Характеристика основных вызовов британской обороне и безопасности

Автор: Шкробтак Игорь Олегович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Зарубежный опыт

Статья в выпуске: 2, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вызовы, которые стоят перед британской национальной безопасностью и обороной в данный момент и в ближайшем будущем. Для российской национальной безопасности эта тема имеет высокую актуальность в силу активной внешней политики Великобритании, союзничества Великобритании и США. Данная проблематика интересна в силу стратегического положения Великобритании, ее важного экономического и политического положения на мировой арене, а также в силу тех изменений, которые произошли в современный период.

Великобритания, вмф, ввс, армия, безопасность

Короткий адрес: https://sciup.org/170168704

IDR: 170168704

Текст научной статьи Характеристика основных вызовов британской обороне и безопасности

Б ританская национальная оборона и безопасность претерпевают серьезные изменения. Перемены в этой сфере государственной политики касаются ее фундаментальных основ и способов построения и обустройства. Реформа системы обороны и безопасности будет означать поворот во внешней политике Соединенного Королевства. Текущие острые политические процессы в Европе и Великобритании ставят новые вызовы перед британской обороной и безопасностью.

Обострение политической ситуации в Великобритании в краткосрочной и среднесрочной перспективе повлечет за собой коренное переустройство британской системы безопасности и обороны. Оборонная сфера развивается в контексте общей политической и экономической системы. С начала 2010-х гг. британская оборона строится в определенной степени автономно от Европейского континента. Обзор обороны и безопасности Великобритании 2015 г. указывает на целый ряд вызовов для Соединенного Королевства. Он стал логическим продолжением решений, принятых в Белой книге 2010 г.1

На первое место была выведена угроза терроризма на территории Великобритании. Кроме того, существенное внимание уделяется военной и политической напряженности на Европейском континенте. В качестве вызова и значимого фактора этой напряженности и новой политической ситуации в британской доктрине указана Россия. Причиной тому стала позиция Российской Федерации по украинскому кризису 2014 г., присоединение Крыма к России.

Большое внимание в документе уделяется внесистемным вызовам и угрозам, таким как энергетическая безопасность и кибербезопасность. Скорость передачи данных, широкий доступ к современнейшим системам шифрования, распространение информации создают проблемы для постиндустриального государства, например такого, как Соединенное Королевство2.

Эти угрозы тесно взаимосвязаны с террористической опасностью – они открывают для различных экстремистских группировок очень широкое поле деятельности и выявляют новые места для удара. Интернет-мессенджеры, социальные сети и другие средства коммуникации служат для практически бесконтрольного обмена информацией между пользователями3.

Следует отметить, что некоторые террористические группировки (преимущественно исламистского типа), напротив, используют устаревшие средства передачи информации: устные сообщения, записки, личные встречи. Двойственность развития угрозы создает дополнительные трудности для борьбы с терроризмом у профильных силовых ведомств не только Великобритании, но и всей Европы.

Фактически речь идет о гибридных угрозах. В постиндустриальном мире это самая большая опасность. Она состоит в непредсказуемости той или иной акции, а также в масштабах вреда самой организации государства и общества. В условиях современного уровня развития средств массовой информации важен не сам факт совершения теракта или катастрофы, а информационный эффект, общественный резонанс, который создается подобными действиями1.

В последние годы произошел поворот от традиционной доктрины континентального присутствия времен «холодной войны» к принципиально иной схеме применения вооруженных сил Великобритании. Происходит постепенный поворот к формированию мобильных сил быстрого реагирования, ориентированных на действия, направленные против иррегулярных формирований за пределами территории Великобритании2.

Военные резервы будут устроены таким образом, чтобы отставные военнослужащие и гражданские специалисты получили необходимые социальные лифты. Это актуально для гражданских специалистов при поступлении на службу в вооруженные силы и при поступлении на работу военных-отставников.

Происходит постепенная переориентация британского ОПК с европейских оборонных концернов на американские военно-технические корпорации. Это связано с новой оборонной доктриной Великобритании. В области непосредственных вооружений британские военные в ближайшее время смогут получить целый ряд новых комплексов, обеспечивающих поражение противника и с моря, и с воздуха.

Немаловажным компонентом современных вооруженных сил Соединенного Королевства стали частные военные формирования и частные военные компании. ЧВК в их классическом виде – это традиционно британское явление. В Великобритании ЧВК – это практически целиком частные отдельные предприятия, осуществляющие вспомогательные военные функции, такие как разведка, консалтинг, логистика и др. [Коновалов, Валецкий 2013]. Вполне вероятно использование данного инструмента силового воздействия в регионах, где непосредственно задействованы Вооруженные силы РФ, что создаст тем самым определенные проблемы для последних.

Великобритания – один из самых активных участников различных военных и миротворческих миссий по всему миру. Соединенное Королевство отправляло воинские контингенты в горячие точки по всему миру. Они выполняли широкий круг боевых и гуманитарных задач, которые стояли перед ними как самостоятельными и полностью обеспеченными всеми логистическими и боевыми средствами подразделениями.

