Художник Евгений Евгеньевич Лансере: опыт составления энциклопедической статьи
Автор: Бокарева О.Б.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Искусствоведение
Статья в выпуске: 9 (24), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена «вехам» жизни русского художника, графика и живописца, Евгения Евгеньевича Лансере, обозначенным кратко, в энциклопедической форме. Будучи представителем знаменитого рода Бенуа-Лансере, он обладал высоким нравственным сознанием на протяжении всей своей жизни. Художник обучался в России, во Франции, совершенствовался, прежде всего, как график. Он известен многими своими работами в области книжной графики. Его иллюстрации к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» являются классическими работами. Картины художника, посвященные Дагестану, Грузии, Турции, находятся во многих музеях России и за границей.
Е.е. лансере, "мир искусства", хаджи-мурат, "лето в ангоре", мозаичное панно "молодые строители метрополитена"
Короткий адрес: https://sciup.org/170190453
IDR: 170190453 | DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10002
Текст научной статьи Художник Евгений Евгеньевич Лансере: опыт составления энциклопедической статьи
Лансере Е.Е. родился 23 августа (4 сентября) 1875 г. в Павловске в семье скульптора Евгения Александровича Лансере (1848-1886) и Екатерины Николаевны Бенуа (1850-1933), дочери петербургского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), женатого на дочери Альберта Катериновича Кавоса (1800-1863) - Камилле Альбертовне Кавос (1828-1891) [1, 2, 3, 4, 5]. Евгений был старшим ребёнком из 6 детей. После смерти отца (Евгению было 10 лет) семья переселилась в дом деда, а Евгений, став гимназистом Первой Санкт-Петербургской гимназии, начал тесно общаться со своим дядей Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), основателем журнала «Мир искусства» (1898-1904) [6].
В 1892 г. Е.Е. Лансере начал обучаться в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге благодаря инициативе своего деда и дяди. Он посещал занятия художников Императорской Академии художеств: Я.Ф. Ционглинского, Н.С. Самоки-ша, Э.К. Липгарта.
Обучение в школе Е.Е. Лансере закончил в 1895 г. в 20-летнем возрасте, после этого он отправился на учебу во Францию, где занимался в частных академиях Филиппа Коларосси в 1895-1897 гг. и Родольфо Жюлиана в 1896-1897 гг., а также в
Школе изящных искусств до 1898 г. Он оттачивал технику художника-графика у живописца Ж.-Ж. Бенжамена-Констана, а навыки художника-иллюстратора - у Жана-Поля Лоранса.
За несколько лет обучения Лансере успел побывать в Англии, Швейцарии, Италии, Германии, Нормандии, Париже. Обучаясь в Школе изящных искусств в Париже, он вел ежедневный дневник, в котором описывал окружающую его обстановку, свои мысли и чувства. В частности, Е.Е. Лансере писал, что он «мучается старанием почувствовать истину» и находится в самом «центре разврата», что он «Женя Лансере и должен быть благочестив». Свои дневниковые записи он продолжал вести на протяжении всей своей жизни [7].
В 1898 г., после смерти своего деда, он был приглашен А.Н. Бенуа в сообщество и журнал «Мир искусства», где выполнял заказы на оформление книжных заставок и вензелей в стиле модерн и барокко, был постоянным художником издания, изучал технику полиграфического производства и литографии [8]. Е.Е. Лансере и А.Н. Бенуа относились к «консервативному» направлению в этом творческом объединении, которое курировал Дягилев С.П., а финансировали княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов. В 1898 г. состоялась первая выставка общества в Музее центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, в которой принял участие Е.Е. Лансере. Он участвовал во всех выставках Общества. Во время подготовки к выставке Е.Е. Лансере проиллюстрировал книгу Е.В. Балабановой. Книга была издана в 1899 г. [9, 10].
В 1899-1900 гг. Е.Е. Лансере снова посетил Париж. В 1902 г. он путешествовал по Сибири и Маньчжурии. По возвращении домой он познакомился с семьей И.Э. Грабаря. Впоследствии он выполнял эскизы к 6-томному изданию «Истории российского искусства» И.Э. Грабаря [11, 12].
Начало XX в. – непростое время: в стране начался экономический кризис, русско-японская война, «кровавое воскресенье», восстание на броненосце «Потёмкин», созыв Государственной Думы, контрреформы П.А. Столыпина, его убийство в оперном театре Киева, начало Первой Мировой войны, на фронтах которой Е.Е. Лансере участвовал, делал зарисовки, был корреспондентом [13].
