Художественные процессы в социокультурном пространстве России и Китая начала ХХ века
Автор: Синявина Наталья Владимировна, Махнович Елена Владимировна
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Художественная культура: история и современность
Статья в выпуске: 3 (34), 2019 года.
Бесплатный доступ
Современная геополитическая ситуация побуждает Россию искать партнеров не на Западе, а на Востоке, крупнейшим из которых выступает Китай. Между Россией и Китаем уже на рубеже Х!Х-ХХ вв. возникли многосторонние связи, которые на протяжении столетия лишь крепли. Первое же знакомство Китая и Руси приходится на рубеж ХIII-IV вв., когда оба государства были включены в состав Монгольской империи и в Поднебесную отправилась часть пленных русских, из которых был сформирован русский полк в составе ханского войска (1329). Зарождение российско-китайских отношений можно отнести к XVII в., когда Русь предпринимает попытки вступить в диалог с Маньчжурской империей Цин и снаряжает несколько посольств. Если о средневековой художественной культуре Поднебесной современное российское общество имеет хотя бы общее представление (искусство каллиграфии, фарфор, чайная церемония, садово-парковое искусство, живопись и поэзия танской эпохи), то об особенностях ее развития на рубеже Х!Х-ХХ вв. знают лишь специалисты. Художественная культура Китая на всех этапах своего существования отличается самобытностью, оригинальностью, она аккумулирует иные философско-эстетические и этические идеи, нежели западноевропейская культура. Цель статьи заключается в попытке проведения сравнительного анализа социокультурного пространства России и Китая начала ХХ в. для выявления сходных тенденций и процессов в художественной культуре двух стран.
Россия - китай, запад - восток, социокультурное пространство, художественная культура, гохуа, буддизм, даосизм, конфуцианство, традиция
Короткий адрес: https://sciup.org/144160286
IDR: 144160286 | DOI: 10.24411/2310-1679-2019-10308
Список литературы Художественные процессы в социокультурном пространстве России и Китая начала ХХ века
- Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искус ство, 1975. 440 с.
- Лан Шаоцзюнь. Консерватизм и движение вперед: сборник размышлений о китайской живописи ХХ века. Ханчжоу: Издательство Всекитайского института изобразительных искусств, 2001. 519 c.
- Малявин В.В. Душа китайского художника // Книга Прозрений / Сост. В.В. Маля вин. -.: Наталис, 1997. С. 172-211.
- Мухина Т. Русско-скандинавские художественные связи конца XIX-начала XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1984. 136 с.
- Обстоятельное описание происхождения и состояния маньджурского народа и войска, в осми знаменах состоящего: В 17 тт. / Пер. И.К. Россохина и А.Л. Леонтьева; Иждивением Имп. Акад. Наук. Санкт-Петербург, 1784.
- Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная куль тура ХХ в. М.: Наука, 1987. 210 с.
- Роули Дж. Принципы китайской живописи // Книга Прозрений / Сост. В.В. Маля вин. М.: Наталис, 1997. С. 212-325.
- Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины Х!Х в.: Диалог с эпохой. М.: Наука, 1996. 336 с.
- Фицджеральд С.П. Китай. Каткая история культуры / Пер. с англ. Р.В. Котенко; науч. ред. Е.А.Торчинов. СПб.: Изд-во "Евразия", 1998. 456 с.