Художественная жизнь и безопасное развитие общества (по данным социологического исследования в Республике Карелия)
Автор: Ижикова Наталия Васильевна, Пивоев Василий Михайлович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Безопасность и общество
Статья в выпуске: 10, 2009 года.
Бесплатный доступ
Искусство формирует глубину эстетического восприятия жизни, потребность в качестве жизни и труда. Художественная культура мобилизует людей на борьбу с негативными явлениями, побуждает следовать лучшим ценностям нашей жизни.
Художественный потенциал личности, ущербный стиль жизни, качество жизни и труда, эстетический капитал, духовное неблагополучие, культурная безопасность
Короткий адрес: https://sciup.org/170164636
IDR: 170164636
Текст научной статьи Художественная жизнь и безопасное развитие общества (по данным социологического исследования в Республике Карелия)
К ультура давно рассматривается как фактор национальной безопасности, ибо вне её (культуры) принципов невозможно созидать политическую и социальную жизнь2. Включение услуг в сфере культуры в расчёт потребительской корзины явился действенной мерой по обеспечению равного доступа граждан России к культурным ценностям3. Таким образом, россиянам фактически предписано посещение театров, кино и выставок.
В исследовании «Социокультурный портрет Республики Карелия» было уделено внимание удовлетворённости жизнью, взглядам на перспективы относительно семьи и лично респондента, отношению к искусству, реальному участию в художественной жизни.
Уровень художественной культуры жителей Карелии определяется показателями числа библиотек и посещений кинопоказов, музеев, театральных спектаклей и концертов музыки, интересом к просмотру и прослушиванию телепередач по искусству.
Респондентам было предложено для ранжирования 14 высказываний. На первом месте оказалось изречение: «Нравственный, совестливый человек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится отрывать что-то от себя», на втором – «Человек должен стремиться к тому, чтобы у него в первую очередь была власть, возможность оказывать влияние на других». Суждение, в котором подчёркивается значимость эстетического подхода, оказывается на 7-м месте: «В любых условиях красота делает человека лучше и чище». Такая ранжировка вполне соответствует известной иерархической модели мотиваций (пирамида потребностей) А. Маслоу, в основании которой лежат физиологические (органические) потребности. Следующей по значимости стоит потребность в безопасности: чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и неудач, ко- торая включена в общие типы потребностей (физиологические, безопасность, любовь и уважение): они должны быть удовлетворены прежде чем человек сможет действовать бескорыстно. Эстетические потребности (гармония, красота, порядок) находятся на предпоследнем месте, они не являются «потребностью дефицита», но именно они приводят к самоактуализации.
Потребности безопасности имеют отношение к установлению стабильности и последовательности в мире. Эти потребности, главным образом, психологические по своей природе: многие в обществе не могут жить без общественного порядка, потому что они не чувствуют себя в достаточной безопасности, выходя за пределы дома. Самоактуализация способствует максимизации личностного потенциала, стремлению к познанию, к обретению эстетического опыта.
Искусство и литература способны формировать художественный потенциал социализирующейся личности, выработать глубину художественного восприятия жизни, благодаря специфической социальной функции – эстетической1. Они призваны ответить на волнующие всё человечество проблемы, мобилизовать людей на борьбу с негативными явлениями, показать красоту мира и побудить человека следовать лучшим ценностям нашей жизни. В литературе и искусстве всегда воплощалось стремление заглянуть в будущее. Дар прозрения, предвидения, понимание глубинных тенденций социального прогресса явиляются достоинствами лучших произведений художественной культуры.
Анкетирование интересов по всем художественным направлениям и частоты посещения учреждений искусства показало очень высокие показатели по пунктам «затрудняюсь ответить», «отказ от ответа». Данную ситуацию можно прокомментировать так: приобщение к художественной культуре не является приоритетной в жизни людей, нет чёткой позиции относительно важности этой деятельности, поэтому при опросе и возникает смятение – «что отвечать?». Встреча с искусством не отпечатывается в памяти. Можно также сделать предположение, что часто, чтобы не отвечать респонденту: «Реже, чем раз в год» и признаваться себе, прежде всего, в том, что не тянет к искусству, лучше сделаться «непомнящим», затрудняющимся в ответе. В советские времена в социологии культуры часто обнаруживался парадокс: в предпочтениях люди называют оперу, балет, Пушкина, Маяковского, а на самом деле идут на оперетту, комедийный спектакль и читают Асадова.
