Советский человек. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. Серия: История

Атеистическая литература 1950-х-1980-х годов как источник по истории евангельских церквей СССР
Статья научная
Обсуждается потенциал пропагандистской атеистической литературы 1950-1980-х гг. как исторического источника. Эти тексты создавались на стыке двух взаимопроникающих дискурсов - идеологического и научного. Фигура автора как продукта политической конъюнктуры являлась одним из ведущих факторов, определявшим характер и содержание атеистического текста. «Учёный-атеист» был включён в систему государственной пропаганды, выступал представителем властных институтов и выполнял функции контроля над религиозной жизнью сограждан. Полученный по запросу власти материал трансформировался в зависимости от политической ситуации и задач исследования в пропагандистский научно-атеистический дискурс. Описывается, в частности, превращение служебной информации закрытого типа в мифологические конструкты массового потребления. Примером служит литература о евангельских церквях СССР, представляющая собой образец сочетания политической ангажированности авторов и их претензий на место в научном сообществе. В этих текстах используются инвективы, метафорика обличительной речи, с помощью которых конструировались «антимиры религиозного сектантства». Атеистическое предъявлялось как норма, а религиозное - как аномалия. Тем не менее сквозь мифологические конструкты проступают реальные события и политические практики, применяемые к религиозным сообществам и отдельным верующим. Критика подобных текстов требует детально разработанной междисциплинарной методики интерпретации атеистической литературы. Данный подход предполагает выведение научно-атеистических публикаций из историографических обзоров и включение их в источниковую базу исторических исследований, позволяющую не только получить дополнительную информацию о политической и социальной истории религии в СССР, но и верифицировать данные из источников другого типа.
Бесплатно

Дискуссии о форме и содержании советского курортного отдыха (1920-е - 1930-е гг.)
Статья научная
Проанализированы дискуссии о принципах организации свободного времени и функциях индустрии досуга в СССР. Предпринимается попытка вписать эти дискуссии в идеологические эксперименты советской власти. Показано, как разные образы курорта и эволюция представлений о «правильном» досуге в 1920-е и 1930-е гг. связаны с изменившимися функциями курортного отдыха в системе идеологического воспитания и меняющейся социальной политикой Советского государства. Особое внимание уделено революционному переосмыслению воспитательной и просвещенческой функций курортов, которое предлагалось как докторами-курортологами, так и советскими властями. В 1920-е гг. обсуждение вопроса о «правильном» советском отдыхе велось в рамках дискуссии о воспитании «нового советского человека». Исходя из этого формулировались просвещенческие и лечебные функции курорта, причем активным актором в этот период были не власти, а врачебное сообщество. Курорт в этом проекте выступал как средство научения полезному, регламентированному отдыху, элементарной гигиене и профилактике, рациональному отношению ко времени и к телу. Пребывание на курорте рассматривалось исключительно как лечение, как способ восстановление сил для возвращения к работе. В 1930-е гг. власть начала активно вмешиваться в эти дискуссии и использовать курорт в новом идеологическом эксперименте: в проекте по завоеванию лояльности формирующегося советского среднего класса. Легитимизируя благополучную обеспеченную жизнь, далекую от революционных потрясений и лишений, советская власть пыталась приобрести или сохранить широкую поддержку. Курорт начал репрезентироваться как роскошное место для отдыха и гедонистических удовольствий, куда получают доступ самые достойные люди страны - как награду за хорошую работу или иные достижения. Рассмотрение эволюции образа советского курорта и предписываемых курортному досугу функций позволяет увидеть механизмы действия идеологической системы и способы использования отдельного феномена в рамках этой системы.
Бесплатно

Статья научная
С мая по ноябрь 1945 г. освобожденная от немецкой оккупации Чехословацкая республика попала под контроль двух союзных армий - советской и американской. Большая часть страны находилось в зоне ответственности Красной армии, подразделения армии США имели небольшую область в Западной Богемии. В Чехословакии американцы впервые после долгих лет войны оказались со своими восточными союзниками лицом к лицу, но на дружественной территории. Они смогли впервые увидеть советских военных, составить представление об их поведении, образе жизни и взглядах. Пребывавшие в советской зоне на постоянной основе дипломаты США и контактировавшие со своими советскими коллегами военнослужащие американской армии делали интересные повседневные наблюдения, описывали особенности, привычки, яркие черты солдат и командиров РККА. В этих наблюдениях отразилось противоречивое отношение к Советскому Союзу и представлявшим его бойцам Красной армии: с одной стороны, как к освободителям и союзникам, с другой - как к чужакам и потенциальным противникам. В записях американцев четко проявились критерии оценивания недавних товарищей по оружию, свидетельствовавшие о существовании значительных различий в культурных, идеологических, политических и иных установках двух народов. На основе рассмотрения особенностей восприятия советских военных американскими наблюдателями делается вывод о том, что, как правило, при декларируемых намерениях беспристрастно и максимально точно описывать реальное положение дел американцы испытывали значительное влияние субъективных факторов: личного опыта, культурных и идеологических различий, предубеждений, привычки мыслить категориями сопоставления, а нередко и противопоставления советских военных солдатам армии США, некритической передачи информации из чешских и словацких источников. В целом для сохранившихся записей граждан США были характерны акцентирование различий, вера в моральное превосходство американских солдат над русскими, а также нараставшие опасения в отношении СССР и Красной армии, воспринимавшейся в качестве носительницы чуждых идей, ценностей, культуры..
Бесплатно