Характеристика хирургического этапа в рамках комбинированного лечения рака носоглотки

Автор: Кравцов С.А., Болотина Л.В., Корниецкая А.Л., Дешкина Т.И., Сдвижков А.М.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Хроника. Информация. Материалы научно-практической конференции проблемной комиссии "Опухоли головы и шеи"

Статья в выпуске: 6 т.15, 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140253964

IDR: 140253964

Текст статьи Характеристика хирургического этапа в рамках комбинированного лечения рака носоглотки

ГБУЗ «Онкологический клинический диспансер № 1» ДЗ г. Москвы 1,

МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ «НМИРЦ» МЗ РФ, г. Москва2

Локализация злокачественной опухоли в анатомически сложной и функционально значимой области – носоглотке – определяет необходимость применения эффективного неинвазивного подхода к лечению этой категории больных. Это редко встречающаяся онкологическая патология, среди всех ЗНО составляет 0,38 на 100 тысяч населения Российской Федерации (грубые показатели). Однако на III–IV стадии заболевания приходится 80,8–82,9 %. Распространение опухоли в полость черепа и выраженный метастатический процесс на шее осложняют состояние больных и вынуждают в ряде случаев отказываться от проведения локальных методов лечения.

Материал и методы. С 2004 по 2011 г. нами накоплено 51 клиническое наблюдение больных местнораспространенным раком носоглотки, которым было отказано в проведении противоопухолевого лечения в связи с распространенностью опухолевого процесса. Возраст больных – от 20 до 77 лет, мужчин – 34 (67 %), женщин – 17 (33 %). Более 80 % больных имели распространенность опухолей Т3-Т4, более 50 % - поражение лимфатических узлов. Морфологический тип опухолей: недифференцированный рак - 29 (57 %), неороговевающий плоскоклеточный рак – 20 (39,2 %) наблюдений. Во всех случаях на первом этапе комбинированного лечения проводились 6-8 курсов химиотерапии (цисплатин, доксорубицин, доцетаксел). Далее лучевая терапия СОД 50–60 Гр. Хирургический этап был реализован в группе больных с поражением лимфатических узлов шеи на старте лечения – 27 (53 %). В 15 наблюдениях выполнена радикальная шейная лимфаденэктомия, в 12 – операция Крайля. Возникшие осложнения не были фатальными: некроз покровных тканей шеи – 2 наблюдения, нагноение раны – 1, арозивное кровотечение – 1.

Результаты. Обсуждая онкологические результаты, проанализированные в 2016 г., следует отметить, что первым трем больным в связи с полной резорбцией метастатического поражения на шее операции на лимфопутях по завершении консервативного этапа лечения не выполнялись. Однако в сроки 8 (T3N2M0), 13 (T2N3M0) и 22 мес (T4N3M0) выявлено возобновление опухолевого роста в лимфоузлах шеи при сохранении полной резорбции первичного очага. Этим больным выполнены радикальные шейные лимфаденэктомии, которые были включены в план лечения как обязательный этап у больных с N+. В последующем рецидива метастазов в лимфатических узлах не наблюдали. Рецидив в зоне первичного очага за границами полей облучения возник у 11 больных. Отдаленные метастазы зарегистрированы в 3 наблюдениях. Медиана безрецидивной выживаемости составила 33 мес, медиана общей продолжительности жизни – 38,5 мес.

Выводы

Выполнение хирургического вмешательства на первичном очаге в зоне носоглотки и парафа- рингеального пространства нецелесообразно. При отсутствии признаков поражения лимфатического аппарата шеи на старте лечения выполнение хирургического вмешательства на лимфатических путях шеи не обосновано. При поражении лимфатических узлов шеи необходимо выполнение операции в радикальном объеме на стороне поражения.

ДнК вИрУса ЭПШтейна – Барр в ПЛаЗМе КровИ БоЛЬнЫх раКоМ носоГЛотКИ – ЭФФеКтИвнЫй МарКер ДИаГностИКИ И МонИторИнГа БоЛеЗнИ

М.в. Ломая, а.в. Игнатова, в.н. Кондратова. н.Б. сенюта,а.в. Лихтенштейн, в.Э. Гурцевич

ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина»

Минздрава России, г. Москва

Отмечается растущий интерес к тестированию ассоциированных с опухолью нуклеиновых кислот в плазме крови онкологических больных в качестве метода, который делает возможным раннее обнаружение и мониторинг опухолевого процесса. Наличие внеклеточной ДНК, высвобождаемой в кровоток из отмирающих опухолевых клеток, открывает новые возможности для неинвазивной диагностики и мониторинга ряда злокачественных новообразований. Исследования, проведенные в эндемичных по раку носоглотки (РНГ) регионах (южные провинции Китая, страны Юго-Восточной Азии), показали, что в плазме крови больных РНГ содержатся высокие концентрации ДНК ВЭБ, которые четко коррелируют с клиническими проявлениями болезни. Эти находки позволили исследователям и клиницистам в эндемичных регионах начать широкое использование показателей числа копий ДНК в плазме крови больных для диагностики, оценки, эффективности проведенной терапии и прогноза РНГ. Диагностическое и клиническое значение этого маркера для больных РНГ в неэндемичных регионах оставалось неизученным.

Материал и методы. В исследовании, проведенном нами в неэндемичном регионе России, клиническая значимость концентрации ДНК ВЭБ была изучена у больных с недифференцированным гистологическим вариантом РНГ (нРНГ), как правило, тесно ассоциированным с ВЭБ. Число копий вирусной ДНК в 1 мл плазмы крови определяли с помощью ПЦР в реальном времени. При тестировании использовали праймеры к фрагменту размером 76 пар нуклеотидов в области BamHI-W ДНК ВЭБ. Нагрузка ДНК ВЭБ в плазме крови российских больных нРНГ была оценена у 16 больных до начала лечения и у 29 больных после проведения курсов химиолучевой терапии, закончившихся ремиссией, – 22 случая, и рецидивом – 7 случаев. Аналогичное тестирование провели у 33 больных другими опухолями полости рта (ДОПР): у 22 – до начала лечения и у 11 – после лечения, а также у 19 здоровых доноров крови.

Результаты. Установлено, что высокие концентрации вирусной ДНК, обнаруженные в плазме крови больных нРНГ до начала лечения (медиана – 23406 копий/мл; IQI – 3988–46169 копий/мл), упали до фоновых значений у больных в состоянии ремиссии (медиана – 0 копий/мл; IQI – 0–513 копий/мл) и резко возросли у больных при рецидиве опухоли или ее метастазировании в отдаленные органы (медиана – 147500 копий/мл; IQI – 40659–2592398). Концентрация ДНК ВЭБ в плазме больных ДОПР до и после лечения не превышала фоновых значений (медиана – 23,5 копий/мл и IQI 0–79 vs. медиана – 0 копий/мл и IQI 0–162 соответственно). Фоновые значения концентраций ДНК ВЭБ обнаружены и у здоровых доноров крови.

Заключение. Результаты исследования показали, что в неэндемичном регионе концентрация ДНК ВЭБ в плазме крови лиц с подозрением на новообразование в носоглотке могут быть эффективно использованы для диагностики нРНГ, а у больных с подтвержденным диагнозом нРНГ – для оценки эффективности проведенной терапии и прогноза. Данное исследование является первой попыткой оценить клиническую значимость концентраций внеклеточной ДНК ВЭБ в качестве биомаркера нРНГ в неэндемичном регионе.

Статья