Свойственное многим людям ощущение социальной неустроенности и нервного напряжения, сравнительно низкий уровень благосостояния коррелируют с достаточно ущербным стилем жизни значительной части населения. Речь идёт об отсутствии интереса у многих людей к активному отдыху. Наиболее распространённым видом отдыха является просмотр телепередач, видеофильмов . Зависимости от просмотра, точнее, не просмотра телепередач художественной направленности не обнаружено – даже оказалось, что не интересующиеся этими передачами ощущают себя вполне удовлетворёнными. Это явление можно объяснить опять же тем, что активное общение с искусством не занимает значимого места в жизни людей.
Таблица 1
Удовлетворённость жизнью и просмотр музыкальных телепередач, %
Оценка |
да |
нет |
полностью удовлетворен |
29,5 |
70,5 |
скорее удовлетворен |
36,3 |
63,7 |
Нет особо выраженных показателей по удовлетворённости жизнью тех, кто за пределами дома общается с живым искусством в театре, музее, кинотеатре.
Признавая на декларативном уровне важность всех видов искусства, полезность занятий художественным творчеством в досуговых клубах, пагубность курения, употребления алкоголя и т.д., большинство людей в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери.
Для характеристики уровня культуры жителей Карелии можно привести данные об употреблении алкоголя и уровне преступности. 47,9% опрошенных считают, что причиной низкой продолжительности жизни является злоупотребление алкоголем. Употребление алкоголя в республике неуклонно увеличивается: в 2001 г. было приобретено 8,3 литра на душу населения (или в натуральном выражении 3597,2 тыс. декалитров), в 2005 г. – 9,6 (4602,9 тыс. декалитров)1. Среди потребителей алкоголя особенно выделяются Пудожский, Сегежский р-ны, в которых были ликвидированы леспромхозы и люди остались без работы и средств к существованию.
При проведении одного российского исследования выяснилось, что чувство очень большой или большой тревоги связано с неопределённостью и неясностью своего будущего. Стрессовое состояние значительной части населения характеризуется низким уровнем материального достатка, когда денег в лучшем случае хватает лишь на основные продукты питания и одежду, страхом потери работы, чувством одиночества. Такое психическое состояние людей нередко обусловливает распространённость вредных привычек. На вопрос о причинах курения и употребления спиртных напитков 24,5% респондентов-курильщиков и 20,6% потребляющих спиртные напитки дали объяснение – «это успокаивает»2.
Художественное образование и эстетическое воспитание
Немало научных трудов написано об уникальности всеобщего художественного образования в связи с особенностями успешного развития творческого, новаторского мышления. Достаточно вспомнить пример из образовательной системы страны новаторов – Японии, где в технических вузах художественным предметам выделен значительный процент учебного времени. Анализируя социально-культурные основы культурной политики России в 80-х гг. прошлого столетия, можно отметить, что делалось немало и разрабатывались программы по внедрению системы культурнохудожественного воспитания детей.
Клубные учреждения по интересам с кружками, студиями, секциями, сообществами разных направлений всегда были нацелены на раскрытие творческого потенциала личности. Карельское исследование показало невысокий процент уча- стия в клубах молодых людей. В связи с тем что государство переложило на плечи населения проблемы культуры, за 90-е гг. в обществе произошло много драм – «по России лишь до 8% свободного времени населения осваивается учреждениями художественной культуры»3. Произошла, как пишет А.Л. Маршак, социокультурная дезориентация подрастающего поколе-ния4. Поэтому необходимо введение системы государственных социальных гарантий в сфере культуры: право бесплатного посещения музеев и памятников культуры и искусства, находящихся на государственном финансировании, для молодых людей в возрасте до 18 лет; введение адресной поддержки социально незащищённых слоев населения в виде льготных абонементов, полученных на предприятиях, для посещения объектов культуры. С другой стороны, важная задача в сфере потребления культурных ценностей состоит в том, чтобы повлиять на формирование потребностей, исходя из наличного предложения культурных услуг, из собственных целей.
