Гуманизация процесса физического воспитания в вузе как педагогическая проблема

Бесплатный доступ

Автор статьи акцентирует внимание на проблеме гуманизации физического воспитания студентов. Гуманистически ориентированную модель физической культуры отличают следующие основные особенности: уважение к личности студента, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его физических возможностей и развития тех свойств личности, которые необходимы ей для успешного самоопределения в жизни.

Духовная культура, уважение к личности, гуманизация, образование, личность, моделирование, самоопределение, физическое воспитание

Короткий адрес: https://sciup.org/14263756

IDR: 14263756

Текст научной статьи Гуманизация процесса физического воспитания в вузе как педагогическая проблема

Актуальность исследования определяется следующими факторами. В наше время имеет место острая социальная потребность в модернизации системы высшего образования; в повышении его качества в высших учебных заведениях, ориентированных на осуществление подготовки высокопрофессиональных специалистов, основными характеристиками которых являются индивидуальность, самостоятельность, образованность, инициативность, общая и профессиональная культура. Заметно актуализируется социальная потребность в смене обучающей парадигмы на гуманизирующую, отрицающую манипуляцию человеком и реализацию принципиально иного подхода к нему как цели и центру воспитательных усилий, выдвигающую идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого студента и заботой о ее развитии.

Однако реалии таковы, что существующие в настоящее время подходы к физическому воспитанию студентов во многом предполагают одностороннее педагогическое воздействие, которое не затрагивает духовно-нравственные и психологические компоненты субъекта образования, его социальные характеристики, без чего становление студента как личности и индивидуальности не представляется возможным.

Массовая практика физического воспитания в ву- зах, как и прежде, ориентирована на достижение нормативного уровня физических кондиций студентов в ущерб формированию духовноценностного сознания и творческого стиля мышления молодых людей, предполагающих целостное видение мира и самоопределение в нем.

Так, сегодня все большее число молодежи включается в спортивную жизнь и как ее непосредственные участники, и как зрители лишь потому, что здесь можно наблюдать и проявлять грубую физическую силу, продемонстрировать свое превосходство над другим человеком или одной нации над другой [7].

Проведенные нами исследования процесса физического воспитания показали, что занятия фи- зической культурой, за редким исключением (16,8%), используются для формирования и совершенствования чувственно-эмоциональных, эстетических, этнических взглядов молодого человека, которые составляют основу формирования его гуманистического сознания.

При этом консервативные формы и унифицированные методы, основанные на авторитарнорепродуктивной концепции обучения и воспитания, негативно сказываются на отношении студенческой молодежи к учебным занятиям физической культурой, отнюдь не стимулируя их творческой активности и заинтересованности в физкультурно-спортивном совершенствовании и самовыражении [4].

Моральное «старение» физкультурнообразовательных парадигм и социокультурная ограниченность традиционных методологических конструкций реализации учебного процесса предопределили гуманитарную направленность и демократический характер эволюционных преобразований в физическом воспитании студентов вузов нефизкультурного профиля.

Состояние современного физического воспитания в высшей школе характеризуется, с одной стороны, проблемной ситуацией, когда необходима его коренная модернизация, а с другой – недостаточным осознанием ценностно-смысловых ориентиров предстоящих преобразований, недостаточной разработанностью вариативного содержания и эффективных механизмов для достижения воспитательно-образовательных целей.

В связи с этим актуализируется проблема разработки теоретических аспектов, педагогических средств и технологий процесса физического воспитания студентов.

Объектом нашего исследования является система физического воспитания студентов высшего учебного заведения.

Предмет исследования: модель гуманизации физического воспитания студентов нефизкультурных вузов.

Цель исследования заключается в том, чтобы определить принципы, лежащие в основе конкретных теоретических концепций и направлений с последующим применением в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что гуманистическая традиция в спорте берет свое начало со времен античности.

Гуманизм зародился в Древней Греции, где синкретические искусства (танец, музыка, поэзия) и спорт существовали как одно целое и тем самым не только физически развивали человека, но и воспитывали гуманную личность.

