Христианская символика в рукоделии крестьянок Западной Сибири (конец XIX - начало ХХ века)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521279

IDR: 14521279

Текст статьи Христианская символика в рукоделии крестьянок Западной Сибири (конец XIX - начало ХХ века)

Орнамент русской вышивки во множестве ее региональных вариантов привлекает внимание исследователей более столетия. Как известно, множество узоров сводится к сравнительно узкому кругу образов и композиций. Еще в конце ХIХ в. В.В. Стасов в нескольких строках сумел определить глубинное содержание орнаментальных памятников, в которых «ярко обозначились и художественные вкусы, и религиозные представления, и весь наивный взгляд фантазии, комбинирующих соображений, остроумный расчетов, прилаживания и ловкого сплочения разнообразных составных частей» [Стасов, 1894, с. 187]. Подчеркивая мысль о связи орнамента с дохристианскими верованиями славян, земледельческим культом, поклонением женскому божеству, исследователи, практически, не обращали внимание на узоры с христианской символикой. Вместе с тем, этот пласт народного искусства не менее значителен, чем так называемый «языческий», включает массу символических деталей, выявляет строгую закономерность иконографии мотивов. По убедительному мнению М.М. Громыко, религиозное сознание русских крестьян пронизывало всю традиционную культуру [Православие в народной жизни, 2000, с 5].

Одним из направлений работы Приобского восточнославянского этнографического отряда в 2006 г. стали изыскания по теме «Христианская символика в русской традиционной культуре». Символика христианских святынь рассматривается на примере женского традиционного рукоделия, связанных своим бытованием с крестьянской семьей. Вышитые и вытканные полотенца готовились для домашних иконостасов, для исполнения внутрисемейных обрядов, в качестве подарков к главным христианским праздникам. Шкафы, на которых ставили иконы, покрывались узорно вышитыми или узорно вязаными «приколотками» (А.В. Денисюк, д. Верх-Красноярка Северного р-на НСО). Иконы покрывались вышитыми полотенцами, в их числе специально сшитыми (у украинцев «Божьими штанами»). Приведем воспоминания жительницы Барабинской степи М.А. Кривожты: «Полотенца на иконах раньше все время висели. И длин-ные-длинные такие! Божьи штаны. Холстом вышивали его. Белое оно. Зґа-полочь же был, а теперь же нету, вышивать чем. Заполочь ой-ой-ой был, наберешь, наберешь, а сейчас никакого черта. Набирали и красным, и синим, и зеленым и всяким. Полотенца вешали на родительский день. После Пасхи, на Родительской, на могилки ходили, вот и все. Это в понэдильник» (д. Кукарка Карасукского р-на НСО). Большинство наших информаторов утверждали, что иконы «голыми никогда не висели», все время покрывались полотенцами (Е.И. Школрупина, пос. Маслянино НСО). Однако среди старообрядчества встречались высказывания о помещении полотенец только в поминальные, так называемые Родительские, дни, в другое время полотенца отсутствовали.

Вышитые изделия воспринимались как святыни, передаваемые из поколения в поколение, благодаря чему их еще сегодня можно увидеть в сибирских семьях. В домах обычно устанавливается один святой «красный угол», в некоторых помещениях их два и более, то есть в каждой из комнат. Например, в доме (хате) белоруски Л.И. Дребянцевой установлено два «иконных угла» (д. Надеждинка Северного р-на НСО).

Основными орнаментальными мотивами на типологически ранних полотенцах можно назвать геометризированные изображения крестов, храмов, птиц, растений, нередко представляющих синкретические композиции. Согласно правилу VII Вселенского Собора, изображение креста «полагати на всех Божиих церквах, на осященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях…» [Крест – хранитель всея вселенныя…, с. 3]. Изображения крестов разных форм можно наблюдать на орнаментах рукоделий сибиряков-старожилов, старообрядцев, российских переселенцев конца XIX – начала ХХ в., по большей части, выходцев с Украины.

Для чего вышивали кресты на полотенцах и приколотках? Возможно, что подобные образы выполняли функцию оберега. На вышитых изделиях всех этнокультурных групп Западной Сибири изображался четырехконечный крест, который, по преданию, чудесным образом был явлен Св. царю Константину и его войску. Эта форма креста считается архаичной: в катакомбах и на многих древних памятниках она встречаются несравненно чаще, чем какие-либо другие [Крест – хранитель всея вселенныя…, 2005, с. 3; Хрушкова, 2002, с. 199 ].

Среди многообразия вышивок популярны изображения крестов-«три-листников», которые обычно используются в церковной практике в качестве напрестольных. Концы в данном случае состоят из трех полукруглых листочков, иногда с шишечкой на каждом из них. Возможно, что образ такого креста, исходящего из вазона или какого-то растения был в прошлом связан с символикой плодородия, но в изучаемый период христианская основа стала очевидной (рис. 1). Иконография вышивки трилистника возможно была взята из сферы российской геральдики: такие кресты входили в гербы Тифлисской губернии, г. Чернигова и т.д. [Как выбрать нательный крест, с. 18]. В сибирских полотенцах эта форма креста выполнялась в технике белой перевити, крестика, у украинских переселенцев – крестика и счетной глади.

Рис. 1. Полотенце в технике белой перевити с вышитыми христианскими символами. Северная Бараба, здесь и далее фото автора.