К сожалению, не проводились исследования лонгитюдного характера о том, что люди, имеющие эстетический капитал, менее способны на злодеяния, чем другие. Тем не менее имеются данные, что процент высокообразованных самоубийц гораздо ниже, чем малообразованных. Какой механизм удерживает от разрушительного импульса? Нам представляется, в нём заложен, скорее, не информационный, «зна-ниевый» образовательный потенциал, а эстетический, связанный в большей мере не с логикой и рациональностью, а с глубиной и богатством интуиции, иррациональной неоднозначностью, эмоциональным, чувственным многообразием. В объяснении рентабельности красоты Т.Г. Богатырёва прибегает к категории иррационального: «…потребность всё делать красиво – есть, в конечном счёте, интуиция всё делать правильно»5, то есть иррациональное подсказывает рациональное. Эстетическая глухота чревата в социальном и индивидуальном мире нерациональностью, эстетически неразвитый человек невыгоден и даже опасен и для себя, и для общества, так как здесь имеется связь с безразличием, равнодушием к качеству жизни и труда.
Искусство испытает возрождение, как мыслил композитор, мыслитель Р. Вагнер еще в 1850 г., с наступлением достойных человека порядков. Среди предсказаний Р. Вагнера о будущем свободных людей – добывание средств к существованию не будет более целью жизни1.
По данным А.Н. Семашко (1985), деятелям искусства присуще внутреннее чувство высокой удовлетворённости своей профессией (73,2%) и одновременно неудовлетворённости результатами своего труда (вполне удовлетворены ими только 8,4%)2. Задача политики культурной безопасности – способствование развитию человеческого, индивидуального и социального творческого потенциала, занятости увлекательной работой. Известно, что счастливые люди лучше работают.
Творческая бизнес-элита имеет много общего с творческой культурной, научной, художественной элитами в том значении, что властвование выражается не высокими постами, а владением сердцами и умами людей. Культурная элита, несущая эту смысловую нагрузку, всегда с упоением и упорством трудится, но никогда не удовлетворена результатом труда. Именно этот пример вдохновенного труда способен организовывать людей.
Жизнеобеспечение в политике культурной безопасности
Новое направление развития науки видится в изменении направленности вектора фундаментальных и прикладных изысканий в сторону исследований жизнеобеспечения страны. Концепция образа жизни охватывает всю целостность элементов человеческой жизнедеятельности, способы удовлетворения и развития потребностей. Понятие образа жизни де- лится на две категории: уровень жизни и качество жизни3.
Интересную методологию использовал коллектив учёных для обнаружения связи духовного неблагополучия с демографической катастрофой. Было изучено влияние уровня жизни (экономических, экологических и других параметров) и качества жизни (нравственно-эмоционального состояния) на смертность и рождаемость, и выявлено, что в нашей культуре присутствует так называемая «сниженная ценность человеческой жизни» в рамках военных и бытовых случаев, в которых проявляется пренебрежение жизнью, как своей, так и тех, кто рядом. Анализ показал, что ни один из известных социальноэкономических и медицинских факторов риска и все они вместе не объясняют природы смертности в России. В данной связи было высказано предположение: физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия (материальный фактор), но и от нравственной атмосферы и эмоционального состава общества (духовных и душевных факторов)4.
Российскому обществу требуются, кроме социально-культурных действий по здоровому образу жизни, программы и агитационные меры по «безопасному образу жизни». Пропаганда таких духовных ценностей, как цельность, естественность, подлинность человеческого существования, и репрезентация тех состояний и событий культурной жизни, коими питается личностный рост человека, совершенно необходимы.
Данные получены в результате исследования по проекту Российского гуманитарного научного фонда «Социокультурный портрет региона»; грант № 06-034-2301 а/С (2006 год). Руководитель по РФ – член-корреспондент РАН Н.И. Лапин; по Республике Карелия – доктор философских наук, профессор В.М. Пивоев).
-
3 Ионкус А.П. Причастность к культуре как показатель образа жизни // Социология культуры. Проблемы социальных показателей развития культуры : сб. н. тр. № 108. НИИ культуры. – М., 1982, стр. 65–77.
-
4 Управление социально-экономическим развитием России: концепция, цели, механизмы / Рук. авт. кол: Д.С. Львов А.Г. Поршнев; ГУУ, отдел. экономики РАН. – М. : Экономика, 2002, стр. 159. По мат. оф. изд. ЦСУ СССР (1932–1990), Комиссии СЭВ по сотрудничеству в области статистики (1989), Госкомстата РСФСР, Госкомстата РФ (1990–2000) и Межгосударственного статистического комитета СНГ (1996–2000).