Храмовая архитектура как форма репрезентации культурной идентичности и этнорелигиозного мифотворчества татар

Автор: Умярова Ляйля Рушановна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 3, 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена визуальным формам культурной идентичности татар, выраженным в храмовой архитектуре. Мусульманские постройки рассматриваются через призму этнорелигиозного мифотворчества. Анализируется взаимодействие этнических традиций и конфессионального контекста. Прослеживается связь между доминирующей парадигмой взгляда на историческое развитие этноса и оценкой храмовой архитектуры. Отмечается усиление роли религиозного компонента в процессе идентификации народа, его воздействие на культурную политику региона. Изучаются мусульманские объекты материального культурного наследия Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО Республики Татарстан. Исследуются различные типы культовых построек в их связи с общемусульманским, тюркским, ордынским, булгарским наследием. Анализируется влияние религиозной и национальной политики государства (Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации) на осмысление татарами своей истории, складывание историографических школ и храмового сознания.

Еще

Идентичность, культурная политика, культурная память, тюрки, татары, ислам, процессы трансформации этноса, межкультурное взаимодействие, булгария, храмовая архитектура, улус джучи

Короткий адрес: https://sciup.org/149134168

IDR: 149134168   |   DOI: 10.24158/fik.2021.3.17

Список литературы Храмовая архитектура как форма репрезентации культурной идентичности и этнорелигиозного мифотворчества татар

  • Халит Н. Татарская мечеть: несколько слов о типологии и этапах развития архетипа // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. - 1917 г.): материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2006. С. 73-92.
  • Халит Н. Отголоски образов кочевого прошлого в архитектуре казанских татар // Известия КазГАСУ. 2011. № 1 (15). С. 51-59.
  • Крамаровский М.Г. Джучиды (1207-1502): три этапа самоидентификации // Во дворцах и шатрах. Исламский мир от Китая до Европы: каталог выставки. СПб., 2008. С. 98-116.8.
  • Измайлов И.Л. Волжская Булгария в IX - первой трети XIII в.: становление социальной, религиозной и этнополитической структуры общества: автореф. дис.. д-ра ист. наук. Казань, 2013. 68 с.10.
  • Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. М., 2002. 495 с.11.
  • Yerasimos S. Constantinople: Istanbul's Historical Heritage. Potsdam, 2012. 400 p.12. Шукуров Ш.М. Образ храма. М., 2002. 496 с.13.
  • Трепавлов В.В. "Белый царь". Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. М., 2007. 255 с.
Статья научная