В 1900-х гг. Е.Е. Лансере стал известен своей точной графикой. Он занимался оформлением книг, вырабатывал новые приемы украшения книжных страниц, сотрудничал с художественными изданиями «Мир искусства», «Золоте руно» и «Аполлон». Он принимал участие в оформлении сатирических журналов «Зритель», «Жупел» и «Адская почта» совместно с В.А. Серовым, С.В. Ивановым, Б.М. Кустодиевым, И.Я. Билибиным, Д.Н. Кардовским, М.В. Добужинским [14]. Также Е.Е. Лансере помогал А.Н. Бенуа в издании ежемесячного журнала «Художественные сокровища России» [15]. В книжной графике он выполнил заказ по оформлению третьего тома четырехтомного издания Н.И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» [16, 17]. Однако его первые работы в графике сохранились плохо.
В эти годы художника занимали мысли о любви и браке. В 1904 г. он женился на Ольге Константиновне Арцыбушевой, дочери коллекционера живописи, совладельца правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги К.Д. Арцыбушева. Вместе они совершили поездку на Кавказ, по примеру родителей Е.Е Лансере [18]. В 1907 г. они путешествовали по Италии. Вскоре у них родились сын и дочь: Евгений (1907-1988) и Наталья (1909-1994).
К 300-летию Дома Романовых и к юбилею Санкт-Петербурга Е.Е. Лансере получил заказ на создание книжных иллюстраций («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905), которые позже он выполнил в живописи («Выход Императрицы Елизаветы в Царском Селе» и «Воцарение Императрицы Елизаветы» в двух вариантах), пополнив тематический картинный ряд («Ботик Петра I», 1906; «Корабли времен Петра I», 1911). Помимо графики и живописи Е.Е. Лансере занимался оформлением продукции императорского фарфорового и стекольного заводов.
В 1912 г. по представлению И.Е. Репина Евгений Евгеньевич стал академиком Императорской Академии художеств [19].
Работу над новым заказом, занявшим очень большую часть творческой жизни Е.Е. Лансере – оформление повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат», художник начал еще в 1908 г. [20]. Впервые повесть была опубликована в третьем томе «Посмертных художественных произведений» Л.Н. Толстого в 1912 г. с пропуском многих мест, не разрешенных цензурой. Полностью она тогда же была напечатана в Берлине. В виде отдельного издания повесть появилась в 1916 г. [21].
В 1912 г. с целью подготовки и проработки видов к повести Е.Е. Лансере отправился в поездку по Северному Кавказу. Этот регион заинтересовал Е.Е. Лансере еще в 1893 г. После разговоров с дядей Люлей (Леонтием Николаевичем Бенуа), который собирался в путешествие, Е.Е. Лансере написал в своем дневнике: «8 апреля 1893 г. Сперва я уже воображал себя на Кавказе. Но я уже по опыту знаю, что то, что хочется, никогда не случится». Затем в октябре 1896 г. он заинтересовался работами Л.Н. Толстого: «18.10.1896 г. Я <…> хотел бы так жить, как учит Толстой, но я слаб!». Чуть позже он прибавил в размышлениях о себе: «Я рисовальщик, но не живописец, но хочу-то я быть вторым!».
Вначале Е.Е. Лансере посетил Дагестан. Он остановился в доме своих знакомых – в семье Даидбековых (Хизроевых) в центре Темир-Хан-Шуры (Буйнакск), у Магомета-Мирзы Хизроева. Художник расспрашивал о семейной истории Хизроевых (их предок был переводчиком, просил разрешения у властей передать ему на поруки шейха Абдурахмана-хаджи ас-Сугури, отца казненного имама Мухаммад-хаджи ас-Сугури, предводителя восстания горцев в Дагестане в 1877 г.).
С Магомед-Мирзой Хизроевым, выпускником Ставропольской гимназии и Те-мир-Хан-Шуринского реального училища, учеником Петербургского института путей сообщения, Е.Е. Лансере познакомился в Санкт-Петербурге через мужа своей сестры Зинаиды Серебряковой – Бориса Анатольевича. Хизроев и его друг Махач Да-хадаев были родом из Хунзаха. Они и рассказала подробности о Хаджи-Мурате, который тоже родился в этом поселении. Сестра Хизроева была замужем за младшим сыном Хаджи-Мурата.
Хунзах – «сердце дагестанских гор», древнее поселение аварцев, очень важное в стратегическом отношении место, которое расположено в междуречье Аварского и Андийского Койсу. Хунзахское плато – очень удобное место для расположения воинских формирований благодаря географическим особенностям (крутые берега горных рек, непроходимые леса Ичкерии в северной части). Властители аварцев (ханы и имамы) издавна пытались установить свой контроль над соседней Чечней.
