Идеи П. А. Милославского в контексте Казанской духовно-академической философии: от исторической апологетики к теоцентрическому позитивизму

Автор: Соловьев Артем Павлович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется философское наследие представителя казанской школы духовно-академической философии Петра Алексеевича Милославского (1848-1884). Устанавливается преемственность его воззрений с идеями архиеп. Никанора (Бровковича). Ключевым моментом оказывается последовательное смещение интереса и у архиеп. Никанора, и у П. А. Милославского от апологетических целей к философским. В ходе исследования определяется, что общим моментом для этих мыслителей, а также для еще одного наставника Милославского - В. А. Снегирева, является их интерес к позитивизму и ориентации на переход от эмпирического знания к метафизике и в пределе - к философской теологии, построенной на максимально строгих научных критериях. В статье выделяются ключевые идеи главного труда П. А. Милославского «Основания философии как специальной науки». Делается вывод о центральном значении для воззрений Милославского идеи «концептивных ощущений» (интеллектуальной интуиции), концепции «вещей знания» (объективации творчества), а также идеи коллективного, общественного характера познания и творчества.

Еще

П. а. милославский, в. а. снегирев, в. и. несмелов, архиепископ никанор (бровкович), казанская духовная академия, философия, духовно-академическая философия, философская теология, позитивизм, субстанции, теоцентризм

Короткий адрес: https://sciup.org/140290128

IDR: 140290128   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_274

Список литературы Идеи П. А. Милославского в контексте Казанской духовно-академической философии: от исторической апологетики к теоцентрическому позитивизму

  • Антоний Вадковский (1884) — Антоний (Вадковский), архим. Речь архимандрита Антония, сказанная на литургии пред погребением П. А. Милославского // Православный собеседник. 1884. Т. 1. С. 421-425.
  • Б. а. (1884а) — Б. а. Две преждевременные кончины // Православный собеседник. 1884. Т. 1. С. 418-420.
  • Б. а. (1884б) — Б. а. Речи, сказанные при гробе усопшего доцента академии Петра Алексеевича Милославского, 20 марта 1884 года // Православный собеседник. 1884. Т. 1. С. 426-449.
  • Журавский (1999) — Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох (1884-1921 гг.). Дис. . канд. филос. наук. М., 1999. 301 с.
  • Зефиров (1893) — ЗефировЕ.А. Мои воспоминания о преосвященном Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1877-1884гг.) // Странник. 1893. Т. 3. Декабрь. С. 718-725.
  • Знаменский (1891) — Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии за первый (до-реформенный) период ее существования (1842-1870 годы). Вып. 1. Казань, 1891. 380 с.
  • Лесевич (1883) — ЛесевичВ.В. Философская ипохондрия // Отечественные записки. 1883. № 12. С. 192-212.
  • Милославский (1873) — Милославский П.А. Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства // Православный собеседник. 1873. Т.1.С.261-302, 348-389, 443-482; Т.П.С.107-174, 236-262; Т.Ш.С.52-83, 213-275, 389-437. (Было издано отдельным оттиском).
  • Милославский (1875а) — Милославский П.А. Немецкая интеллигенция (Письма из за границы) // Православный собеседник. 1875. Т. I. С. 187-203, 419-433; Т. II. С. 139-150, 429-440; Т.Ш.С. 110-121.
  • Милославский (1875б) — Милославский П.А. Современное учение о субстанциях (Пробная лекция по метафизике) // Православный собеседник. 1875. Т. II. С. 401-421.
  • Милославский (1876а) — Милославский П.А. Типы современной философской мысли в Германии // Православный собеседник. 1876. ТЛ.С.198-218, 243-298, 460-497; 1877. Т. I. С. 3-28, 259-281; 1878. Т. I. С. 153-193, 275-314, 363-399; Т. II. С. 64-111.
  • Милославский (1876б) — Милославский П.А. По поводу народного издания «Leben Jesu» Штрауса в Германии и Франции // Православный собеседник. 1876. Т. I. С. 77-88.
  • Милославский (1877а) — Милославский П.А. Современная ученость и христианство. — По поводу книги Дрэпера «История столкновения между религией и наукою» // Православное обозрение. 1977. Т. I. С. 111-151.
  • Милославский (1877б) — Милославский П.А. Закон сохранения силы и душевные явления // Православное обозрение. 1877. Т. III. С. 275-318.
  • Милославский (1879а) — Милославский П.А. Наука и ученые люди в русском обществе (по поводу толков, возбужденных г. Михайловским и проф. Цитовичем) // Православный собеседник. 1879. Т. 1. С. 111-149.
  • Милославский (1879б) — Милославский П.А. Позднее слово о преждевременном деле (Страница в истории русской философской мысли) // Православное обозрение. 1879. Т. I. С. 265-292; Т. III. С. 500-522.
  • Милославский (1879в) — МилославскийП.А. Происхождение и значение философии // Православное обозрение. 1879. Т. III. С. 232-266.
  • Милославский (1883) — Милославский П.А. Основания философии как специальной науки. Казань, 1883. I-IV, 443, I-II с.
  • Никанор Бровкович (1888) — Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. III. СПб., 1888. 498 с.
Еще
Статья научная