Появление гуманистической идеи в теоретических взглядах на физическую культуру связано с периодом Возрождения. Развитие системы физической культуры в социально-педагогическом плане проходило по двум взаимосвязанным направлениям. Одно направление привело к осмыслению культуры движений, в первую очередь через танцевальное искусство, обобщающее знания о физических упражнениях и об их воздействии на организм.

Другое направление концептуального развития физической культуры связано с развитием гуманистического идеала формирования всесторонне развитой личности. Этот идеал воплощал и нравственное начало личности.

Гуманистические идеи формировались в системе педагогических взглядов ранних гуманистов: голландца Эразма Роттердамского (1469-1536), английского утописта Томаса Мора (1478-1535), французов Франсуа Рабле (1483-1553), Мишеля Монтеня (1553-1592) и др. Не останавливаясь подробно на педагогических взглядах и теориях вышеперечисленных педагогов, отметим лишь их основные взгляды, касающиеся физического воспитания.

В педагогической системе Томаса Мора, базирующейся на нравственных взаимоотношениях людей, системе физической культуры человека отводится значительное место. Главной его заслугой в данном аспекте является введение в механизм саморегуляции физической культуры принципа диалектики ее индивидуальной и социальной ценности. Концептуальной основой воспитания тела он провозгласил идею о физкультурных занятиях в качестве обязанностей человека перед обществом и государством [6].

В концептуальном аспекте физической культуры ценность данной мысли связана с возможностью дифференциации личностной и общественной сферы деятельности в области физической культуры. Более последовательное развитие идеи социальнопедагогического содержания физической культуры получили в системе осмысления образования Мишеля Монтеня. Он считал, что необходимо воспитывать человека в целом. В центре его концепции – нравственные основы личности в аспекте единства воспитания и образования человека [11].

Дальнейшее развитие гуманистическая идея физической культуры получила в трудах П. Ф. Лесгафта, главная цель воспитания которой заключалась в гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма, а задачей – содействие развитию сознательности, самостоятельности, нравственности человека. Эти три понятия проходят через всю систему физического образования [6].

В настоящее время гуманистическая идея получила воплощение в концепциях личностноориентированного образования (Е. А. Бондаревская, И. С. Якимская, Е. Н. Шиянов и др.), которые могут с успехом экстраполироваться на сферу физической культуры.

Гуманизация воспитания – ключевой элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагог, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности [2].

Гуманизацию как явление педагогической науки можно реализовать в том случае, если цели учебновоспитательного процесса будут направлены на личностное развитие обучаемого, его демократических свобод и будут совпадать с его жизненными планами [12].

Согласно проведенному нами анализу трудов выше представленных авторов, основными положениями личностно-ориентированного образования являются:

– системный процесс, основу которого составляют гуманистические ценности;

– личность, кроме социальных качеств, обладает различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, в связи с чем изменяется ее роль в образовательном процессе, она становится его системообразующим началом.

Концепция альтернативных форм организации физического воспитания, изложенная в трудах В. К. Бальсевича, Л. И. Лубышевой, М. Я. Виленского, способствовала появлению новых программ и методов по совершенствованию процесса физического воспитания школьников и студентов [1].

Так, В. И. Столяров выделяет две модели физической культуры: инструментальную и гуманистическую [9].

В рамках первой модели субъект образования ориентирован на специальную физическую подготовку к избранной профессиональной деятельности.

Гуманистически ориентированную модель физической культуры отличают следующие основные особенности – направленность субъекта образования на формирование всех компонентов физической культуры: культуры здоровья, культуры телосложения, двигательной культуры; соответствие физического развития критериям гармонии и красоты; стремление субъекта к органическому дополнению физического совершенствования развитием психических способностей (интеллекта, памяти, внимания, творческих способностей и др.); развитие духовной культуры во всех ее формах (нравственной, эстетической, экологической культуры общения) и др.

Комплексное исследование проблемы гуманизации образования, с учетом идей гуманизма прошлого в аспекте их взаимосвязи с физической культурой, показывает, что они актуальны для любой образовательной системы.

Вместе с тем установлено, что огромный гуманистический потенциал физической культуры и спорта используется все еще не достаточно полно и эффективно.

