«Химерные» формы ангиотензинов в регуляции поведения и гемодинамики
Автор: Певцова Е.И., Толпыго С.М.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Терапия
Статья в выпуске: 4 (47) т.9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140221144
IDR: 140221144
Текст статьи «Химерные» формы ангиотензинов в регуляции поведения и гемодинамики
Ренин-ангиотензиновая система (РАС) – эндогенная пептидергическая система, отдельные элементы которой проявляют широкий спектр активности в регуляции центральных и периферических функций (инициация жажды; поддержание водно-солевого баланса в организме; модуляция неспецифического напряжения в ЦНС при эмоциональном стрессе; регуляция гемодинамики; участие в регуляции воспалительных процессов, а также гуморального и клеточного иммунитета при взаимодействии с цитокиновой и кинин-калликреиновой системами и др.). Дисфункции РАС сопровождают развитие ряда заболеваний (артериальная гипертензия, атеросклероз, ишемия сердца и мозга, нарушения минерального обмена и др.), имеющих длительное течение [3-5].
Многие из регуляторных пептидов (РП), в том числе пептидные компоненты РАС, существуют в организме в свободной форме, а также в виде эндогенных комплексов с внутриклеточными белками, белками крови и др. биологических жидкостей. Считают, что такие комплексы выполняют транспортную и «депонирующую» функции. В практических целях искусственно созданные комплексы РП, т.е. их конъюгаты с белками-носителями применяют с целью активной иммунизации животных для инверсной регуляции физиологических функций в эксперименте, или для получения специфических антисывороток к РП. При химическом синтезе этих белково-пептидных комплексов (БПК) используют высокомолекулярные соединения, выполняющие транспортные функции (сывороточные альбумины, липопротеиды, трансферрин, полисахариды) и не проявляющие других видов биологической активности.
Активность подобных «химерных» соединений эндогенного происхождения вызывает особый интерес и является предметом современных молекулярно - биологических и биохимических исследований, в основном в связи с их возможным вовлечением в патогенетические механизмы так называемых «конформационных болезней». В свою очередь, роль этих комплексов в центрально-периферической интеграции физиологических функций практически не исследуется. Имеющиеся по этому поводу публикации противоречивы, экспериментальные данные не систематизированы и имеют фрагментарный характер.
Имеются лишь немногочисленные свидетельства об участии некоторых ангиотензинов (А) в аутоиммунных механизмах развития и поддержания ряда устойчивых нарушений гомеостаза, например, при сердечнососудистых, нейродегенеративных и других заболеваниях. Мы полагаем, что, что БПК ангиотензинов, на основе иммунной памяти вовлекаются не только в развитие различных видов патологии, но и в процессы фиксации и сохранения информации о модальностно-качественных преобразованиях мотивационной основы целенаправленных поведенческих актов (обучение новым навыкам, формирование патологических навыков и др.). Однако в целом, функциональная роль многих пептидных компонентов РАС в механизмах регуляции функций в норме и при патологии остается недостаточно ясной.
Получены приоритетные данные, подтверждающих ранее высказанную гипотезу, что пептидные компоненты РАС (A-II, A-IV и A-II 1-7 ) в составе комплексов с функционально различными белками (транспортный белок - сывороточный альбумин - СА, нейроспецифический Ca+2-связывающий белок S100b) дифференцированно включаются в саморегуляцию физиологических функций на гомеостатическом и поведенческом уровнях. Ангиотензины в составе комплексов с СА различным образом и избирательно вовлечены в инициацию, реализацию и стабилизацию врожденной и приобретенной форм питьевого поведения. Напротив, ангиотензины в составе комплексов с S100b специфически участвуют в регуляции основных показателей гемодинамики (АД, ЧСС). Обнаружено, что эти эффекты сохраняются и отчетливо стабилизируются при активной иммунизации животных искусственно синтезированными комплексами ангиотензинов с указанными белками-носителями [1, 2].
Показано, что избирательность включения БПК ангиотензинов в центрально-периферическую интеграцию функций проявляется и при разнообразных функциональных нагрузках (солевая, гипер- и гипогликемическая, иммобилизация), сопровождающихся устойчивой и долговременной активацией РАС, что демонстрирует ее существенную, возможно, ключевую роль в адаптационнокомпенсаторных процессах в рамках целого организма. Полученные данные свидетельствуют в пользу разрабатываемой в лаборатории концепции о специфической информационной роли БПК как молекулярных эпигенетических факторов, осуществляющих функциональное сопряжение нервных и иммунных механизмов системной интеграции физиологических функций. Эти БПК включаются преимущественно в аутоиммунные процессы формирования, фиксации, реализации и трансформации модальности вновь приобретенных влечений. Белки-носители при этом модулируют активность ангиотензинов в составе БПК, обеспечивая их дифференцированное включение в процессы регуляции функций, как на гомеостатическом, так и на поведенческом уровнях.
Список литературы «Химерные» формы ангиотензинов в регуляции поведения и гемодинамики
- Певцова Е.И., Толпыго С.М., Обухова М.Ф., Котов А.В. Физиологические эффекты комплексов ангиотензина-II с функционально различными белками-носителями//Бюлл. эксп. биол. и мед. -2008. -Том 146, № 8. -С. 135-137.
- Толпыго С.М., Певцова Е.И., Шойбонов Б.Б., Котов А.В. Свободный и связанный с белками ангиотензин II1-7 в регуляции питьевого поведения и гемодинамики у крыс//Бюлл. эксп. биол. и мед. -2012. -Том 153, № 5. -С. 573-576.
- Albrecht D. Physiological and pathophysiological functions of different angiotensins in the brain//Br. J. Pharmacol. -2010. -Vol.159. -P. 1392-1401.
- Kumar R., Singh V.P., Baker K.M. The intracellular renin-angiotensin system: a new paradigm//Trtnds Endocrinol. Metab. -2007. -Vol.18, № 5. -P. 208-214.
- Wright J.W., Yamamoto B.J., Harding J.W. Angiotensin receptor subtype mediated physiologies and behaviors: new discoveries and clinical targets//Progr. Neurobiol. -2008. -Vol. 84, № 2. -P. 157-181.