В Хунзахе Е.Е. Лансере познакомился со старшим сыном Хаджи-Мурата – с 70летним Гуллой. С сына Гуллы, названного в честь деда, начал писать портрет Хаджи-Мурата, поскольку этот мальчик был очень похож на легендарного героя. Лансере нарисовал много карандашных набросков и акварелей, этюдов горных пейзажей, аулов, сделал зарисовки домашней утвари, а также портреты горцев в различных одеждах и вооружении, женщин в национальных костюмах (на основании экспоната этнографического музея изобразил костюм аварской женщины). Впоследст- вии он дорабатывал некоторые из своих зарисовок.
Из его воспоминаний о Дагестане в дневниках упомянуто следующее: «Мне была дана возможность совершить поездку по горам. В далеком те годы Кавказе, облике и быте его обитателей виделся мне тот романтизм и часто героизм, которые трудно было ощутить в повседневном нашем окружении. Четыре года я проработал над этими иллюстрациями, они стали поворотным этапом в моём творческом развитии». К зарисовкам к повести «Хаджи-Мурат» Е.Е. Лансере вернулся в 1932 г. Он сделал новые иллюстрации, которые стали классическим вариантом иллюстраций для этого произведения Л.Н. Толстого в 19371938 гг. [23, с. 24].
В 1914-1915 гг. Е.Е. Лансере в качестве художника-графика отправился на Кавказский фронт [22]. Он привез смог сделать там много зарисовок, этюдов. Некоторые из них он дорабатывал после революции.
Во второй раз Е.Е. Лансере был в Дагестане в 1916 – первой половине 1917 г. В воспоминаниях Лансере пишет: «19 ноября 1916 г. <…> выехали из деревни Ливны (Курская область) на Кавказ (с семьей)». 27 ноября 1917 г. они приехали в Темир-Хан-Шуру. Город был крупным промышленным и культурным центром Дагестана. М.-М. Хизроев в это бурное время из инженера стал продовольственным комиссаром и видным политическим деятелем, членом Социалистической группы и Дагестанского областного Военнореволюционного комитета (1917-1918).
Зимой 1917-1918 гг. Е.Е. Лансере очень много работал на открытом воздухе, работал над прорисовкой отдельных лиц, городских и сельских пейзажей. В своих дневниках он подчеркивал: «усиленная работа с натуры чрезвычайно полезна». Позже, в 1936 г., в своих дневниках художник замечал: «<…> новизна и захватывающее богатство чисто живописных и этнографических тем вокруг сделали то, что главнейшей моей художественной работой стали этюды с натуры… карандаш в моей руке стал вытесняться кистью».
В 1917 г. Е.Е. Лансере начал работу над циклом иллюстраций к толстовским «Ка- закам». С этой целью он в 1921 г. осмотрел левый берег Терека, посетил степные ногайские аулы, Кизляр [24].
В революционные годы Е.Е. Лансере мечтал перебраться в Петроград, но выехать не удалось из-за постоянной смены режимов в городах Петровск (Махачкала) и Шура. До 1919 г. Е.Е. Лансере вместе с семьей находился в Дагестане. Здесь он написал натюрморт «Фрукты», этюды «Дровосек», «Магома», «Аварец в шубе», «Корнет Автурия», «Портрет Зюльхид-жат», «Портрет Хизроева», пейзажи «Дагестан» и «Аул в Дагестане», портрет по заказу Хаджи-Мурат Дахадаевой. Также Е.Е. Лансере преподавал в женской Темир-Хан-Шуринской гимназии [25]. Им были организованы рисовальные курсы с лекциями по истории искусства, которые недолго просуществовали.
В 1919 г. Махачкалу заняла Добровольческая армия А.И. Деникина. Хизроев скрылся, другие знакомые Е.Е. Лансере, революционно настроенные, были схвачены. В это время художник делал зарисовки Шуры и Махачкалы.
Если к Февральскому перевороту Е.Е. Лансере отнесся положительно, надеясь на окончание Первой мировой войны, то в дальнейшем, после того, как ему удалось выехать в Ростов-на-Дону к брату, а потом в Харьков и в разграбленное имение Нескучное в Усть-Крестище под Белгородом к матери и сестре, он решил вступить в Осведомительно-агитационное бюро Добровольческой армии А.И. Деникина.
В апреле 1920 г. Добровольческая армия отступила под натиском XI Красной Армии. В ноябре 1920 г. было объявлено о советской автономии Дагестана. После поражения Добровольческой армии Е.Е. Лансере вместе с семьей переехал в Тифлис (Тбилиси), где остался до 1934 г.
В Тифлисе, пытаясь заработать и получить продовольствие, он устроился рисовальщиком в Этнографический музей [26]. В 1920-1930-х гг. Е.Е. Лансере «взял на карандаш» Сванетию, Осетию, Дагестан, Армению, Абхазию, Аджарию. Он создал цикл «Зангезур», консультировал съёмочную группу кинофильмов «Сурамская крепость» (1922) и «Ануш» (1930) режис- сера Ивана Николаевича Перестиани. Очень подробно художник зарисовывал виды Еревана и Лори. С 1922 г. по 1934 г. Е.Е. Лансере состоял профессором живописи и искусства Тбилисской Академии художеств.
