Советское искусство и визуальная культура. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. Серия: История

Публикации в рубрике (4): Советское искусство и визуальная культура
все рубрики
1934-й. К археологии "нашего времени"

1934-й. К археологии "нашего времени"

Орлова Г.А., Балахонская М.Н., Берлов А.А., Зарипова А.А., Лукин М.Ю.

Статья научная

Авторы фиксирует резкую актуализацию настоящего (от рутинного каждого дня до монументальной и идеологически проработанной нашей эпохи) в дискурсивных средах 1934 г. и посвящают статью археологии нашего времени. Анализ устройства, становления и условий, сделавших возможным расширение - преобразующее технологическое распространение и разделяемый опыт - социалистического настоящего в 1934 г., производится с опорой на археологический метод, диспозитив-анализ, антропологию времени и опыт создания историй одного года. Историческое настоящее рассматривается в специфике его событийности, связи времен, паттернов, масштабов, ландшафтов, словарей, модальностей, позиций, искусства навигации и существования во времени. В качестве источников настоящего использованы ежедневные газеты, еженедельные журналы и дневники. Становление диспозитива социалистического настоящего или темпорального ландшафта (timescape) нашего времени описывается: а) со стороны его производства в дискурсе; б) технологической объективации и инвентаризации в акте измерения; в) выработки этических стандартов действия в настоящем и превращения настоящего времени в мерило этики. Дискурсивное открытие настоящего в качестве серьезного политического ресурса, сцены для демонстрации достижений социалистического строительства, приоритетной области актуализации советского опыта и идентичности рассматривается на фоне мобилизационной темпоральности пятилеток и смещения от ситуативной к тотальной мобилизации (дисциплине настоящего). Расширение настоящего реализуется через формирование новых отношений с ближайшим прошлым и будущим, увеличение словесной массы слов-индикаторов актуального момента, формирование советской идентичности через темпоральность, процедуры изменения темпорального масштаба и конструирование монументального настоящего. Выделены и описаны три паттерна расширения настоящего. Зафиксирована актуализация интереса к измерению времени и технологическому доступу к настоящему, установлению контроля над ним. Поставлен вопрос о формировании этических стандартов и критериев, позволяющих оценивать действия советских людей в расширенном настоящем. Отмечается особая роль челюскинцев и пропагандистского использования челюскинской эпопеи в расширении и политическом открытии нашего времени.

Бесплатно

История творческого объединения "Эрмитаж"

История творческого объединения "Эрмитаж"

Гайдук В.Л.

Статья научная

Наименее изученной проблемой истории советского андеграунда является история любительских творческих объединений, которые возникли в период перестройки. Документы по истории любительских творческих объединений не сконцентрированы в одном фонде, они рассредоточены по разным фондам государственных учреждений, личным фондам художников, кураторов и коллекционеров. В данном исследовании предпринимается попытка проследить историю любительского объединения «Эрмитаж», которое было создано Л. А. Бажановым в 1986 г., на материалах Центрального архива литературы и искусства г. Москвы (ЦАЛИМа), Центрального архива общественно-политической истории г. Москвы (ЦАОПИМа), архивного фонда «Эрмитаж», который хранится в Научном архиве Государственного центра современного искусства (НА ГЦСИ; ныне - Научный архив отдела «Медиатека» Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), и фонда коллекционера Леонида Талочкина. «Эрмитаж» был одним из первых творческих объединений, который получил официальный статус любительского объединения при саде «Эрмитаж». За свое годичное существование его члены провели десять выставок в выставочном зале в Беляево. Самой громкой была «Ретроспекция», в рамках которой кураторы стремились переосмыслить историю советского послевоенного искусства. Именно эта выставка заставила Главное управление культуры Мосгорисполкома и Московский городской комитет КПСС поднять вопрос об отсутствии идеологического и методического контроля над любительскими обществами. Решения, вынесенные на заседаниях секретариата Московского городского комитета КПСС, лишили «Эрмитаж» возможности продолжать свою деятельность. Руководство «Эрмитажа» предприняло несколько попыток оформить деятельность под патронатом других организаций (Союз кинематографистов СССР, Заочный народный университет искусств), но эти попытки оказались неудачными. Партийное руководство не могло принять новую концепцию музея и выставочного зала, которая пропагандировалась участниками «Эрмитажа». Кроме того, любые попытки пересмотра официальной истории советского искусства воспринимались властными структурами крайне болезненно.

