Хармс vs. нейрохармс: нейросеть как лаборатория нарратива

Автор: Цвигун Т.В., Черняков А.Н.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Нарратология

Статья в выпуске: 4 (67), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье поднимается вопрос о возможности использовать нарративы, созданные трансформерной нейросетью «Порфирьевич» на основе оригинальных авторских текстов, в качестве инструмента исследования общих закономерностей текстопорождения. Анализируются результаты эксперимента, направленного на выявление принципов, в соответствии с которыми нейросеть имитирует акт художественного творчества; устанавливается, что используемые нейросетью алгоритмы порождения нарративов вступают в значимые корреляции со стилистическими параметрами и нарративными стратегиями художественного дискурса. Исследование текстовых вариантов, созданных нейросетью в продолжение миниатюр Д. Хармса из цикла «Случаи», позволяет проследить, как изменение параметров текста-стимула оказывает влияние на выбор нейросетью разных нарративных стратегий - от простейшей грамматической имитации текста-стимула до его семантического достраивания на основе индексальных знаков исходного нарратива. Результаты проведенного эксперимента вскрывают потенциальную логику «нейронарратива», а также задают открытый набор потенциальных «неучтенных возможностей» нарративных технологий, из которых акт художественной креации выбирает лишь одну. Результаты текстопорождения, которые демонстрирует нейросеть, обученная на художественных текстах, могут быть рассмотрены как своеобразная модель творческого процесса, репрезентирующая максимально чистые, свободные от авторских валентностей технологии письма.

Еще

Нейросеть, нарративный анализ, стратегии текстопорождения, д. хармс, грамматика нарратива, семантика нарратива

Короткий адрес: https://sciup.org/149144079

IDR: 149144079   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-4-76

Список литературы Хармс vs. нейрохармс: нейросеть как лаборатория нарратива

  • Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / сост. Г.К. Косиков. М.: ИГ «Прогресс», 2000. С. 196-238.
  • Булатов Д. По ту сторону медиума // По ту сторону медиума: искусство, наука и воображаемое технокультуры / сост. и общ. ред. Д. Булатова. Калининград: БФ ГЦСИ, 2016. С. 6-7.
  • Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. С. 14-285.
  • Орехов Б.В. Искусственные нейронные сети как особый тип distant reading // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2017. № 2(27). С. 32-43.
  • Орехов Б. Нейросети и смерть автора // Системный блокъ. 01.11.2018. URL: https://sysblok.ru/knowhow/nejroseti-i-smert-avtora/(дата обращения:15.12.2023).
  • Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива). М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 464 с.
  • Хармс Д. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. М.: Зебра Е, 2018. 620 с.
  • Цвигун Т.В., Черняков А.Н. Русский авангардизм как несказанное и несказанное. Статья II: Риторика нарратива // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2006. № 8. С. 45-53.
Еще
Статья научная