Характеристика возрастного состава популяций Hedysarum razoumovianum Fisch. et Helm (Fabaceae) в Башкирском Предуралье
Автор: Мулдашев Альберт Акрамович, Маслова Наталья Владимировна, Елизарьева Ольга Александровна, Галеева Амина Хамитовна
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Флористика
Статья в выпуске: 1-7 т.14, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье приводится описание состояния 3 популяций редкого эндемичного вида Hedysarum razoumovianum Fisch. et Helm ( Fabaceae ) в Башкирском Предуралье. Описание популяций включает возрастную структуру, плотность, некоторые демографические показатели.
Редкий вид, эндемик, возрастной состав, охрана
Короткий адрес: https://sciup.org/148200930
IDR: 148200930
Текст научной статьи Характеристика возрастного состава популяций Hedysarum razoumovianum Fisch. et Helm (Fabaceae) в Башкирском Предуралье
Копеечник Разумовского Hedysarum razoumovi-anum Fisch. et Helm – многолетнее травянистое каудексообразующее растение сем. Fabaceae . Эндемик Приволжья и Заволжья, редкое растение Приуралья и Южного Урала [3, 12]. Включен в Красную книгу Республики Башкортостан (2011), категория 3 – редкий вид [8], Красные книги Российской Федерации [10], Республики Татарстан [9], Оренбургской области [7], охраняется также в Самарской, Саратовской, Ульяновской областях [11]. Включен в Красный список Европы (R) [11].
В Республике Башкортостан (РБ) вид в основном встречается в Башкирском Предуралье на восточных отрогах Общего Сырта и в восточной части Бугульминско-Белебеевской возвышенности, изредка – на западных низкогорных предгорьях Южного Урала. Известен по гербарным сборам (LE, UFA) из 30 пунктов в Бижбулякском, Давлеканов-ском, Ермекеевском, Зианчуринском, Кугарчин-ском, Куюргазинском, Мелеузовском, Стерлиба-шевском, Федоровском административных р-нах РБ [8, 14]. Мезоксерофит, петрофит, облигатный кальцефил. Произрастает в петрофитных степях на органогенно- щебнистых и слаборазвитых черноземах, часто в той или иной степени смытых, подстилаемых карбонатными породами (известняки, гипсы, мела) или карбонатизированными песчаниками. Нередко встречается на обнажениях. Популяции большей частью топологически приурочены к привершинным участкам и каменистым гребням холмов [8].
Популяции большей частью многочисленные. Состояние большинства известных популяций удовлетворительное, но, как правило, из-за относительно небольших площадей популяции весьма уязвимы.
Естественными лимитирующими факторами выступают: краеареальность (вид в РБ находится близ восточной границы ареала), узкая экологическая ниша, слабая конкурентоспособность с дерновин-ными злаками, экстремальные условия местообитаний (частые засухи и суховеи); антропогенными: чрезмерный выпас, пожары, рекреация [8].
Выживанию вида в экстремальных условиях, прежде всего связанных с недостатком влаги, способствуют ранняя вегетация и ускоренное развитие (массовое цветение в конце мая – начале июня). Кроме того, при выпасе преимуществами вида являются наличие деревянистого каудекса и способность закладки побегов в течение всего вегетационного сезона.
Охраняется на территории природного парка «Аслы-Куль» (местообитание в Давлекановском рне), памятников природы «Гора Маяктау» (Кугар-чинский р-н), «Гора Альян» (Зианчуринский р-н) [8, 13, 16].
В задачу исследования входило изучение возрастной структуры популяций H. razoumovianum в различных условиях произрастания в Башкирском Предуралье, так как результаты популяционного анализа позволяют выяснить причины редкости и разработать более эффективные подходы в охране редких видов растений.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследования проведены в 2011 г. в 3 популяциях в предуральской части РБ на г. Измаилка (окрестности д. Озеровки) в Бижбулякском р-не (популяция 1), в окрестностях с. Маячный (в 7 км к западу) в Куюргазинском р-не (популяция 2) и на г. Высокая (в 5 км к юго-западу от с. Назаркино) Ку-гарчинском р-не (популяция 3). Ниже приводится краткая эколого-ценотическая характеристика местообитаний данных популяций.
