Хиральные соединения в уролитах
Автор: Каткова В.И., Шанина С.Н.
Журнал: Вестник геонаук @vestnik-geo
Рубрика: Научные статьи
Статья в выпуске: 4 (292), 2019 года.
Бесплатный доступ
Исследования последних лет показали увеличение содержания D-аминокислот в белках различных тканей организма человека в процессе старения. Известно, что значительные изменения баланса L- и D-аминокислот наблюдаются при различных патологических процессах. Одной из часто встречаемых патологий у человека является уролитиаз, генезис которого до сих пор вызывает много вопросов. Цель данной работы - выявление D-форм аминокислот в уролитах и сравнительный анализ их содержаний в зависимости от минерального состава мочевых камней и возраста человека. Изучено 19 проб уролитов моно- и полиминерального состава, в которых идентифицированы уэвеллит, уэдделлит, струвит, ньюбериит, мочевая кислота, карбонатгидроксилапатит. Возраст людей, предоставивших патогенные образования, составлял 22-75 лет. Для выделения индивидуальных аминокислот из уролитов применялся кислотный гидролиз в 6М HCl при 105 °С в течение 12 часов. Идентификация и количественное определение энантиомеров аминокислот выполнялись методом газожидкостной хроматографии (хроматограф GC-17A, Shimadzu, колонка Chirasil-L-Val). В изученных уролитах D-формы установлены для трех аминокислот: аланина, аспарагиновой кислоты и глутаминовой кислоты. Результаты исследований показали, что существует связь между отношением D- и L-аминокислот и минеральной составляющей уролитов. Отмечается, что максимальные содержания D-аспарагиновой кислоты характерны для оксалатсодержащих камней. Высказывается предположение о влиянии оксалат-ионов на степень рацемизации аспарагиновой кислоты в патогенных биоминеральных образованиях.
Уролиты, l- и d-аминокислоты, аспарагиновая кислота, биоминерал
Короткий адрес: https://sciup.org/149129373
IDR: 149129373 | DOI: 10.19110/2221-1381-2019-4-38-41
Текст научной статьи Хиральные соединения в уролитах
Придавая большое значение асимметрии живого вещества, Л. Пастер считал ее именно той единственной разграничивающей линией, которую можно провести между живой и неживой природой, то есть тем, что отличает живое вещество от неживого. Высказанное предположение является актуальным в настоящее время при решении проблем биоминеральных взаимодействий, происхождения предбиологических молекул и для понимания процессов старения на молекулярном уровне. Биомакромолекулы (аминокислоты, сахара, нуклеиновые кислоты и фосфолипиды) обладают хиральностью, то есть зеркально-антиподобным свойством.
Считалось, что все живые организмы содержат и используют в своей жизнедеятельности только L-аминокислоты, а наличие и функции D-аминокислот долгое время оставались неустановленными. Последние исследования показали, что D-аминокислоты широко распространены в тканях живых организмов, в том чи- 38
сле и человека. Было установлено, что D-аспарагиновая кислота, в частности, обнаружена в хрусталике, головном мозге, костях, эритроцитах, зубах и в других органах и системах. Определены специфические функции D-форм отдельных аминокислот в здоровом организме [4, 5].
Известно, что количественное соотношение L- и D-энантиомеров изменяется в процессе жизнедеятельности организма. D-аминокислоты поступают в организм млекопитающих с пищей, образуются при метаболизме кишечной флоры, а также в результате спонтанной рацемизации аминокислот при биосинтезе и старении. При старении происходит рацемизация L-аминокислот с переходом их в D-форму в белках, причем в наибольшей степени подвержена этому процессу аспарагиновая кислота. Считается, что скорость рацемизации аминокислот в пептидах значительно выше, чем свободных аминокислот. Согласно В. А. Твердислову и его соавторам (2007), процессы рацемизации, в частности аспарагиновой кислоты, проходят без участия фер- ментов. Единичная замена аминокислотных остатков на их D-изомеры может приводить как к полной потере функциональности белков, так и к снижению активности ферментов. В обзорной работе [5] показано, что при некоторых психосоматических заболеваниях (шизофрения, болезнь Альцгеймера и Паркинсона), наблюдаются значительные изменения уровня некоторых D-аминокислот — D-Ser, D-Ala, D-Asp — в плазме крови, сером и белом веществе головного мозга и спинномозговой жидкости. Найдена положительная корреляция между концентрацией D-аминокислот и маркерами почечных заболеваний.
