Протестные движения второй половины XX века. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. История

Статья научная
На основе архивных документов, воспоминаний, материалов периодических изданий охарактеризовано региональное экологическое движение, направленное против строительства Крымской атомной электростанции (АЭС), «пик» которого пришелся на 1988-1989 гг. Анализ генезиса протестного экологического движения в латентной фазе и обстоятельств его выхода на публичный уровень в период поздней перестройки позволил раскрыть основные формы активности участников борьбы против строительства АЭС и их оппонентов, роль центральной и местной власти, а также средств массовой информации в решении данного вопроса. Такими формами протестной активности являлись участие в научных дискуссиях и экспертных группах, размещение критических материалов в средствах массовой информации, обращения к высшему государственно-партийному руководству страны, участие в выборах всех уровней и составление наказов депутатам, сбор подписей, проведение мирных публичных акций (пикетов, митингов). Практически все эти методы пытались использовать и оппоненты экологических активистов, представлявшие преимущественно многотысячный трудовой коллектив строящейся Крымской АЭС, однако их деятельность не вызывала симпатий, непропорционально освещалась прессой, а местные органы власти солидаризировались с противниками строительства атомной станции. Сделан вывод о том, что помимо общих для всего Советского Союза в данный период факторов («чернобыльский синдром», протест против монополии государственно-партийного руководства, выдвижение альтернативных политических акторов, эйфория «гласности») крымское экологическое движение способствовало формированию специфического самосознания регионального сообщества, основанного на представлении об исключительном туристско-рекреационном значении Крыма как главной «всесоюзной здравницы».
Бесплатно

Статья научная
Рассматривается феномен функционирования в 1960-е - 1980-е гг. в Советском Союзе нелегальных молитвенных домов приверженцев запрещенного властями Совета Церквей евангельских христиан-баптистов. На основании документации Совета по делам религий при Совете Министров СССР и его региональных уполномоченных, выявленной в фондах Государственного архива Российской Федерации и Государственного архива Алтайского края, исследуются практики верующих, нацеленные на создание так называемых «домовых церквей», позволяющее избегать вмешательства органов власти в религиозную жизнь общин. Характеризуются стремление религиозных диссидентов к автаркии и готовность «пострадать» за свободу совести. Большое внимание уделяется конспиративной деятельности верующих, стремившихся минимизировать вмешательство властей и их контроль над религиозной жизнью общин. Описываются и анализируются репрессивные практики органов власти, направленные как на пресечение деятельности «домовых церквей», так и на снос незаконных стационарных домов молитвы. Делается вывод о том, что власти так и не удалось разрешить проблему «домовых церквей» в период существования СССР. Основными причинами этого были «своевольное упрямство» верующих и неэффективность репрессивных мер в виде административных штрафов и разгона молитвенных собраний в условиях доминирования «социалистической законности» брежневской эпохи. Дополнительным ограничителем репрессий являлась определенная гибкость власти, стремившейся не наказывать и не озлоблять «рядовых» верующих, не допускать оскорбления их религиозных чувств, своевременно и оперативно разрешать конфликтные ситуации. В результате политика убеждения в выгодах государственной регистрации превалировала над репрессивным принуждением к лояльности.
Бесплатно

Статья научная
Рассматриваются дебаты «ветеранов-ренегатов» протестного движения 1960-1970 гг. в ФРГ о своей деятельности. В то время как одни из них винят себя в разрушении национального самосознания, но стараются подчеркнуть «национально-освободительную» составляющую движения, другие, наоборот, видят в бунте студентов продолжение иррациональной традиции немецкого романтизма. И те, и другие активно противодействуют своим бывшим соратникам, все еще хранящем верность тогдащнем идеалам. Камнем преткновения в спорах ренегатов разных течений является отношение к к нацистскому прошлому, культурному влиянию США и Ближневосточному конфликту. Многие вчерашние левые радикалы сегодня занимают ультраправые позиции, что, по мнению тех ветеранов, кто со временем перешел в либеральный лагерь, не является случайностью. На примере известных активистов Социалистического союза немецких студентов (ССНС), Фракции Красной Армии (РАФ), маоистских и спонтанистских организаций, порвавших со своим политическим прошлым, - Клауса Райнера Рёля, Бернда Рабеля, Гюнтера Машке, Хорста Малера, Франка Бёкельманна, Герда Кёнена, Гётца Али, Коры Штефан, Маттиаса Хоркса, Рольфа Штольца и других - прослеживаются разные линии преодоления идей 1968 г., показывается, как трансформировались разные аспекты тогдашней идеологии в сегодняшнюю критику наследия движения. И если представители консервативного направления чаще прибегают к стратегии демонизации роли «Внепарламентской оппозиции», то их либеральные оппоненты считают значение событий 1968 г. для трансформации немецкого общества преувеличенным. Оба лагеря характеризуют противоположные взгляды на вопросы об исторической ответственности Германии за ее прошлое, национальной идентичности, внешнеполитическом курсе.
Бесплатно