Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) (1826-1890) и философская мысль в Казанской духовной академии последней четверти XIX - начала XX века

Автор: Соловьев Артем Павлович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Русская духовно-академическая философия

Статья в выпуске: 1 (66), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена выявлению тех истоков философской системы архиеп. Никанора (Бровковича) (1826-1890), которые связаны с его дея- тельностью на должности ректора Казанской духовной академии (1868- 1871). Дана общая характеристика его отношения к академии и проана- лизированы его философские труды и идеи, сформировавшиеся во время ректорства в КазДА. Определено его влияние на крупнейших представи- телей казанской духовно-академической философии конца XIX - начала XX века П. А. Милославского и В. И. Несмелова

Никанор (бровкович), русская религиозная философия, русская духовно-академическая философия, казанская духовная академия, в. и. несмелов, п. а. милославский, абсолютное бытие, метафизика, в. а. снегирев

Короткий адрес: https://sciup.org/140190158

IDR: 140190158

Список литературы Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) (1826-1890) и философская мысль в Казанской духовной академии последней четверти XIX - начала XX века

  • Абрамов Н. И. Архиепископ Херсонский Никанор. Его жизнь и церковно-общественная деятельность. Казань, 1902//Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10/2. Д. 1561.
  • Абрамов Н. И. Краткие биографические сведения о преосвящ. Никаноре//Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1425.
  • Абрамов Н. И. Пастырские воззрения преосвящ. Никанора. Казань, 1902//Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10/2. № 1425.
  • Александр Б. Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола: в 2 ч. СПб., 1861. Ч. I. 291 с.; Ч. II. 340 с.
  • Беляев Н. Н. Архиепископ Никанор как педагог. Казань, 1899//Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10. Оп. 2. Д. 2295.
  • Беляев Н. Н. Краткие биографические сведения о преосвящ. Никаноре. Казань, 1899//Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10/2. Д. 1611.
  • Воронцов А. А. Метафизика преосвященнейшего Никанора, Архиепископа Херсонского и Одесского. Казань, 1900. С. 1-54, I-II.
  • Зефиров Е. А. Мои воспоминания о преосвященном Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1877-1884 гг.)//Странник. 1893. Т. 3. Декабрь. С. 718-725.
  • Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 годы). Казань, 1891. Вып. 1. 381 с.
  • Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 годы). Казань, 1891. Вып. 2. 593 с.
  • Краевский А. А. Об издании «Отечественных Записок» в 1860 году//Отечественные Записки. 1859. Ноябрь. С. 2.
  • Крылов А. Л. Архиепископ Никанор как педагог. Кишинев, 1900. 128 с.
  • Лесевич В. В. Этюды и очерки. СПб., 1886. 408 с.
  • М. П-ь. Позднее слово о преждевременном деле//Православное Обозрение. 1879. Т. 1. С. 265-292; Т. 3. С. 500-522.
  • Милославский П. А. Закон сохранения силы и душевные явления//Православное Обозрение. 1877. Т. 3. С. 275-318.
  • Милославский П. А. Наука и ученые люди в русском обществе (по поводу толков, возбужденных г. Михайловским и проф. Цитовичем)//Православный Собеседник. 1879. Т. 1. С. 111-149.
  • Милославский П. А. Основания философии как специальной науки. Т. 1. Казань, 1883. 443 с. Русская духовно-академическая философия
  • А. П. Соловьев
  • Милославский П. А. По поводу народного издания „Жизнь Иисуса“ Штрауса в Германии и Франции//Православный Собеседник. 1876. Т. 1. С. 77-88.
  • Милославский П. А. Современная ученость и христианство//Православное Обозрение. 1877. Т. 1. С. 111-151; Т. 3. С. 544-573.
  • Милославский П. А. Современное учение о субстанциях//Православный Собеседник. 1875. Т. 2. С. 401-421.
  • Невзоров И. А. Вера и неверие в отношении к просвещению и жизни. (По церковно-учительным произведениям Высокопреосвященнейшего Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского)//Странник. Духовный журнал. 1892. Т. 3. С. 200-239, 420-446; 1893. Т. 1. С. 191-203, 366-376.
  • Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913. 93 с.
  • Несмелов В. И. Наука о человеке. СПб., 2000. Т. I. 394 с.; Т. II. 338 с.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические матерьялы. Т. 1. Одесса, 1900. 409 с.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Лекции по основному богословию//Государственный архив Одесской области (ГАОО). Ф. 196 («Архиепископ Никанор (Бровкович)»). Оп. 1. Д. 46. Л. 1-197.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Моя хиротония//Русский Архив. 1908. № 2. С. 145-248.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Об антихристе (разбор лжеучений старообрядцев). О воскресении мертвых. Одесса, 1904. 132 с.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. 1. СПб., 1875. 459 с.
  • Никанор (Бровкович), архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. Т. 2. СПб., 1876. 401 с.
  • Никанор (Бровкович), архим. Вопрос о перстосложении для крестного знамения и благословения по некоторым новоисследованным источникам//Православный Собеседник. 1870. Т. 1. С. 49-65, 130-152, 220-241; Т. 3. С. 29-45, 83-115.
  • Никанор (Бровкович), архим. К первому дню нового №1860> года//Православный Собеседник. 1870. Т. 1. С. 66-79.
  • Никанор (Бровкович), архим. Можно ли позитивным философским методом доказывать бытие чего-либо сверхчувственного -Бога, духовной бессмертной души и т. п.//Православный Собеседник. 1871. Т. 2. С. 41-145.
  • Никанор (Бровкович), архим. Цареградская церковь святой Софии -свидетельница древле-православного перстосложения//Православный Собеседник. 1870. Т. 2. С. 46-72, 144-156; Т. 3. С. 185-214, 286-314.
  • Никанор (Бровкович), иером. Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви, сделанный на основании Священного Писания и Предания первых веков христианства до I-го Вселенского Собора. СПб., 1856. Вып. 1. 247 с.; 1858. Вып. 2. 288 с.
  • Никольский А. А. Философские воззрения Преосвященного Никанора, Архиепископа Херсонского и Одесского//Вера и разум. 1901. № 16. С. 105-131.
  • Памяти Высокопреосвященнейшего Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского. Казань, 1891. 84 с.
  • Петровский С. В., прот. Предисловие//Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические матерьялы. Т. 1. С. I-VI.
  • Поль В. А. Философский теизм в Казанской духовной академии (опыт системной реконструкции и интерпретации). Дис. … канд. филос. наук. Уссурийск, 2007. 175 с.
  • Соловьев А. П. «Согласить философию с православной религией»: философия архиепископа Никанора (Бровковича) в истории русской мысли XIX-XX веков. Уфа: Изд. Соловохотов А. А., 2015. 440 с.
  • Соловьев А. П. Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича; 1826-1890) и философская мысль в Санкт-Петербургской духовной академии середины XIX века//Христианское чтение. 2015. № 3. С. 8-30.
  • Фомин С. В. Комментарии // Нестор (Анисимов), митр. Моя Камчатка: записки православного. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. URL: htp://www.hrono.ru/libris/lib_n/nestor_mk42.php (дата обращения 05.09.2015).
  • Юркевич П. Д. По поводу статей богословского содержания, помещенных в «Философском лексиконе» (Критико-философские отрывки)//Труды Киевской духовной академии. 1861. № 1. С. 73-95; № 2. С. 195-228; № 3. С. 327-357; № 4. С. 467-496; № 5. С. 30-64.
  • Юркевич П. Д. По поводу статей богословского содержания, помещенных в «Философском лексиконе» (Критико-философские отрывки)//Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. С. 245-350.
Еще
Статья научная