Женщина в политике. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. Серия: История

Публикации в рубрике (3): Женщина в политике
все рубрики
"Я сидела в самую тяжелую пору и натерпелась всего": тюремные годы О. Д. Каменевой

"Я сидела в самую тяжелую пору и натерпелась всего": тюремные годы О. Д. Каменевой

Гордеев П.Н.

Статья научная

В статье, написанной на основе впервые вводимых в научный оборот следственных дел из Центрального архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации, реконструируется путь Ольги Давидовны Каменевой (1883-1941) по допросам, тюрьмам и ссылкам. Первый арест Каменева, видная деятельница советской культурной политики конца 1910-х и 1920-х гг., пережила в 1935 г. по так называемому «Кремлевскому делу», вторично была арестована в 1937 г., а в 1941 г. расстреляна во внесудебном порядке. Сменявших друг друга следователей интересовали ее связи с братом (Л. Д. Троцким) и мужем (Л. Б. Каменевым), принадлежность с «троцкистским террористическим организациям», а также «клеветнические» высказывания о насильственной смерти жены И. В. Сталина Н. С. Аллилуевой. Не отрицая последнего, самого легкого обвинения, Каменева решительно отмежевывалась от всякой близости с Троцким и троцкистами. Признав в 1937 г., что ее бывший (к тому времени уже расстрелянный) муж Л. Б. Каменев вел «конспиративную» работу и боролся против «генеральной линии» партии, Каменева отстаивала свою неосведомленность и неучастие в его делах. В целом поведение Каменевой на допросах в 1935 и особенно в 1937-1939 гг. являло собой пример незаурядного упорства перед лицом следствия, которое в те времена не только широко практиковало «меры физического воздействия», но и могло шантажировать заключенную судьбой ее младшего сына Юрия, также арестованного. Стойкость на допросах не помогла О. Д. Каменевой избежать расстрела, но позволила сохранить достоинство перед неизбежной смертью.

Бесплатно

Мемориальные законы субъектов Российской Федерации и специфика региональной истории: инструментарий для сравнительных исследований

Мемориальные законы субъектов Российской Федерации и специфика региональной истории: инструментарий для сравнительных исследований

Кирьянов И.К., Панов П.В.

Статья научная

Предметом исследования стало историческое содержание мемориальных законов субъектов РФ, его зависимость от специфики политической истории территорий современных российских регионов. Качественный анализ исходных данных позволил выявить ряд трендов целенаправленного отражения в законах региональной исторической особости: подчеркивание уникальности вклада в развитие российской государственности; включение событий, происшедших до вхождения территории региона в состав Российского государства; интерпретация характера вхождения территорий национальных республик в состав России. Для проведения сравнительного количественного исследования был разработан оригинальный инструментарий - индекс специфики политической истории (значения региональных показателей варьируются в интервале от ≥ 0 до ≤ 9) и индекс исторического содержания мемориальных законов (значения региональных показателей варьируются в интервале от ≥ 0 до ≤ 8). Корреляционный анализ выявил статистическую взаимосвязь между спецификой политической истории и историческим содержанием региональных «законов памяти», она оказалась положительной и значимой. Вместе с тем исследование подтвердило то, что в практиках коммеморации исторических событий не все определяется собственно историей. Репертуар актуализированного прошлого, нашедший выражение в законах, в каждом конкретном случае формировался в результате взаимодействия региональных властвующих элит с профессиональными историками и общественными активистами. Разработка инструментария для сравнительного анализа сценариев взаимодействия мнемонических акторов в субъектах РФ и количественного измерения факторов, влияющих на историческую политику в части принятия региональных мемориальных законов, выступает задачей нового исследования.

Бесплатно

Репрезентация Н. П. Хрущевой на Западе (1959-1964)

Репрезентация Н. П. Хрущевой на Западе (1959-1964)

Петрова Т.М.

Статья научная

В статье анализируются репрезентации Н. П. Хрущевой в западных странах в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Цель - выявить особенности предъявления Хрущевой западному обществу и сравнить ее репрезентации и политическую репрезентативность. Основное внимание уделяется поверхностям проявления советской Первой леди за рубежом: участию в официальных мероприятиях, фото- и видеоматериалам с них, подаркам, направляемым в адрес Нины Петровны. Наличие подобных разнородных источников позволяет рассматривать репрезентацию Хрущевой в качестве диспозитива, то есть сочетания текстовых, визуальных и материальных элементов, удерживаемых вместе посредством внутренних связей. Несмотря на наличие совместных с Н. С. Хрущевым визуальных репрезентаций, в качестве главного действующего лица Нина Петровна появлялась только на фотоснимках с ее самостоятельных мероприятий, например посещения социально и культурно значимых учреждений. На кадрах кинохроники Хрущева всегда была немым свидетелем официальных мероприятий с участием советской делегации. Кроме того, в адрес Нины Петровны поступало большое количество подарков из-за границы. В результате включение Хрущевой в состав делегаций для поездок в капстраны свидетельствовало о следовании СССР западным нормам публичной дипломатии путем адаптации супруги главы государства к представлениям иностранцев о функциях первой леди страны. В то же время репрезентация Хрущевой на Западе не перерастала в ее политическую репрезентативность. В большинстве случаев Нина Петровна представала в качестве символического продолжения Никиты Хрущева, а не самостоятельного политического агента.

Бесплатно

Журнал