Популяция 1. Бугульминско-Белебеевская возвышенность. Рельеф – эрозионно-расчлененная равнина. Верхняя часть склона юго-восточной экспозиции, крутизна 38-42º. Петрофитная степь на органогенно-щебнистой почве, подстилаемой карбонатными (преимущественно известняки) породами. Проективное покрытие травостоя 40 %, кустарников – около 2 %, суши – 10 %. В прошлом имел место сильный выпас, в последнее десятилетие практически прекратился.
Популяция 2. Общий Сырт. Рельеф – эрозионно-расчлененная равнина. Средняя часть склона за-падной-северо-западной экспозиции, крутизна 8-12º. Петрофитная степь на органогенно-щебнистой почве, на продуктах выветривания конгломератов. Проективное покрытие травостоя 30 %, суши – ме- нее 1 %. В прошлом имел место длительный и неумеренный выпас, в настоящее время – редкий.
Популяция 3. Общий Сырт. По геоморфологическому районированию эта территория относится к западным предгорьям Южного Урала (Зилаир-ское плато). Рельеф холмисто-увалистый. Верхняя часть склона восточной экспозиции, крутизна 20-24º. Петрофитная степь на органогенно-щебнистой почве, подстилаемой известняками. Проективное покрытие травостоя 35 %, суши – менее 1 %. В прошлом имел место длительный и неумеренный выпас, в настоящее время – спорадический.
По ботанико-географическому районированию [2], популяция 1 располагается в лесостепном районе юго-восточной части Бугульминско-Белебе-евской возвышенности, популяция 2 – в Давлека-новском степном и популяция 3 – в лесостепном районе башкирской части Общего Сырта.
В работе использованы общепринятые онтогенетические и популяционно-демографические методы [19, 20, 15]. Учитывались параметры: плотность особей на 1 м2, соотношение возрастных групп. Определяли возрастное состояние каждой особи. Возрастные состояния определяли по предварительным описаниям гербарных сборов (UFA) и диагнозам, установленным ранее [6]. Возрастной состав и плотность определяли на трансекте 1 м х 40 м (в популяции 1 на трансекте 1 м х 30 м). Эффективную плотность популяции (M e ) определяли как произведение индекса эффективности на ее общую плотность (M) [4]. Для оценки динамических процессов использовали индексы восстановления, замещения [5], старения [1], возрастности [18], эффективности [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные по возрастному составу, плотности и некоторым демографическим показателям обследованных популяций представлены в таблицах 1, 2.
Общая плотность особей в исследуемых популяциях изменялась от 0(1) до 14 экз./м2 (в среднем она составила 1,9-2,5 экз./м2), плотность вегетативных растений в популяции на г. Измаилка в 1,6 раза больше плотности генеративных растений, в популяции на г. Высокая в 2 раза, в окрестностях с. Маячный эти показатели равны (табл. 2). Экологическая (общая) плотность (M) больше эффективной плотности в данных популяциях в 1,5-2,0 раза, так как в них накапливаются особи прегенеративной (p+j+im+v) фракции (табл. 1).
Растения произрастают единично и группами: на г. Измаилка по 4-17 (36) шт., промежутки между скоплениями 2-3 (4) м (до 7 м с единичными растениями), плотность 0-3 (5) экз./м2, редко 7-9 экз./м2; на г. Высокая по 2-12 (58) шт., промежутки между скоплениями 1-2 (3) м, плотность 0-3 (5), редко 7-9; у с. Маячный по 7-22 шт., промежутки между скоплениями 1-2 м, плотность 0-3 (5), редко 7-9.
