Хохлатая майна Acridotheres cristatellus всё-таки залетает в Приморье: давняя и недавняя встречи

Автор: Назаренко Александр Александрович, Нечаев Виталий Андреевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1003 т.23, 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140153929

IDR: 140153929

Текст краткого сообщения Хохлатая майна Acridotheres cristatellus всё-таки залетает в Приморье: давняя и недавняя встречи

Поскольку первые наблюдения хохлатой майны Acridotheres crista-tellus (Linnaeus, 1758) во Владивостоке, принадлежащие А.А.Наза-ренко, вызвали скептическое отношение со стороны наших ответственных московских коллег: «Регистрация основана на сообщении А.А. Назаренко. Приводимые им данные не позволяют исключить ошибку в определении вида» (Коблик и др. 2006, с. 205); регистрация вида «сомнительна, пока не подтверждается, и есть сомнения в природном происхождении залетевших особей» (Коблик, Архипов, в печати), имеется необходимость в детальном описании обстоятельств, при которых эти наблюдения были сделаны.

В те годы А.А.Назаренко (далее я) с семьёй жил на верхнем, девятом, этаже громадного общежития для аспирантов и молодых учёных Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. Мой рабочий стол вплотную примыкал к окну, а из него, обращённого на запад, открывался потрясающий вид на Амурский залив c прилежащей полосой городской застройки. Поскольку через Владивосток идёт хороший пролёт, а много и зимующих птиц, на подоконнике всегда находился бинокль, а открыть малую створку окна было делом секунды.

7 апреля 1976, около 11 ч, две птицы, державшиеся рядом, небыстро пролетели примерно в 10 м и чуть выше окна. Их сплошь чёрное оперение просто сверкало в боковых лучах ещё невысоко стоявшего солнца. Удалось заметить и жёлтые клювы. Через секунду я уже смотрел им вслед в бинокль, пока они не скрылись вдали за очертаниями нашего дома. В угон хорошо были заметны большие белые пятна на каждом крыле. Я с бóльшим вниманием стал следить за тем, что происходит за окном, и 21 апреля увидел ещё одну птицу, точно так же пролетевшую мимо окна. Она также была хорошо рассмотрена. Все они летели в северном направлении.

Птицы обратили на себя внимание тем, что их полёт был небыстрым, туловище казалось довольно массивным, а взмахи относительно небольших и не острых крыльев были нечастыми. В целом, в полёте они выглядели как нечто среднее между серым скворцом Sturnus cine-raceus и кедровкой Nucifraga caryocatactes. Их небольшой хохолок прямо от основания клюва на лету совершенно не выделялся. Также на лету не была заметна узкая белая окантовка по краю хвоста и, естественно, тонкий чешуйчатый рисунок на подхвостье, образованный узкими белыми каёмками на нижних кроющих хвоста.

В целом не было никаких сомнений в правильности видового определения этих птиц, поскольку у всех остальных видов этого рода в юговосточной Азии, включая и A. tristis , подхвостье либо чисто белое, либо беловатое, и очень хорошо заметно. Что и можно видеть как в «старых» полевых определителях (King et al . 1976, pp. 410-412; Viney, Phillips 1977, p. 144 + Plate), так и в недавних и нынешних (Robson 2000, p. 178 + Plate 74; Brazil 2009, p. 392, Plate 182). Именно по этой причине я со спокойной совестью передал эти наблюдения моему коллеге, ныне покойному Юрию Николаевичу Назарову (Назаров 1988, 2004).

Для тех лет северная граница ареала хохлатой майны проходила к югу от бассейна реки Хуанхе (Cheng 1976). Таким образом, можно было трактовать этот случай как дальний залёт. Возможно, впрочем, что уже тогда в восточном Китае началось расселение этого вида к северу. Во всяком случае, в 2002 году во время 23-го Международного орнитологического конгресса в Пекине, уже было известно, что птицы гнездятся в Пекинском аэропорту. В литературе об этом имеется формальная, без дат и точной локализации, ссылка (Brazil 209, p. 392).

К сожалению, непреднамеренные «санкции» из Москвы всё-таки сыграли свою роль: в фундаментальном справочнике «Птицы Дальнего Востока России» (Нечаев, Гамова 2009) хохлатая майна вообще не упоминается. Но парадокс в том, что именно второй автор данной заметки сейчас имеет возможность полностью реабилитировать себя: В.А.Нечаев наблюдал двух хохлатых майн в стае серых скворцов 4 апреля 2014 в районе северных пригородов Владивостока близ посёлка Тавричанка и прямо на побережье Амурского залива. Птицы обратили на себя внимание не только тем, что имели чёрную окраску, но и тем, что были крупнее, чем серые скворцы. И имели белые, хорошо заметные пятна на крыльях, особенно бросающиеся в глаза на лету.

Вся стая кормилась на низкотравном кочкарниковом болотце. Одна из майн, взлетев на дерево, издала резкий звук, отдалённо похожий на визгливый крик серого скворца. Хохлатые майны были осторожны и близко не подпускали. Как-то трудно было полагать, что это клеточные птицы, оказавшиеся на свободе.

На прилежащих территориях, в Японии, хохлатая майна, будучи интродуцированной, ныне расселяется по южным префектурам острова Хонсю, начиная с Токио. Уже загнездилась и на севере острова Кюсю (The Ornithol. Soc. Japan 2012, pp. 396-397). Парадоксально, что на юге Корейского полуострова, где благодаря высочайшей активности birdwhatcher’ов в последние годы были зафиксированы десятки новых видов из категорий пролётных и залётных, хохлатая майна пока не обнаружена. По крайней мере, в последнем списке птиц Республики Корея от апреля 2014 года и даже для видов категории 6 – «Визуальное наблюдение, не подтверждённое безупречной фотографией либо записью вокализации» – этот вид отсутствует (Moores, Kim 2014). Однако весенний сезон 2014 года ещё не закончился!

Авторы признательны М.В.Павленко за помощь в интернет-поиске и В.Н.Черно-баевой за техническое оформление рукописи статьи.

Краткое сообщение