Художники-эмигранты. А. Н. Бенуа

Автор: Колоскова Ю.А.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Статья в выпуске: 12-1 (18), 2016 года.

Бесплатный доступ

Данная статья рассматривает влияние эмиграции 20-30-х гг. на культуру XX века. Анализ на примере художника Александра Николаевича Бенуа отражает сохранение традиций и культуры родины. Также в статье рассматриваются причины эмиграции художника.

Русская эмиграция, русское зарубежье, октябрьская революция, культура, послереволюционная эмиграция

Короткий адрес: https://sciup.org/140267797

IDR: 140267797

Текст научной статьи Художники-эмигранты. А. Н. Бенуа

Александр Бенуа родился 3 мая 1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры Николая Леонидовича Бенуа и Камиллы Альбертовны Кавос. И по материнской, и по отцовской линиям предки мальчика принадлежали миру искусства.

Род Бенуа происходит из Франции. Самый старший Бенуа, который прослеживается в семейной родословной (Никола Дени Бенуа), был простым хлебопашцем. Его сын Никола смог выучиться сам и открыл школу, в которой получили образование пятеро его детей. Это был прадед Александра Бену. Младший из его сыновей (дед Александра) Луи-Жюль Бенуа, не приняв революционных событий на родине, в 1794 г. приехал в Россию. Он владел различными ремеслами, но более всего расположен был к кулинарии, благодаря чему уже через несколько лет стал метрдотелем при дворе Павла I.

Обосновавшись в Петербурге, дед художника женился не фрейлине немецкого происхождения Екатерине Андреевне Гроппе и стал зажиточным петербуржцем.

Его сын, Никола, именовавшийся уже Николаем Леонидовичем, был крестником вдовствующей императрицы Марии Федоровны, являлся автором многих построек Петергофа и железнодорожных станций.

Род Александра Бенуа со стороны матери имел венецианские корни. Джованни Кавос (прапрадед Александра) был директором венецианского театра Фениче. Его сын органист и композитор Катарино Кавос (прадед Александра) в конце XVIII столетия прибыл в Петербург, где завоевал музыкальной частью Императорских театров. Катарино Кавос – родоначальник русской оперы. Альберт Катаринович Кавос (дед Александра) окончил математический факультет Падуанского университета и был архитектором, он построил здания Мариинского театра в Петербурге и занимался восстановлением Большого театра в Петербурге и занимался восстановлением Большого театра в Москве. Дочь Альберта Кавоса (мать Александра) Камилла не унаследовавшая художественных и музыкальных способностей предков, вышла замуж за архитектора Николая Бенуа. В этом браке, соединившем два рода, представители которых являлись известными в художественных и музыкальных кругах Петербурга людьми, и суждено было родиться Александру Бенуа.

Художественная среда, окружавшая маленького Бенуа, и его собственная жажда творчества и знаний, помогли ему стать самобытным творцом и талантливым историком искусства.

Обстановка в дома способствовала гармоничному развитию ребенка. Юный Александр наблюдал, как писал акварелью брат Альберт, смотрел, как Илья Репин работал над портретом его (Альберта) жены. Он впитывал в себя творчество и любовь к искусству.

С детства Бенуа страстно любил театр. Он вошел в его жизнь так прочно, что без него мальчик не представлял существования.

В 1885-1890 гг. Александр учился в частной гимназии К. И. Мая. Но, несмотря на художественные корни, он не получил профессионального образования живописца. Некоторое время в течение 1887 года он посещал Академию художеств, однако бросил не удовлетворявшие его занятия. После этого он поступил на юридический факультет, а живописью занимался самостоятельно. Его учителями стали старший брат Альберт, Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар. И хотя Бенуа был самоучкой, к своему самообразованию он подошел достаточно серьезно, разработал индивидуальную программу, много упражнялся в рисовании с натуры и с головой погрузился в изучение истории живописи.

В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", -показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем.

После революции, разразившейся в России, художник остался в стране. Александра Бенуа волновала судьба дворцов Петербурга и его пригородов. Он занимался проблемой реорганизации и дворцовых комплексов и сохранения этих памятников отечественной культуры.

