Идея империи как способ формирования культурной идентичности России

Автор: Клюкина Людмила Александровна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 7 (136) т.2, 2013 года.

Бесплатный доступ

В контексте феноменологического подхода мифологема империи понимается феноменом отечественного сознания, обозначающим такую интенцию сознания, как сакрализация национальногосударственного бытия. Идея империи - это ментальная конструкция, посредством которой происходят выборка и структурирование интенциональной наличности. Целью данной статьи явилось исследование роли мифологемы/идеи империи в процессе формирования культурной идентичности России. В соответствии с поставленной целью решались задачи исследования функционирования мифологемы/идеи империи при трансформации культурной наличности в XV-XVI веках, в XVIII веке и в первой половине XX века; анализа способов репрезентации мифологемы/идеи империи в русской культуре XV-XX веков. В работе использовался феноменологический подход (Э. Гуссерль), метатеоретический подход (М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский), структурно-семиотический подход (Ж. Делез, В.М. Живов, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, М. Фуко, У. Эко). В результате исследования получены следующие выводы. Конституирование мифологемы империи в русском национальном сознании рассматривается как длительный процесс обретения национальной и культурной идентичности, обусловленный в первую очередь экзистенциальной потребностью «быть» частью мировой истории вне зависимости от расположения центра мировых событий. Эта установка предопределила изначальный дуалистический характер русской культурной идентичности, разрывающейся между воображаемым идеалом и далекой от идеала действительностью. В XV-XVI веках в кругах русского духовенства формируется концепция «Третий Рим», выражающая симфонию между «священством» и «царством». В XVIII веке Петр I объявляет российское государство империей. Идея империи выражала сакрализацию власти монарха. В XX веке идея советского государства трактовалась советскими идеологами как парадигма власти народа, а по сути выражала сакрализацию власти партии и партийного лидера. Стремление сохранить свое место в мировой истории стало движущей силой происходящих трансформаций мифологемы империи: от символа национального сознания к идеологической конструкции, репрезентирующей притязания власти, до «симулякра».

Еще

Знак, идея империи, культурная идентичность, мифологема империи, символ, структура сознания

Короткий адрес: https://sciup.org/14750519

IDR: 14750519

Список литературы Идея империи как способ формирования культурной идентичности России

  • Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра I. СПб., 1997. 331 с.
  • Верт Н. История Советского государства. 1900-199. М.: ИНФРА-М: Изд-во «Весь мир», 1998. 544 с.
  • Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина: В 2 кн. М.: Изд-во АПН, 1989. Кн. 1. Ч. 2. 367 с.
  • Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991. 623 с.
  • Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М.: ДИК, 1999. Т. 1. 311 с.
  • Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 384 с.
  • Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. М.; Л., 1955. 215 с.
  • Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб.: Наука, 2005. 384 с.
  • Живов В.М. Азбучная реформа Петра I как семиотическое преобразование//Семиотика культуры: Труды по знаковым системам/Тартуский государственный университет. 1981. Вып. 546. С. 54-67.
  • Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России//Языки культуры и проблема переводимости. М., 1987. С. 47-153.
  • Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1989. Т. 1. 469 с.
  • Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Изд. корпорация «Логос», 1998. 280 с.
  • Клюкина Л.А. Формирование и функционирование имперского сознания в русской культуре: опыт феноменологического прочтения/Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, филос. фак., С.-Петерб. гос. ун-т, С.-Петерб. филос. о-во. СПб., 2009. 253 с.
  • Лейбович О.Л. Россия, 1941-1991: Документы, материалы, комментарии/Перм. гос. ун-т; Зап.-Урал. учеб.-науч. центр. Пермь, 1993. 253 с.
  • Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1981. Т. 38: Март -июнь 1919. XXIV. 579 с.
  • Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва -Третий Рим» в идеологии Петра Первого//Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 236-249.
  • Мамардашвили М.К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. СПб.: Азбука: Азбука-Атикус, 2011. 320 с.
  • Памятники литературы Древней Руси. Конец XV -первая половина XVI века. М.: Худож. лит., 1984. 768 с.
  • Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М.: Индрик, 1998. 416 с.
  • Успенский Б.А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002. 474 с.
  • Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. 447 с.
  • Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994. 406 с.
  • Эко У Отсутствующая структура. Введение в семиологию/Пер. с итал. В.Г. Резник и А.Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. 538 с.
Еще
Статья научная