Бесплатно

Советское искусство второй половины ХХ века как часть мирового художественного процесса: основные методологические подходы и перспективы изучения

Советское искусство второй половины ХХ века как часть мирового художественного процесса: основные методологические подходы и перспективы изучения

Отдельнова В.А.

Статья научная

Статья посвящена анализу работ по истории искусства, в которых произведения советских художников рассматриваются в контексте мировых художественных процессов. Исследования, собранные и проанализированные автором, разделены на четыре блока. Блок «Социалистический интернационализм» представляет работы советских искусствоведов, написанные в 1950-1960-х гг., посвященные концепции мирового «прогрессивного искусства». Вторая группа работ - «Советское неофициальное искусство и западная художественная критика» - начинается текстами европейских и американских славистов и советских авторов-эмигрантов 1970-1990 гг. и продолжается работами российских кураторов 2000-х гг. Особенностью собранных здесь источников является общее для их авторов представление об универсальности критериев западной модернистской и постмодернистской теории искусства. В центре их внимания оказываются только те произведения, которые могут быть описаны при помощи этой теории. В контексте новейших художественных течений Европы и Америки неофициальное советское искусство оказывается периферийным явлением. В третьем разделе «Холодная война и глобальная история искусства» представлены тексты и выставочные проекты последних двух десятилетий. В это время, благодаря исследованиям культурной политики холодной войны, а также глобальному повороту, искусствоведы разрабатывают новые подходы к описанию произведений советских художников, а также универсальные категории для анализа глобального искусства ХХ в. Последняя группа исследований объединена темой «Критическая география» и посвящена теоретическому подходу, сформулированному П. Пиотровским. В рамках критической географии на первый план выходят явления, которые долгое время считались маргинальными, особое внимание уделяется международным контактам художников, а границы художественных центров не совпадают с границами государств. Искусство советских художников становится частью новых географических конгломераций.

Бесплатно

Урал против юга: гусеничный трактор в визуальной культуре СССР эпохи индустриализации

Урал против юга: гусеничный трактор в визуальной культуре СССР эпохи индустриализации

Бугров К.Д.

Статья научная

В настоящей работе проанализирована роль трактора как визуального символа в советской культуре эпохи индустриализации, ряд конкретных примеров подобного символического функционирования рассмотрен на материалах живописи, фотографии, графики, а также текстуальных нарративов и стратегий презентации материальных объектов. Показано, что первоначально визуальным символом перестройки советской деревни служил колесный трактор «фордзон» - как импортный, так и выпускавшийся малыми партиями в Ленинграде. Старт индустриализации и пуск крупных конвейерных производств в Сталинграде и Харькове привел к изменениям в символической системе: на ведущие роли в публичной сфере вышел колесный СХТЗ-15/30 («интернационал»), производившийся новыми предприятиями. Однако с середины 1930-х гг. роль доминирующего символа перешла к гусеничному трактору, что соответствовало тренду развития советского хозяйства данного периода. В визуальной образности начали доминировать тяжелые гусеничные тракторы «Сталинец» Челябинского тракторного завода, сочетавшие эффектный облик, высокую технологическую репутацию предприятия, удачный выбор названия и новаторские дизайнерские решения по окраске. Рассмотрены важнейшие вехи закрепления челябинского трактора в визуальной культуре СССР второй половины 1930-х гг. Изучена своеобразная конкуренция образов гусеничных тракторов в советской публичной сфере, развернувшаяся в конце 1930-х гг., когда Сталинградский и Харьковский тракторные заводы начали массово выпускать гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ. Данный феномен проанализирован на примерах оформления Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) и Московского метрополитена. Сделан вывод о двойном характере символизма гусеничных тракторов, выступавших не только обобщающими символами декларировавшихся успехов СССР в сфере механизации сельского хозяйства, но и манифестациями индустриальной идентичности конкретных предприятий.

Бесплатно

Журнал