поскольку главным неприятелем считалась Россия, то независимость рассматривалась только как независимость от России. Соответственно грузинская политическая элита была развернута в сторону Запада. Грузия как государство исторически всегда искала, к кому бы прислониться. Подлинно независимое грузинское государство существовало в последний раз в XI–XIII веках в период Давида Строителя и царицы Тамар».

Андрей Епифанцев : «Благодаря гениальному пиару для всего мира Саакашвили выглядел ультрадемократом

РИА «НОВОСТИ»

Зависимость Грузии от Баку, Анкары и Запада настолько велика, что новому премьеру очень сложно отыграть назад. На фото: Бидзина Иванишвили.

Грузинские товары могут появиться на российском рынке уже весной.

и записным либералом, на деле же являясь комиссаром 1920-х в тужурке и с наганом. Он ломал под себя государство слишком быстро, что невозможно делать в белых перчатках, не наживая врагов. В результате кредит народного доверия иссяк. Абхазию и Южную Осетию в августе 2008-го Саакашвили проиграл, а обещанное благополучие оказалось лишь красивой картинкой. И американцы, осознавая шаткость положения Саакашвили, загодя подготовили «запасной аэродром» в лице Бидзины Иванишвили, который тоже играет на их поле. Так что оба лидера гонки были их кандидатами. Но Саакашвили к тому моменту уже стал ненавистен большинству грузин. Кроме того, пытаясь столкнуть лбами США и Россию, он весьма утомил своей воинственностью западных патронов, в то время как Бидзина Иванишвили представлялся им новым и интересным вариантом.

Еще накануне парламентских выборов Саакашвили был полон желания задействовать мощный административный ресурс, но ситуацию изменил скандал в тюрьме в Глдани. В просочившемся в СМИ видеоролике показы-

РИА «НОВОСТИ»

вали пытки заключенных, в то время как администрация Саакашвили демонстрировала результаты реформы тюрем как одно из своих больших достижений, — та же тюрьма в Глдани была образцово-показательным заведением европейского уровня. Народ вышел на улицы, и Саакашвили понял, что безболезненно сфальсифицировать результаты выборов он не сможет.

Думаю, что ребята с Запада объяснили ему, что в случае попытки «выиграть», они не встанут на его защиту, и тогда народ его свергнет, и он из демократа и реформатора превратится в тирана и изгоя. Если же он не будет сопротивляться, их покровительство продолжится, и у него останутся очень неплохие перспективы: перейти в оппозицию, попробовать победить на следующих выборах, уйти в международные организации, заняться бизнесом или читать на Западе лекции, как Горбачев. Саакашвили демонстративно устраивает почти честные выборы и проигрывает, оказавшись президентом с очень узкими полномочиями».

«Тем не менее, — говорит Александр Скаков , — парламентские выборы в Грузии были очень позитивно восприняты на всей постсоветской территории. Это образец легитимного перехода власти от одной команды к другой».

Статья обзорная