Идентичность: определение и процесс формирования
Автор: Элэзович З.М.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4-5 (13), 2014 года.
Бесплатный доступ
В данной работе речь идет об идентичности как термине, использующимся в современном обществе, как в науке, так и в повседневной жизни. В работе рассматривается вопрос определения идентичности и процесс ее формирования. Сегодня вопрос идентичности является важным для каждого индивидуума. Работа была написана в рамках нашего исследования на Проекте «Материальная и духовная культура Косово и Метохии» - № 178020.
Идентичность, определение, культура, наука, повседневная жизнь
Короткий адрес: https://sciup.org/140110311
IDR: 140110311
Текст научной статьи Идентичность: определение и процесс формирования
Термин «идентичность» приобрел широкий спектр значений, как в случаях, когда речь идет о подтверждении, сохранении, открытии, развитии или распознавании, так и в случаях, когда речь идет о личной, групповой, культурной, национальной, религиозной, полной, социальной, классовой, исторической или какой-либо другой идентичности. „Идентичность – персональная, социальная, политическая, культурная — является типичным модным словом, чье употребление прогрессивно растет, становясь, таким образом, все неопределеннее“ [12, с. 13].
Происхождение слова «идентичность» может быть отслежено в латинских словах „ idet “ (также, „ identidem “ (повторно)), в то время как существительное „ identitas “ (идентичность) означает „тождество; любое понятие, любой предмет является тем, что он есть; означает то, что он означает (закон тождества А=А)“ [2, с. 320]. Идентичностью определяется отношение между двумя объектами: мыслительным и наблюдаемым, которые подчиняются одним и тем же правилам, и имеют одну и ту же форму, соответственно, то, что является истиной для одного в формальном смысле, также является истиной и для другого, вопреки различиям в содержании или материи [11, с. 140]. Когда перед личностью брошены различные вызовы, часто возникает вопрос: “Кто я?”, “Кто мы?”, “Кто такие другие?”, понимая, таким образом, понятие идентичности, как свойства своего и общественного бытия. Ответ на эти вопросы не может быть найден, пока не будет найден ответ на дополнительный вопрос: “Чему я принадлежу? (К чему я отношусь?)”. Дополнительный вопрос — это вопрос отношения к другим, поскольку в отношении к другому или другим, утверждается собственная принадлежность [1, с. 18].
Значит, “идентичностью обозначается и тождество и различие“ [7, с. 59]. Личная идентичность, например, осознание себя и самоидентификация, подтверждение себя и свойства своего «я». Групповая идентичность означает самоидентификацию с расой, нацией, этнической или социальной группой, местным населением или населением края. Выделением данных свойств, идентичностью утверждается схожесть или различие. „Обычное значение, которое имеет идентичность, служит и одной и второй цели, т.е. и подчеркиванию схожих, и подчеркиванию особых свойств“ [8, с. 212].
На вопрос о том, является ли ощущение идентичности сознательным переживанием, Эриксон отвечает „...что иногда и слишком сознательным. Таким образом, мы в наибольшей степени осознаем свою идентичность именно тогда, когда ее получаем, и когда, немного удивленные, знакомимся с ней; или же снова, когда мы оказываемся на пороге кризиса, когда ощущаем, что на нас давит конфуз идентичности“. Идентичность, как осознание себя, подразумевает целостность личности, которой обеспечивается ее единство в истории“ [1, с. 74, 139].
Ощущение идентичности позволяет личности развить когнитивное осознание собственных способностей и компетенций, обеспечивает ей безопасность и определяет цели, куда нужно идти и куда нужно прибыть, т.к. без этого чувства тождества, ее опыт был бы хаотичным. Ощущение идентичности находит свое отражение в способности различать состояния, когда личность ощущает себя хорошо от тех, когда она ощущает себя плохо. Чтобы подчеркнуть это различие, одно ощущение идентичности находится на границе с внешним миром, в то время как другое - на границе с внутренним. Вместе они тесно связаны, и создают единое ощущение. Это значит, что идентичность необходимо рассматривать как ядро личности, потому что она содержит интегративный опыт, позволяющий нам узнать самих себя в разных ситуациях и временах, а также отличать себя от других. Идентичность является гарантией преемственности личности, настоящего и будущего. Она не исчезает в один момент, но является результатом общей социализации личности, от ее самого раннего до самого позднего возраста.