Влияние процессов рацемизации аминокислот в организме человека при уролитиазе на уровень концентрации D-форм в уролитах остается неизученным.
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа концентраций D-аминокислот в уролитах, формирующихся в организме человека, и выявление зависимости соотношения D- и L-энантиомеров от возраста человека и минеральных фаз в составе патогенных биоминеральных образований.
Фактический материал и методы исследований
Изучено 19 проб уролитов (см. таблицу), минеральный состав которых определен методами рентгеновской дифрактометрии и ИК-спектроскопии. Идентифицированы следующие минеральные фазы: уэ-веллит (СаС2О4 • Н2О), уэдделлит (СаС2О4 • 2Н2О), струвит (MgNH4PO4 • 6H2O), ньюбериит (MgHPO4 • 3H2O), мочевая кислота (C5H4N4O3), карбонатсодержащий апатит-(СаОН) [1]. Возраст людей с уролитиазом составлял 22—75 лет.
Анализировались L- и D-изомеры 13 аминокислот: аланина (Ala), валина (Val), изолейцина (Ile), лейцина (Leu), аспарагиновой кислоты (Asp), глутаминовой кислоты (Glu), треонина (Thr), серина (Ser), фенилаланина (Phe), тирозина (Tyr), пролина (Pro), лизина (Lys) и метионина (Met).
Для извлечения аминокислот из белковой составляющей применяли кислотный гидролиз в 6М HCl при 105 °С в течение 12 часов. Выделенные из гидролизата аминокислоты очищали от примесей и переводили в N-пентафторпропионовые изопропиловые эфиры соответствующих аминокислот. Идентификация и определение содержания аминокислот в образцах выполнены на газовом хроматографе GC-17A (Shimadzu, капиллярная колонка Chirasil-L-Val). Подробно методика описана в статье [3].
Результаты и обсуждение исследований
Содержание и распределение аминокислот в изученных уролитах подробно описаны в работе [1]. Анализ белковой составляющей уролитов позволил выделить отдельные аминокислоты, доминирование которых специфично для конкретного типа уролитов: в оксалатных наблюдаются относительно высокие концентрации аланина и пролина, в фосфатных — лизина, а в уратных — глицина и тирозина.
В результате проведенных исследований D-формы были выявлены только для трех аминокислот: аланина, аспарагиновой кислоты и глутаминовой кислоты.
Установлено, что для оксалатсодержащих образцов (уэвеллита и уэдделлита) характерен высокий по казатель D/L для Asp, тогда как D-Glu и D-Ala, часто являющиеся маркерами жизнедеятельности микроорганизмов, установлены только в некоторых образцах и имеют низкие содержания (см. таблицу). В литературе имеются данные показателей соотношений D/L-Asp в эмали в зависимости от возраста коренных зубов [9], а также в дентине с учетом фактического возраста человека [8, 11]. Поскольку уролиты не относятся к долгоживущим образованиям in vivo, в отличие от зубов и костей, это наводит на мысль о влиянии оксалат-ионов (щавелевой кислоты) на ускорение процесса рацемизации аспарагиновой кислоты в патогенных биоминеральных образованиях.