В 1917-1926 гг. Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа. В 1919-1925 гг. руководил постановочной и художественной частью в Большом драматическом театре и Театре оперы и балета в Ленинграде.

В 1920-1921 гг. Бенуа работал над оформлением оперы «Пиковая дама» в петербургском Мариинском театре. К иллюстрированию этого произведения Пушкина он уже дважды обращался в своем творчестве.

В 1923 г. шумный успех иллюстрации к «Медному всаднику». Однако жизнь в большевистской России, в Стране Советов, признанной таковой мировыми сообществом в 1924-1925 гг, становилась все более тягостной для художника. Его рафинированное искусство пришлось не ко двору.

Одной из отличительных особенностей Александра Бенуа было то, что он старательно избегал политики. Он не относился ни к какой партии, не высказывался по поводу тех или иных политических событий и считал, что искусство должно быть в стороне от этой сферы жизни.

Помимо этого, художник любил созидание, считал, что вещи всегда должны оставаться на своих местах, и с течением времени изменяться и совершенствоваться. Именно по этим причинам он воспринял революцию без энтузиазма, так как она предполагала разрушение старого мира.

В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию, , где и прожил до конца своих дней: художник выехал в столицу Франции для оформления спектакля в «Грандопера» и оттуда уже не вернулся на родину, атмосфера которой начинала душить его.

Причин для этого отъезда у Александра Бенуа было множество. Во-первых, стоит назвать постоянный страх по причине ареста двух его братьев в 1921 году, тяготивший и сеющий сомнение в художнике. Распространенное в тот период доносительство настолько пугало, что художник старался взвешивать каждое слово в разговорах с близкими и малознакомыми людьми.

Второй причиной отъезда Бенуа стало смешивание властью политики и искусства. Это вызывало мучения у Александра по причине его аполитичности.

Кроме того, возникшие бытовые и социальные проблемы также сыграли свою роль в принятии решения Александра уехать из России. Художник постоянно сталкивался с попрошайками, сохранившими черты интеллигенции.

Четвертой причиной отъезда, одной из самых значимых, стало то, что художник не мог работать в Советском Союзе. Он постоянно сталкивался с ограниченностью взглядов нового правительства, притязаниями Наркомпроса на вещи, которые хранились в Эрмитаже и с трудом собирались в коллекцию.

Все это привело к тому, что в очередной заграничной поездке художник решил не возвращаться на родину. Он завоевал любовь и уважение иностранной публики, мог спокойно работать за рубежом, поэтому предпочел эту свободу той угнетенности и страху. Несмотря на это, он еще долгое время сомневался в своем решении и тосковал по России, правда по той, которая была убита революцией и большевиками.

В Париже Бенуа вновь обращался к старым сюжетам, вспоминая родной Петербург, и работал театральным художником. Он сотрудничал с миланским театром «Ла Скала», декоратором которого был Николай Бенуа – повзрослевший сын маэстро.

Жена мастера и верная спутница всей его жизни Анна Кинд умерла в 1952 г. Через восемь лет, 9 февраля 1960 г., скончался и Александр Николаевич Бенуа, не доживший несколько месяцев до своего девяностолетия. Его первая дочь Анна Бенуа, также выбрала художественное поприще, как и ее сын Александр Юрьевич Черкесов. Вторя дочь мастера, Елена, тоже стала художницей. Ее сын Петр Александрович Браславский – архитектор.

Долгая жизнь мастера, отданная искусству, была полна замечательных свершений. Бенуа, будучи необыкновенно разносторонне одаренным, способствовал развитию книжной графики, а также стоял у истоков детской книги. Также он преобразовал отечественное театрально-декорационное искусство, вдохнув в него новую жизнь. Наконец, Александр Бенуа оставил после себя теоретические труды по истории как западноевропейского, так и отечественного искусства.

Список литературы Художники-эмигранты. А. Н. Бенуа

  • Изд. Дом «Комсомольская правда», том 64 «Александр Николаевич Бенуа», 2010 г
Статья научная