Характерными особенностями участия британских войск в международных конфликтах остаются ограниченная численность контингентов по сравнению с численностью войск в конфликтах прошлого века. Кроме того, можно выделить ведение боевых действий против разрозненных и не представляющих организо ванной гру ппы формирований [Минаев 2009].

Британские контингенты представляли собой полноценные боевые единицы, состоящие практически из всех войсковых компонентов, необходимых для проведения операций против иррегулярного противника. Соединенное Королевство предоставляло второй по численности экспедиционный корпус в Ираке и Афганистане.

Операции, в которых участвовала Великобритания, можно разделить на следующие категории. Ключевыми критериями для разделения операций стали масштаб проведенных акций, число союзников и качество противника.

Во-первых, это сугубо военные операции в составе коалиций с большим числом стран-участников. Такими конфликтами были операции на Балканах, в Ираке и Афганистане, в которых британские вооруженные силы принимали участие в числе многих стран-союзников1. Второй категорией можно назвать ограниченные операции с небольшим числом стран-участниц и небольшим масштабом проводимых действий. Такими операциями были боевые действия в Ливии и Сирии, в Африке. Эти действия нельзя назвать широкомасштабными операциями, в них участвовал, как правило, один или два боевых компонента с очень ограниченными возможностями.

Отдельно стоит выделить участие британских военных подразделений в гуманитарных миссиях. Силы и полномочия миротворческих контингентов вне зависимости от национальной принадлежности крайне ограничены.

Великобритания имеет определенное число военных баз с соответствующими контингентами за пределами Британских островов. Как правило, они не имеют единого юридического статуса. Они выполняют различные функции – от охраны линии разграничения между враждующими сторонами до юридической оккупации в прошлом враждебной территории.

Самый крупный по численности контингент находится в Германии. Он представлен сухопутной дивизией, состоящей из двух бригад, и британским командованием поддержки. Эти подразделения составляют Рейнскую армию. Численность военнослужащих составляет 21 тыс. чел. В данный момент эти силы представляют собой подразделения поддержки, которые осуществляют логистические операции и поддержку в интересах средиземноморских и ближневосточных британских вооруженных контингентов2.

Стоит отметить особый юридический статус данных подразделений вооруженных сил Великобритании и места базирования. Рейнская армия находится в Германии как часть оккупационных сил, которые размещены по системе послевоенных договоров между СССР, США, Францией и Великобританией.

Второй по численности контингент – это база Кэмп Бастион в провинции Гильменд в Афганистане. Он также насчитывает 21 тыс. чел., однако рассчитан и на большее число военнослужащих. База включает в себя полноценную военную инфраструктуру. Главным назначением базы в Афганистане остается обеспечение боевых операций британских подразделений, которые были туда направлены3.

Кроме того, стоит отметить наличие британских военных баз в Бахрейне (военно-морская база Джафар), на Кипре, в Брунее, Белизе, на острове Вознесения (военный аэродром британских ВВС), в Кении (миротворческий контингент), Канаде (тренировочный лагерь в Альберте) и Сьерра-Леоне (тренировочный лагерь во Фритауне).

Кроме вышеперечисленных зарубежных баз, особо стоит упомянуть военные контингенты на британских заморских территориях. Таких контингентов насчитывается три: на Гибралтаре, Фолклендских островах и архипелаге Диего-Гарсия.

Отдельно стоит упомянуть статус базы на архипелаге Диего-Гарсия. Это сданная в аренду вооруженным силам США военно-морская и военно-воздушная база. Она входит в цепь антенн обеспечения функционирования системы GPS , расположенной на атолле Кваджалейн, в Колорадо-Спрингс, на острове Вознесения и на Гавайях. В ходе постройки базы возник конфликт с местными жителями, которые были изгнаны с территорий своего проживания. Несмотря на решение британского суда, местным жителям запрещено находиться на территории американской военной базы1.

В широком смысле сеть баз, принадлежащих Великобритании, не несет прямой угрозы национальной безопасности России. Однако она создает определенные логистические трудности для оперативного развертывания российских вооруженных сил и их оперативных действий, тем более что Кэмп Бастион находится в непосредственной близости от российской границы, а ряд других баз находятся в зоне российских политических интересов.

Вызовы, которые в данный момент стоят перед британской национальной обороной и безопасностью, в целом схожи с проблемами практически любой другой постиндустриальной современной европейской державы. Схожие вызовы – терроризм, киберугрозы и многое другое – стоят и перед Россией. В ряде случаев, таких как нестабильность в Европе и возросшая угроза начала прямого вооруженного противостояния, эти вызовы зеркальны и имеют ту же природу, что и в случае Великобритании.

Отсутствие диалога по этим вопросам, непризнание интересов сторон, нестыковки в международном праве и враждебность сторон по отношению друг к другу серьезно затрудняют устранение угроз и сотрудничество по работе над вызовами.

Список литературы Характеристика основных вызовов британской обороне и безопасности

  • Коновалов И.П., Валецкий О.В. 2013. Эволюция частных военных компаний. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры. 138 с
  • Минаев М. 2009. Американо-британское оборонное партнерство в первой декаде XXI века. -Индекс безопасности. № 90-91. С. 70-82
Статья научная