Характеристика показателей системы ПОЛ-АО защиты у больных колоректальным раком
Автор: Добровольская М.М., Матвеева И.И., Свиридова С.П.
Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors
Рубрика: Онкогинекология
Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140222882
IDR: 140222882
Текст статьи Характеристика показателей системы ПОЛ-АО защиты у больных колоректальным раком
Материалы и методы. Обследовано 87 больных колоректальным раком (КРР). Возраст больных составлял 35–80 лет, средний возраст 57,5 лет. Все пациенты были распределены по локализации опухоли и стадиям заболевания на 2 группы. Первую группу составили 36 больных раком ободочной кишки. Из них c I–II стадией заболевания составило 19 человек, с III–IV стадией –17 человек.
Вторую группу составил 51 больной раком прямой кишки. Из них c I–II стадией заболевания –30 человек, III–IV стадией заболевания –21 человек. В качестве контроля обследовали 60 практически здоровых людей (N). В сыворотке крови определяли показатели окислительного стресса: суммарное содержание метаболитов оксида азота -NOх, содержание супероксиддисму-тазы – Cu/ZnСОД и уровень малонового диальдегида (МДА).
Содержание оксида азота (NOх) определяли при помощи реактива Грисса микропланшетным методом на аппарате Multiskan Spectrum Microplate Spectrophotometr (Финляндия) при длине волны 546нм, и результаты выражали в мкМ.
Содержание Cu/ZnСОД измеряли тест-набором для иммуно-ферментного анализа, который основан на фотометрии ферментного комплекса, образованного при связывании молекул СОД с пероксидазным конъюгатом моноклональных антител. Интенсивность окраски измеряли при длине волны 450нм микропланшетным методом на аппарате Multiskan Spectrum Microplate Spectrophotometr. Уровень МДА определяли общепринятым методом, основанным на образовании окрашенного триметинового комплекса, содержащего одну молекулу МДА и две молекулы тиобарбитуровой кислоты, и измеряли его содержание при длине волны 532 нм на спектрофотометре «Beckman DU-650».
Результаты. Установлено, что до начала лечения содержание NOх у больных как раком ободочной так и прямой кишки с I–II стадией заболевания составляло 24,2±1,4мкмоль/л и 24,4±1,2 мкмоль/л соответственно и было достоверно снижено (р<0,01) по отношению к норме (N=28,4±0,9мкмоль/л). У больных раком ободочной и прямой кишки III–IV стадией заболевания содержание NOх было так же достоверно сниженным и составляло 22,4±1,4 мкмоль/л и 23,7±1,4 мкмоль/л соответственно. Сравнительными исследованиями показателей ферментативной системы АО защиты выявлено значительное повышение содержания СОД в обеих группах больных с III – IV стадией заболевания.
У больных раком ободочной кишки содержание СОД было в 1,3 раза выше нормы и составило 79±6,4 нг/мл, а у больных раком прямой кишки III–IV стадией заболевания содержание СОД было почти в 2 раза выше нормы и составило 110±6,5нг/мл. Уровень МДА у больных КРР III–IV стадией заболевания составил 5,5±0,2мкмоль/мл при раке ободочной кишки и 5,6±0,2мкмоль/мл – прямой кишки и был достоверно выше (р<0,001) по сравнению с нормой (N=4,3±0,1 мкмоль/мл).
Заключение. Анализ полученных результатов показал статистически значимые нарушения в системе ПОЛ-АО защиты в сыворотке крови у больных раком ободочной и прямой кишки. У больных КРР, независимо от локализации и стадии заболевания уровень NOх. был низким. При всех стадиях заболевания и локализации содержание СОД было повышено. Повышенное содержание токсических продуктов ПОЛ (МДА) было выявлено только у больных КРР с III–IV стадией заболевания. Полученные данные указывают на инициацию окислительного стресса, нарушение системы АО защиты, накопление токсических МДА, что является одной из причин развития интоксикации в организме больных КРР.