Христоподобный человек в творчестве Ларса фон Триера: к вопросу о характере диалога с Ф. М. Достоевским
Автор: Турышева Ольга Наумовна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 1 (29), 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена образу христоподобного человека в фильмографии современного датского режиссера и сценариста Ларса фон Триера. На материале двух кинематографических трилогий («Золотое сердце» и «США») прослеживается эволюция этого образа в художественном сознании фон Трира. Если в «Золотом сердце» художник расширяет традиционные христианские представления о добродетели, то «Догвиль» и «Мандерлей» уже полемически нацелены на пересмотр христианского идеала самопожертвования: в этих фильмах он представлен как неосуществимый в мире, где господствует зло. Выдвигается гипотеза относительно характера соотношения творчества датского режиссера с творчеством Ф. М. Достоевского. Опора на смысловые решения русского писателя парадоксально сочетается в творчестве Л. фон Триера с полемикой, что позволяет присвоить художественной логике Л. фон Триера ориентацию не столько на Ф. Достоевского, сколько на его героя - Ивана Карамазова. Прослеживается тематическая связь исследуемых циклов с фильмами последней трилогии «Депрессия», где полемическая тональность сменяется интенцией проклятия христианства.
Ларс фон триер, ф. м. достоевский, христоподобный герой, христианские мотивы, "золотое сердце", "депрессия"
Короткий адрес: https://sciup.org/14729362
IDR: 14729362
Список литературы Христоподобный человек в творчестве Ларса фон Триера: к вопросу о характере диалога с Ф. М. Достоевским
- Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304 с.
- Долин А., фон Триер Л. Ларс фон Триер: Контрольные работы. Анализ, интервью. Догвиль: Сценарий. М.: Новое лит. обозрение, 2007. 454 с.
- Иванов В.В. Поэтика чина//Новые аспекты в изучении Достоевского: сб. науч. тр. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1994а. С. 67-100.
- Иванов В.В. Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского//Евангельский текст в русской литературе: сб. науч. тр. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1994б. С. 201-210.
- Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М.: Языки слав. культуры, 2005. 448 с.
- Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Междунар. отношения, 1994. 234 с.
- Касаткина Т.А. О фильме Л. Фон Триера «Танцующая в темноте». Обсуждение фильма и комментарий к нему Т. А. Касаткиной. Семинар для учителей литературы в Великом Новгороде. 20.10.2010. URL: http://www.youtube.com/watch?v=ezBIeCd5iOU (дата обращения: 20.07.2014).
- Касаткина Т.А. Святая Лизаветта//Характерология Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. С.186-189.
- Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко-культурной перспективе. Кишинев: Штиинца, 1985. 201 с.
- Лунгин П. Добровольные идиоты//Искусство кино. 1999. № 3. URL: http://kinoart.ru/archive/1999/03 (дата обращения: 10.10. 2014).
- Назиров Р.Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе//Назиров Р.Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: сб. ст. Уфа: Изд-во БашГУ, 2005. С. 103-116.
- Панченко А. М. Юродивые на Руси//Панчен-ко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999. С. 392-407.
- Пономарева Г.Б. Творческая история житийного замысла Ф. М. Достоевского: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1987. 24 с.
- Триер Ларс, фон: Интервью: Беседы со Сти-гом Бьоркманом/пер. с швед. Ю. Колесовой. СПб.: Изд. дом «Азбука-классика», 2008. 352 с.
- Успенский Б.А. Антиповедение в культуре древней Руси//Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994. С. 320-332.