Все возрастные спектры были нормальными неполночленными. В возрастных спектрах отмечены особи всех возрастных состояний, кроме проростков в популяциях в окрестностях с. Маячный и г. Высокая (к моменту учета они уже перешли в ювенильное возрастное состояние) и постгенеративных растений (ss+s) на г. Измаилка. В возрастных спектрах преобладают генеративные растения (g1+g2+g3) (48,1-67,6 % от общего числа проанализированных особей), а среди них молодые генеративные особи. Абсолютный максимум в популяциях на г. Высокая (33,3 %) и г. Измаилка (29,7 %) приходится на молодые генеративные особи, у с. Маячный – на ювенильные особи (25,3 %) (активное семенное возобновление в этом году), локальный – на молодые генеративные особи (при равном числе прегеративных и генеративных особей) (табл. 1). Доля прегенера-тивных (p+j+im+v) растений составляет 29,3-46,8 %, что свидетельствует о способности популяций к самовозобновлению: индекс восстановления Iв = 0,430,97, замещения Iз = 0,42-0,88 (табл. 2). По классификации нормальных популяций Л.А. Животовского [4], изученные популяции на г. Измаилка и на г. Высокая являются зреющими (индекс возрастности Δ = 0,28 и 0,33, индекс эффективности ω = 0,65 и 0,68), у с. Маячный – молодой (индекс возрастности Δ = 0,29, индекс эффективности ω = 0,51) (табл. 2). Смещение абсолютного максимума на молодые генеративные и достаточно выраженном числе средневозрастных генеративных растений в популяциях 1 и 3 приводит к уменьшению показателя индекса восстановления, и это свидетельствует о высокой интенсивности семенного возобновления и в тоже время достаточно успешной приживаемости проростков и ювенильных растений. На г. Измаилка отмечено резкое уменьшение числа старых генеративных растений. Снижение числа этих растений обусловлено их затрудненным развитием в данных условиях произрастания и быстрым их старением и отмиранием, о чем свидетельствует полное отсутствие субсенильных и сенильных особей в составе популяции.
По наблюдениям Н.В. Ильиной [6], проведенным в Самарской обл., большинство популяций H. razoumovianum неполночленные, в них редко регистрируются сенильные растения. Особи конечных стадий онтогенеза быстро отмирают. Базовым является возрастной спектр с максимумом на зрелом генеративном состоянии. Это объясняется длительностью стадии и жизнеспособностью взрослых особей. Небольшое количество сенильных растений обусловлено значительной продолжительностью жизни генеративных растений и, возможно, быстрым отмиранием старых генеративных и постгенеративных растений.
Популяции H. razoumovianum находится в удовлетворительном состоянии и являются в целом жизнеспособными при достаточно большом количестве генеративных особей, обеспечивающим семенное размножение.
Г. Высокая, где встречаются также и другие редкие виды растений ( Crambe tataria Sebeòk, Frit-illaria ruthenica Wikstr., Hedysarum argyrophyllum
Таблица 1. Характеристика возрастного состава популяций Hedysarum razoumovianum в Башкирском Предуралье
Возрастные состояния, абсолютное значение, шт. / % от общего числа проанализированных особей |
Число проанализированных особей, шт. |
||||||||
p \ |
j \ |
im |
v \ |
g1 \ |
g2 \ |
g3 \ |
ss \ |
s |
|
Бижбулякский р-н, г. Измаилка; 14.06.2011 (популяция 1) |
|||||||||
1 |
4 |
7 |
17 |
22 |
20 |
3 |
0 |
0 |
74 |
1,4 |
5,4 |
9,5 |
23,0 |
29,7 |
27,8 |
4,1 |
0 |
0 |
|
Куюргазинский р-н, окрестности с. Маячный; 29.05.2011 (популяция 2) |
|||||||||
0 |
20 |
10 |
7 |
15 |
13 |
10 |
3 |
1 |
79 |
0 |
25,3 |
12,6 |
8,9 |
19,0 |
16,5 |
12,6 |
3,8 |
1,3 |
|
Кугарчинский р-н, г. |
Высокая; 30.05.2011 (популяция 3) |
||||||||
0 |
4 |
11 |
15 |
34 |
25 |
10 |
2 |
1 |
102 |
0 |
3,9 |
10,8 |
14,7 |
33,3 |
24,5 |
9,8 |
2,0 |
1,0 |
Таблица 2. Некоторые демографические показатели популяций Hedysarum razoumovianum в Башкирском Пре-дуралье
Показатели |
Гора Измаилка (популяция 1) |
Окрестности с. Маячный (популяция 2) |
Гора Высокая (популяция 3) |
Индекс восстановления (I в ) |
0,62 |
0,97 |
0,43 |
Индекс замещения (I з ) |
0,62 |
0,88 |
0,42 |
Индекс старения (I ст ) |
0 |
0,05 |
0,03 |
Индекс возрастности (Δ) |
0,28 |
0,29 |
0,33 |
Индекс эффективности (ω) |
0,65 |
0,51 |
0,68 |
Плотность общая (экологическая) (M) |
1,9 |
2,0 |
2,5 |
Плотность генеративных особей |
1,1 |
1,0 |
1,7 |
Плотность вегетативных особей |
0,8 |
1,0 |
0,8 |
Плотность эффективная (M e ) |
1,2 |
1,0 |
1,7 |
Тип популяции, выделяемый критерием «дельта-омега» |
зреющая |
молодая |
зреющая |
Ledeb., Vincetoxicum intermedium Taliev и др.), и г. Измаилка ( Globularia punctata Lapeyr, Linum nervosum Waldst. et Kit., Hedysarum grandiflorum Pall., Oxytropis hippolyti Boriss. и др.) спроектированы в статусе ботанических памятников природы и включены в «Систему охраняемых природных территорий Республики Башкортостан» [17]. В этот документ, представляющий собой перспективный план развития системы ООПТ, также включены в статусе проектируемых памятников природы или заказников еще 6 территорий, где встречается H. razoumovianum .
