Хозяйственные занятия народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв
Автор: Эмирханова З.С.
Журнал: Мировая наука @science-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 5 (14), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию хозяйственной деятельности жителей северокавказского региона XVI-XVII столетиях. Автор пришел к выводу, что в результате дифференциации занятий и промыслов горцев происходило усиление торгово-экономических связей между ними.
Северный кавказ, хозяйственная деятельность, промыслы, меновая торговля
Короткий адрес: https://sciup.org/140263600
IDR: 140263600
Текст научной статьи Хозяйственные занятия народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв
Основу хозяйства горцев Северного Кавказа в XVI-XVII веках составляло сельское хозяйство, которое исторически развивалось на основе разделения труда и дифференциации их промыслов и ремесел в зависимости от районов их расселения. В предгорных и горных районах Северного Кавказа была развита подсечная система экстенсивного земледелия. На равнине развитие получила переложная система, а в речных долинах – поливное земледелие. В нагорной части Дагестана развивалось террасное земледелие, которое было ближе к трехпольной, с обязательным применением в качестве удобрения навоза. Основными сельскохозяйственными культурами, которые возделывались северокавказскими народами были просо, рожь, овес, ячмень, пшеница, бобы.
В экономике жителей горных районов Северного Кавказа ключевой отраслью являлось овцеводство. Летом скот пасли на горных пастбищах и в речных долинах, а с осени перегоняли в равнинные зоны на зимние пастбища. Законы горских общин строго регламентировали порядок передвижения с альпийских пастбищ на зимние и обратно, экономное использование каждого земельного участка с максимальной выгодой, с учетом сохранения его для содержания скота1.
Большое развитие у жителей Терека и Южного Дагестана получило садоводство, шелководство и мареноводство. Население Северного Кавказа занималось также бортничеством и пчеловодством. Наибольшее развитие оно получило в районах, богатых лесами, и особенно у адыгов и чеченцев. Рыболовством занимались жители восточного берега Азовского и западного побережья Каспийского моря: «А около города Терка…, – как отмечено в сведениях тверского купца и путешественника Ф. А. Котова, — стоит остров Чечень .... и тот остров велик и рыбы много. И на том острове терские люди и тарковские [кумачаня и горские] черкасы ловят рыбу»2.
На Северном Кавказе среди горцев были широко распространены различные ремесла. Так, по наблюдениям турецкого путешественника Эвлия Челеби у черкесов «во всех домах есть очень способные, ловкие, искусные люди, рукам которых не чуждо ни одно ремесло». В черкесском «кабаке Субай все население его ремесленники», точно так же в «кабаке» Адами «все население – народ ремесленный»3
То же самое можно сказать и о других народах Северного Кавказа. Однако наибольшее развитие ремесленное производство получило в Дагестане. Повсеместно на Северном Кавказе была развита обработка металлов. Из добытого в горах и выплавленного на месте или купленного железа местные мастера изготавливали орудия труда, посуду, предметы повседневного обихода, оружие. В Кабарде, Дагестане и в других местах мастерили кольчуги, панцири, сабли, которые высоко ценились за пределами региона.
В XV-XVII столетии большое развитие среди горцев Северного Кавказа получила обработка цветных металлов, изготовление высокохудожественной ювелирной продукции. Преимущественно горцы Северного Кавказа занимались обработкой дерева, камня, глины, кожи, шерсти. Причем работа с камнем, деревом, костями была уделом мужчин, а работа с шерстью, шитье одежды находилось исключительно в женском ведении. Кабардинки, дагестанки, чеченки занимались также выделкой бурок, различных видов войлоков, паласов, ковров, уделяли большое внимание художественной вышивке, причем узоры на вышивках часто совпадали с узорами ювелирной продукции.
В XVI-XVII вв. в различных землях Дагестана быстрым темпом пошел процесс углубления специализации отдельных сел и аулов по выпуску и отделке того или иного товара. Так, например, даргинские аулы Кубачи, Амузги стали специализироваться в основном на обработке железа и цветных металлов, изготовлению различных видов оружия, как стрелкового, так и холодного. Аулы Балхар, Испик, Сулевкент специализировались на производстве глиняной посуды, Анди стал центром по пошиву и выпуску бурок, селения Южного Дагестана перешли на обработку дерева4.
Развитие экономики народов Северного Кавказа оказало большое влияние на оживление внутренней и внешней торговли региона, которая базировалась на общественном разделении труда между различными районами. Но в то же время, внутренняя торговля преимущественно развивалась в виде меновой. Определенную роль при этом играла так называемая разъездная торговля, когда в поисках покупателей владельцы товаров отправлялись в селения, где базары не собирались, ходили по дворам, предлагая свои товары в обмен на нужные им5. В целом же развитие меновой торговли в регионе способствовало общественному прогрессу, и дальнейшему углублению социальных отношений.
Ряд населенных пунктов Северного Кавказа, расположенных на пересечении торговых магистралей, в XVI-XVII веках превратились в крупные торговые центры. Так, по сведениям упомянутого выше Эвлия Челеби, у кабардинцев в районе Пяндж-и Хасан раз в год летом
«собираются сотни тысяч торговцев, паломников» из различных земель Средней и Юго-Восточной Азии, «Московии и Швеции, Булгара н Туркмении, Казакии и Кракова, Чехии и Польши, Австрии, и Англии, Нидерландов, Гданьска и Дании, а также из Аравии и Ирана. Они разбивают шатры, палатки, натягивают тенты, делают навесы. В усеянной тюльпанами степи [словно бурлит] человеческая река. Сорок дней и ночей длится торг Пяндж-и Хасан: все товары выносятся на площадь дружбы, покупаются и продаются.... А беи Кабарды и Таустана (Дагестана - Э.З. ) с хорошо вооруженными воинами находятся там, где идет этот торг. Когда же он заканчивается, они приходят в города Кабарды»6
В товарообмене в первую очередь нуждалось население горных районов жители гор, которым собственного хлеба не хватало. В поисках выхода из ситуации горцам приходилось спускаться в равнинные районы для обмена своей продукции у местного населения на зерно, соль и другие товары первой необходимости. Мясомолочную продукцию, кожи, меха, мед, воск, шерсть, войлоки, бурки, деревянную утварь и другие изделия ремесла горцы обменивали в Грузии и в других районах Закавказья на хлеб, шелковые и хлопчатобумажные ткани, шелк-сырец, железо и другие товары. Иностранные монеты, которые поступали на Северный Кавказ, очень редко использовались в торговле и служили большей частью украшениями женской одежды.
Таким образом, в основе хозяйственной деятельности жителей Северного Кавказа лежала их нужда в приобретении, в первую очередь, зерна и соли на равнине в обмен на продукцию животноводства и изделия их домашних промыслов, в которых нуждались население равнинных районов. Эта взаимная заинтересованность жителей разных районов северокавказского региона в результатах хозяйственной деятельности друг друга и послужила основным стимулятором торгово-экономических контактов между ними.
Список литературы Хозяйственные занятия народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв
- История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Отв. ред. В. Б. Пиотровский. - Москва: Наука, 1988. - 527 с.
- Хождение купца Федота Котова в Персию. - М.: Издательство Восточной Литературы, 1958. - 109 с.
- Эвлия Челеби. Книга путешествия. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII века). Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. - М.: Наука. 1979. - 290 с.
- Умаханов М.-С. К. Торговые центры Дагестана XVII-XVIII вв. и их роль в развитии товарно-денежных отношений // Товарно-денежные отношения в дореволюционном Дагестане. Сборник статей. - Махачкала, 1991.