В фосфатных уролитах значение D/L-Asp меняется от 0.010 до 0.099. Выявлено, что повышенные концентрации D-Asp характерны для фосфатных уролитов, в составе которых наряду с апатитом содержится уэвел-лит. Биоминеральные образования, состоящие только из апатита или струвита, имеют пониженный уровень D-Asp.
Кроме того, в струвитсодержащих образцах зафиксированы высокие показатели отношений D/L-Glu (0.095—0.106). Формирование фосфатных уролитов издавна связывали с проникновением бактериальной инфекции в мочевыводящие органы. Пептидогликаны, входящие в состав клеточной стенки бактерий, можно рассматривать как один из источников связанных D-Glu и D-Ala [6]. В связи с этим присутствие их в белковой составляющей может свидетельствовать об участии микроорганизмов в генезисе фосфатных биоминералов (струвита, апатита).
В мочекислых уролитах отношения D/L-Asp меняются от 0 до 0.089 (см. таблицу). При этом в уролитах, содержащих только мочевую кислоту, концентрация D-Asp значительно ниже, чем в образцах, содержащих примеси солей щавелевой кислоты (уэвеллита и уэдделлита). На основе полученных данных можно предположить, что на содержание L-Asp в белковой составляющей оказывает влияние присутствие оксалат-ионов в патогенных твердых образованиях. В данном типе уролитов не обнаружены D-Glu и D-Ala. Результаты исследований наводят на мысль о генетической специфике кристаллических образований органического состава изученных уролитов, формирование которых часто связано с метаболическими нарушениями в организме человека.
Источником D-аминокислот в уролитах, на наш взгляд, могут быть урина, компоненты микробиальной клеточной стенки с цитоплазмой и протеом уролитов, представляющий многообразный спектр белков. Как связанные с пептидами, так и свободные D-аминокислоты, в частности D-Asp, D-Ser и D-Ala, в избытке содержатся в моче и сыворотке крови [6]. D-Asp найден во фрагментах коллагена типа I в моче пожилых людей. У трех здоровых добровольцев в 24-часовых пробах урины наибольшие количества были определены для D-Ser (64—199 моль/день) и D-Ala (24—138 моль/день). В среднем от 0.4 до 1.1 г свободных аминокислот ежедневно выделяется с мочой здорового взрослого человека [6]. На экскрецию D-стереоизомеров в физиологических жидкостях влияет возраст, рацион питания, физиологическое состояние и антибиотикотерапия [10].
Ранее при исследовании количественного содержания L- и D-форм аспарагиновой кислоты в эма- 39
Соотношение D/L энантиомеров аминокислот в белковой составляющей уролитов, сформированных в организме человека
D/L ratio of enantiomers of amino acids in the protein component of uroliths, formed in the human body
Уролиты Uroliths |
№ образца Sample No. |
Биоминералы Biominerals |
Возраст индивида, г Age of individual |
D/L Asp |
D/L Glu |
D/L Ala |
Оксалатные Oxalate |
19 к |
уэвеллит \ whewellite |
? |
0.053 |
0 |
0 |
58 |
уэдделлит \ whedellite |
22 |
0.03 |
0 |
0.014 |
|
59 |
уэвеллит, уэдделлит whewellite, whedellite |
70 |
0.081 |
-//- |
-//- |
|
79 |
уэвеллит whewellite |
60 |
0.085 |
-//- |
0.032 |
|
87 |
-//- |
69 |
0.152 |
0.037 |
0.038 |
|
Фосфатные Phosphate |
46 |
апатит, уэвеллит apatite, whewellite |
45 |
0.099 |
0.059 |
0.025 |
48 |
-//- |
50 |
0.074 |
0.034 |
0.01 |
|
51 |
апатит, уэвеллит, струвит apatite, whewellite, struvite |
56 |
0.082 |
0.095 |
0.032 |
|
52 |
апатит, |
53 |
0.039 |
0.024 |
0.031 |
|
53 |