В среде старообрядчества кресты вышивались в технике цветной пе-ревити, выполнялись техникой браного ткачества. Здесь чаще прочих встречается крест «гамматический» (свастика), состоящий из греческой буквы гаммы. Известно, что эту форму кре ста изображали первые христиане в катакомбах. На Руси такой крест был известен издавна: на церковных предметах домонгольского периода, на мозаиках собора Святой Софии киевской и пр. Своеобразная форма гамматических крестов встречалась и у сибирских украинцев. Так, у информатора А.В. Денисюк на иконе Св. Георгия висит полотенце с вышитой «посолонь» свастикой, концы которой «проросли» цветами и елочками [Фурсова, Васеха, 2005, с. 33].

Как показывают материалы, украинские полотенца выделялись тем, что здесь чаще встречались вышивки крестов и святых. Так на полотенце из с. Язово Тальменского р-на Алтайского кр., приготовленного, видимо, в конце XIX в., на иконы переселенкой из Украины Маримьяной Николаевной Тагильцевой (1905 г.р.), в орнаментальную композицию были включены изображения трех храмов с крестами на куполах, вышитых красными нитками, между которыми помещены два дерева.

Тканое полотенце из Северной Барабы изготовлено в смешенной украинско-белорусской среде и включает композицию из двух птиц с воздетыми вверх крыльями и тремя крестами (головами?) в центре. Между этими фигурами помещен рисунок, напоминающий дерево. Над птицами и деревом помещены квадраты, от которых исходят вверх лучи, что показывает связь изображений с солярной символикой; вверху и внизу располагаются геометрические фигуры – квадраты, треугольники, ромбы. Полотенце включает, несомненно, архаичный орнамент, соединяющий в себе храм-птицу с многообразной солярной символикочяй [Фурсова, Васеха, 2005, илл. 9].

В Маслянинском краеведческом музее хранится сходное полотенце, в котором в верхнем ярусе изображена птица с крыльями и двумя головами-крестами. В срединной части композиции – растение по общим очертаниям напоминающим трехглавый храм. Еще ниже ярусом – две птицы, повторяющие известных двуглавых орлов с герба Российской империи. Верхняя и нижняя части заполнены геометрическими фигурами.

Украинские мастерицы издавна создавали орнитоморфные композиции – в виде сросшихся головами птиц, двуглавых орлов. Вопросы генезиса и символики образа двуглавого орла в славяно-русской народной вышивке представляются спорными: по мнению одних исследователей, этот мотив имеет древние корни, связанные с образом «огня небесного» [Дурасов, 1980, с. 98], по мнению других, изображение двуглавого орла пришло в вышивку сравнительно поздно, в XVII – XVIII вв., а особенно широко распространилось в конце XVIII – начале XIX вв. [Амброз, 1966, с. 61-76; Маслова, 1978, с. 70]. Для нашего исследования важен процесс замены в свадебных и иконных полотенцах орнитоморфных архаичных изображений – двуглавыми рисунками с герба Российской империи; в Сибирь этот сюжет был принесен российскими переселенцами, а более всего, украинцами.

Рис. 2. Полотенце с вышитым образом Св. Георгия.

Следующий тип вышивок с христианской тематикой – это изображения святых, прежде всего, «Св. Георгия Победоносца». На полотенце из Карасукс-кого р-а изображен именно этот святой, о чем свидетельствует подпись – «Григорийъ Победо-носиц» (рис. 2). Над головой святого изображен храм, а под копытами вздыбленного коня повергнутый «змий» с весьма добродушным лицом.

По отношению к иконам и иконным полотенцам выполнялись разного рода обеты. В доме жительницы М.В. Нечи-пиренко из д. Останинка Северного р-на хранится икона с изображением Егория Победоносца, которую во время Великой Отечественной войны взял обет (по местному выражению «обрекся») выписать ее отец при возвращении домой живым. По возвращению Василий

Аникеевич Нечипоренко выполнил данный обет как по письму, так и по вышивке образа Св. Георгия (М.В. Ничипоренко, д. Останинка Северного р-на НСО).

Еще один тип вышивок – композиции растительного, орнитоморфно-го характера с вышитыми подписями – отрывками молитв, поздравлений с праздниками и пр. В Чистоозерном р-не нам встретилось полотенце, по всей видимости, вышитое ко дню Святой Пасхи, о чем свидетельствует сделанная крестом надпись «Христос Воскресе». Ниже этого приветствия изображена «божественная лоза» – рисунок винограда с листьями. Выше надписи вышиты буквы «Н», «С», «А», которые вписаны в цветочные венки с трезубыми коронами над ними. Вероятно, полотенце было приготовлено кому-либо из родственников в качестве подарка ко дню Великого праздника, или на семейный иконостас.

В Новокузнецком краеведческом музее хранится полотенце с изображением лебедей и надписью: «ХВАЛИТЕ ИМЯ» («Хвалите имя Господне»). На полотенце из Новосибирского государственного художественного музея композицию из коней, пав и вазонов с цветами заканчивает подпись «РАДУЙСЯ·НЕВЕСТА·НИНЕВ·ИОБРАДОВАНАЯГОСПОДС» (рис. 3). Эти слова скопированы из псалма Богородице, которые звучат как «Радуйся Невесто Неневестная, обрадованная Мария, Господь с тобою».

Рис. 3. Полотенце, вышитое крестом, Новокузнецкий краеведческий музей.

Исследование христианской символики в вышивке показало ее разное значение у восточных славян Сибири. Христианские воззрения по-разному претворялись в иконографии вышивок русских и украинских крестьянок. Храмы, разные формы крестов у первых соединялись с изображениями деревьев, дев, коней и т.д., у вторых – с венками и букетами. Наличие христианской символики в семейных святынях, и ритуальном женском рукоделии свидетельствует о глубоком проникновении религии в традиционную культуру.