В 1922 г. Е.Е. Лансере отправился в Турцию по вызову полпреда РСФСР в этом регионе С.И. Аралова, создал иллюстрированную книгу «Лето в Ангоре» (Анкаре) [27-30].
В 1925 г. Е.Е. Лансере стал «членом-сотрудником» Кавказского археологического института, организовал несколько художественно-этнографических экспедиций, в том числе в Нагорный Дагестан. Художник посетил аулы Тидиб, Гинта, Урода – старинные поселения с высокими боевыми башнями. Однако его альбом «Поездка в Центральный Дагестан – зарисовки и заметки» вышел только в 1928 г.
В 1926 г. Е.Е. Лансере стал деканом живописного факультета Академии художеств Грузинской ССР.
В 1927 г. он посетил Париж по командировке Наркомпроса Грузии.
В этом же году он приступил к написанию картин для Харьковского Дворца рабочего [31].
Весной 1928 г., к 100-летнему юбилею Л.Н. Толстого, Е.Е. Лансере возобновил работы по иллюстрированию «Казаков». Он подробно зарисовывал фигуры терских казаков и предметный мир региона.
В 1933 г. Е.Е. Лансере было присуждено звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.
В 1933-1934 гг. художнику было сделано предложение по выполнению художественных работ по росписи внутренних помещений Казанского вокзала (выполнял вплоть до своей кончины), в 1937 г. – по росписи плафона ресторанного зала гостиницы «Москва» [32]. В 1935 г. написал эскизы для 8 панно станций московского метро.
Е.Е. Лансере с семьей переехал в столицу, получил жилплощадь в перестроенном доходном доме Феттер и Гинкель (дом Лансере) [33]. Он получил звание профессора Всесоюзной академии архитектуры при Президиуме ЦИК СССР (мастерская монументальной живописи), преподавал во Всероссийской академии художеств в Ленинграде.
Художник создавал эскизы для Большого и Малого театров, Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, театрального музея им. А.А. Бахрушина, Дворца Советов [34].
Во время Великой Отечественной войны Е.Е. Лансере создал серию исторических картин «Трофеи русского оружия» (1942). Тема мужества и Победы бала также отражена художником в эскизных проектах росписей Казанского вокзала.
В 1943 г. Е.Е. Лансере была присуждена Сталинская премия второй степени, он также был награжден орденом Трудового Красного Знамени [35].
На протяжении своей жизни Е.Е. Лансере работал с целым рядом выдающихся людей, среди которых был А.В. Щусев. Его книгу «Проект восстановления города Истры» художник проиллюстрировал в 1944 г.
В 1945 г. ему было присвоено почетное звание «Народный художник РСФСР» и второй орден Трудового Красного Знамени за работы по оформлению станций московского метрополитена (панно «Моло- дые строители метрополитена» на станции метро «Комсомольская») [36].
В 1946 г. Е.Е. Лансере был награжден медалью «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне». В своих дневниках он обозначил цель своей работы: «<…> единственный смысл художника в том, чтобы отобразить эпоху, в которой он живет».
В память о художнике проводились заседания, выставки его работ, для посещения экскурсантов была открыта музей-квартира в Москве [38]. Работы Е.Е. Лансере находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, РГБ, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Музее-квартире И.И. Бродского в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Одесском художественном музее, в коллекции семьи и в частных собраниях.
О Е.Е. Лансере очень выразительно сказал А.В. Эфрос: «Лансере – <…> график, еще мало оцененный график. Пора исправлять эту несправедливость!».
Список литературы Художник Евгений Евгеньевич Лансере: опыт составления энциклопедической статьи
- РГАЛИ. Ф. 1982. Оп. 1-2. Д. 1-223. Лансере Евгений Евгеньевич (1975-1946) -художник, академик живописи. 1869-1948 гг.
- АРАН. Ф. 543. Оп. 8. Д. 630. Л. 6. Краткая автобиографическая запись Е.А. Лансере. Б/д.
- РГАЛИ. Ф. 1982. Оп. 1. Д. 179. Л. 1-18. Фотографии Е.Е. Лансере, индивидуальные и в группах с родственниками. 1882-[1930-е] гг.
- РГАЛИ. Ф. 1982. Оп. 1. Д. 180. Л. 1-21. Фотографии А.К. Кавоса и др. родственников Е.Е. Лансере. 1869-1894 гг.
- РГАЛИ. Ф. 1982. Оп. 1. Д. 181. Л. 1-5. Фотографии Н.Л. Бенуа, К.А. Бенуа, Е.Н. Лансере, Е.Е. Лансере и др. 1886-1893 гг.