струвит apatite, struvite |
42 |
0.051 |
0.106 |
0.002 |
|
69 |
-//- |
24 |
0.01 |
0 |
0.012 |
|
35 |
струвит, уэвеллит struvite, whewellite |
35 |
0.061 |
0.124 |
0 |
|
47 |
ньюбериит \ newberyite |
? |
0.042 |
0.022 |
0.002 |
|
Мочекислые Urate |
29 к |
мочевая кислота \ uric acid |
? |
0.056 |
0 |
0 |
45 |
-//- |
75 |
0 |
-//- |
-//- |
|
54 |
-//- |
56 |
0.039 |
-//- |
-//- |
|
61 |
мочевая кислота, уэвеллит uric acid, whewellite |
53 |
0.089 |
-//- |
-//- |
|
72 |
мочевая кислота uric acid |
55 |
0.046 |
-//- |
-//- |
|
77 |
-//- |
64 |
0 |
-//- |
-//- |
Примечание: ? — нет данных возраста Note: ? — no data on age ли была установлена положительная корреляция между коэффициентом рацемизации и возрастом человека [8, 9,10]. Исследования показали, что D-аспарагиновая кислота в эмали после 60 лет может составлять до 8 % всей аспарагиновой кислоты. В настоящее время анализ содержания D-аспарагиновой кислоты в долгоживущих тканях (зубы, кости) считается надежным методом оценки возраста человека в развитых странах [7, 8, 11].
В нашем случае отсутствие представительной выборки камнеобразователей не позволяет достоверно говорить о влиянии возраста на степень рацемизации аспарагиновой кислоты в мочевых камнях. Однако следует отметить, что в изученных уролитах самые низкие отношения D/L-аспарагиновой кислоты также установлены у людей, чей возраст составляет 22 и 24 года.
Выводы
Таким образом, показано, что концентрация D-энантиомеров в составе органической составляющей в патогенных биоминералах зависит от состава минеральной фазы. В оксалатсодержащих уролитах отмечены значительные изменения баланса L- и D-формы Asp. Уровень аспарагиновой кислоты повышен в фосфатных и мочекислых уролитах в присутствии оксалат-ионов, и напротив, пониженные концентрации D-Asp 40
наблюдаются в тех случаях, когда они имеют мономи-неральный состав. Полагаем, что ионы щавелевой кислоты оказывают влияние на степень рацемизации аспарагиновой кислоты в патогенных биоминеральных образованиях. Содержание D-изомеров в уролитах обусловлено частичной рацемизацией L-аминокислот на одноименные D-аминокислоты деятельностью микроорганизмов и составом органической составляющей урины.
Исследования выполнены при частичной финансовой поддержке проекта УрО РАН № 18-5-5-44 «Процессы и механизмы минералообразования, надмолекулярной организации минерального вещества, комплексной переработки минерального сырья и формирования наноструктури-рованных материалов».
Аналитические исследования выполнялись в ЦКП «Геонаука».
Список литературы Хиральные соединения в уролитах
- Каткова В. И., Амосова О. Е., Шанина С. Н. Скрытые биомаркеры процессов минералообразования в генезисе уролитов // Вестник Кольского научного центра РАН. 2018. № 4. С. 17-24.
- Твердислов В. А., Яковенко Л. В., Жаворонков А. А. Хиральность как проблема биохимической физики // Российский химический журнал. 2007. Т. LI. № 1. С. 13-22.
- Шанина С. Н., Голубев Е. А. Аминокислоты в шунгитах Карелии // Геохимия. 2010. № 9. С. 972-987.
- Червяков А. В. Нарушение молекулярной асимметрии аминокислот (D//L-энантиомеры) при нормальном старении // Асимметрия. 2010. Т. 4. № 2. С.78-117.
- Червяков А. В., Захарова М. Н., Пестов Н. Б. Роль D-аминокислот в патогенезе нейродегенеративных заболеваний и при нормальном старении // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2014. Том 8. № 2. С. 51-58.