Традиционный путь освоения студентами ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение зачетных нормативов, – это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которая не исчерпывается телесными кондициями молодого человека.

Понятно, что в процессе гуманизации физического воспитания студента нельзя ограничиться только развитием его интеллектуальной сферы в области физической культуры и здоровьесбережения.

Проблема гуманизации физического воспитания – проблема во многом психологическая, затрагивающая духовно-нравственные компоненты субъектов образования.

В основу эффективного процесса гуманизации физического воспитания должен быть положен диалогический подход. Он позволяет определить субъект-объектное взаимодействие между участниками педагогического процесса, способствует увеличению меры свободы между ними, обеспечивает самоактуализацию и самопрезентацию личности будущего специалиста.

При построении технологий межсубъектного диалога преподаватель стоит перед необходимостью выявления индивидуальных особенностей студента, развития их с опорой на его внутренний потенциал. При этом важно продемонстрировать студенту те его характеристики, о которых он и не догадывался. Педагог как бы пробуждает у подопечного интерес к себе, заставляет его с других позиций оценить самого себя. Это помогает студенту понять противоречие между реальным состоянием и пространством потенциальных возможностей, открывает перед ним беспредельное поле индивидуально-личностного самосовершенствования и самопознания средствами физической культуры.

Как нам видится, для управления процессом гуманизации физического воспитания студентов важно использовать личностный фактор.

С этой цель необходимо:

четко определить цели физкультурной деятельности;

определить по времени достижение образовательных целей по приобщению студентов к ценностям физической культуры;

– обеспечить ориентированность студентов в ценностях физической культуры;

– выбрать средства и методы, раскрывающие сущностную сторону процесса физического образования молодежи.

Из всего многообразия принципов физической культуры выделим те, реализация которых в реальной практике позволит сделать процесс гуманизации физического воспитания студентов достаточно эффективным [5, 8].

Системообразующим принципом является принцип аксиологизации, предполагающий приобщение студентов к ценностям физической культуры и здорового образа жизни.

Принцип оздоровительной направленности отражает социальную заинтересованность и потребность в сохранении здоровья граждан – главной ценности любого общества. Принцип определяет необходимость разумной оптимизации физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией занимающихся.

Принцип вариативности и многообразия средств физического воспитания неразрывно связан с принципом индивидуализации и дифференциации, которые создают условия для проявления способностей человека в избранных им формах фикультурно-спортивной деятельности, организуемых с учетом состояния здоровья занимающихся, их ценностных ориентаций и физкультурных интересов. Реализация данного принципа возможна при условии отказа от излишней стандартизации процесса воспитания, создании возможно большего числа альтернативных программ физического воспитания студентов, учитывая потребности, интересы и физические особенности занимающихся.

В случае наличия разработанных педагогических технологий у занимающихся физической культурой возникает возможность выбора, который осуществляется на основе принципа демократизма. Причем в рассматриваемые варианты имеет смысл закладывать лишь общий подход к реализации образовательного процесса, дальнейшее же его выравнивание предполагается непосредственно в ходе осуществления взаимодействий между педагогами физической культуры и воспитанниками.

На наш взгляд, именно гуманизация процесса физического воспитания студентов в вузе поможет создать максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей студентов, развития лич- ностных способностей, для их успешного самоопределения в жизни.

Основными направлениями гуманизации физического воспитания в вузе должны стать: создание образовательной системы здоровьесохраняющей и здоровьепреумножающей среды; обеспечение условий для максимального и всестороннего самовыражения студента и преподавателя в конструктивной деятельности, связанной с физической культурой; предоставление студенту возможности выбора различных форм и средств оздоровительной деятельности на занятиях по физическому воспитанию.

В основе системы управления процессом гуманизации физического воспитания лежит реализация педагогических технологий, построенных на принципах субъект-субъективного взаимодействия преподавателя и студента. Применение элементов таких технологий позволяет системообразующим центром педагогического процесса сделать ориентацию на межличностное общение.

Реализация данной модели на практике даст возможность воплотить идеи гуманизма из должного в сущностное как на общественно-образовательном, так и на личностном уровне.

Статья научная