Исследования поддержаны грантом Президиума РАН по Программе фундаментальных исследований «Живая природа: современное состояние и проблемы развития» (Подпрограмма «Биоразнообразие: состояние и динамика»: раздел 4. Технология охранения и восстановления биологического разнообразия) в 2012 г.
Список литературы Характеристика возрастного состава популяций Hedysarum razoumovianum Fisch. et Helm (Fabaceae) в Башкирском Предуралье
- Глотов Н.В. Об оценке параметров возрастной структуры популяций растений//Жизнь растений в гетерогенной среде. Ч. 1. Йошкар-Ола, 1998. С. 146-149.
- Горчаковский П.Л. Растительность и ботанико-географическое деление Башкирской АССР//Определитель высших растений Башкирской АССР, М.: Наука, 1988. С. 5-13.
- Горчаковский П.Л., Шурова Е.А. Редкие и исчезающие растения Урала и Приуралья. М.: Наука, 1982. 208 с.
- Животовский Л.А. Онтогенетическое состояние, эффективная плотность и классификация популяций//Экология. 2001. № 1. С. 3-7.
- Жукова Л.А. Популяционная жизнь луговых растений. Йошкар-Ола, 1995.
- Ильина В.Н. Эколого-биологические особенности и структура ценопопуляций редких видов рода Hedysarum L. в условиях бассейна Средней Волги: Дис. … канд. биол. наук. Самара, 2006. 253 с.
- Красная книга Оренбургской области. Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 1998. 176 с.
- Красная книга Республики Башкортостан: в 2 т. Т. 1: Растения и грибы/Под ред. д-ра биол. наук, проф. Б.М. Миркина. 2-е изд., доп. и переработ. Уфа: МедиаПринт, 2011. 384 с.
- Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). 2-е изд. Казань: Идел-Пресс, 2006. 832 с.
- Красная книга Российской Федерации (растения и грибы). М.: Товарищество науч. изданий КМК, 2008. 855 с.
- Красный список особо охраняемых редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Ч. 3.1 (Семенные растения). М., 2004 (2005). 352 с.
- Кучеров Е.В., Мулдашев А.А., Галеева А.Х. Охрана растений на Южном Урале. М.: Наука, 1987. 205 с.
- Кучеров Е.В., Мулдашев А.А., Галеева А.Х. Ботанические памятники природы Башкирии. Уфа, 1991. 144 с.
- Определитель высших растений Башкирской АССР. Сем. Brassicaceae -Asteraceae. М.: Наука, 1989. 375 с.
- Программа и методика наблюдений за ценопопуляциями видов Красной книги СССР. М., 1986. 34 с.
- Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа: Гилем, 2010. 414 с.
- Система охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. 2004. (http://www.wwf.ru/ural_econet/).
- Уранов А.А. Возрастной спектр фитоценопопуляции как фукнция времени и энергетических волновых процессов//Биол. науки. 1975. № 2. С. 7-34.
- Ценопопуляции растений (основные понятия и структура). М.: Наука, 1976. 216 с.
- Ценопопуляции растений (очерки популяционной биологии)/Л.Б. Заугольнова, А.А. Жукова, А.С. Комарова, О.В. Смирнова. М.: Наука, 1988. 184 с.