Следующий часто возникающий вопрос относится к тому, является ли идентичность конечным понятием, т.е. означает ли она совокупность постоянных и окончательных характеристик, или в противоположность этому, динамичная, и подразумевает изменение особых характеристик, а значит, и изменение самой идентичности. Если идентичность подразумевает изменение, тогда она противоречит самой себе, поскольку изменением нейтрализуется постоянство, которое, как таковое, должно сохраняться и подтверждаться. С другой стороны, это означает, что и данные особые характеристики не должны охраняться и беречься как незаменимые, а, наоборот, их следует развивать и постоянно придавать им новое содержание и живые значения. Идентичность подвергается изменениям; она приобретает полный смысл только в случае, когда она изменяема“ [8, с. 214]. Тем самым, фокус вопроса о природе идентичности переносится на само ее содержание, на природу изменений, которую она выражает, и которые выражают ее. А это значит, что особую важность в объяснении идентичности имеют чувства принадлежности и автономии. Если рассматривать эти два слова изолированно, можно придти к заключению, что они взаимопротиворечивы. Тем не менее, стремление индивидуума к сознательной принадлежности к определенному сообществу, выражаемое в групповом символизме и солидарности с другими, которое базируется на взаимном доверии и общих ценностях, не должно исключать автономию, как чувство определенной независимости и собственного существования. Поскольку независимость и собственное существование являются результатом „ментальной структуры как когнитивных, так и аффективных характеристик, представляющих восприятие индивидуума о себе самом, как отдельном существе, в соответствии с собой, но отдельном от других, с разумной степенью согласованности в поведении, потребностях, мотивации и интересах“[3, с. 161].
С понятием идентичности, связано, как неотъемлемый атрибут, понятие автономии, которое означает возможность управления определенной целостностью на свое усмотрение, что подразумевает потребность в самоконтроле согласно собственным критериям. Идентичность одновременно является и индивидуальным и коллективным феноменом, включающим принятие новых элементов, а также сохранение старых, так, что психосоциальная и культурологическая дифференциация всегда возможны; идентичность определяется как принадлежностью, так и автономией, причем некоторые элементы могут быть значительнее других (это значит, что их взаимная иерархия не исключена). Отличительные черты, являющиеся основой идентичности, могут быть территориальными или социокультурными (и, следовательно, временными). Они могут быть взаимно дополняющими или отрицающими; идентичность одновременно является и процессом и системой, поскольку по своей природе динамична, но одновременно стремится к уравновешенности; процесс создания идентичности парадоксален, т. к. основывается на способности представления себя, которая постоянно направлена и приспособлена для других. Это значит, что идентичность не только меняет свои составные части, но и сохраняется только благодаря этой способности (изменчивости) [13, с. 20-21].
Формирование идентичности является очень сложным и долгим процессом, который возникает путем идентификации. С ее помощью отдельная личность или определенная группа получают форму персональной или групповой идентичности. Ключевым процессом, при помощи которого создается идентичность, является идентификация. С ее помощью общественная группа переносит отдельным людям модели и критерии выбора, на основании которых они размещаются в социальной среде, и, развивают чувство принадлежности определенной группе, коллективу, классу или нации. В зависимости от степени принадлежности, имеются различные уровни идентификации: идентификация в самом узком, широком и самом широком смысле.
Идентификация в самом узком смысле означает механизм, при помощи которого отдельный человек достигает схожесть или тождество с какой-либо другой личностью, принимая ее взгляды, ценности, модель поведения и общее положение. Этот вид идентификации чаще всего реализуется при помощи имитации или подражания. Самый ранний процесс на этом уровне идентифиикации позволяет субъекту признавать и создавать стабильный мир вокруг себя, на основании которого имеет чувство собственной автономии. Этот процесс не достигается в один момент и за короткое время, но в течение долгого периода. Это самый ранний сознательный поступок личности, которым она создает прочный мир, на основании которого выделяет себя в качестве одного из субъектов, а после устанавливает взаимные отношения с другими. Идентификация в широком смысле подразумевает отождествление отдельной личности с отдельными группами, которым принадлежит или которым стремится принадлежать, как и принятие ценностей, взглядов на мир и примеров поведения, свойственных этим группам. Этот вид идентификации, беря свое начало в семье, проходит через местное и до широкого сообщества. Данный процесс расширения и объединения отдельной личности с все более широкими группами и движениями в социологической и социальнопсихологической литературе называется социальной экспансией [3, с. 160]. Данный уровень идентификации известен как „осознание автономии“, и проявляется в повышенном осознании себя и своих внутренних ощущений. Внутренние состояния и индивидуальные различия замечаются все живее, богаче и сознательнее. Спонтанно начинают ощущаться изменения, подобно телесным и ментальным, а также ментальные изменения у других. Формируются идеалы; выбирается жизненная ориентация; нравственные понятия усложняются. Весь этот рост и развитие могут вызвать определенные дилеммы, неопределенности, трудности и кризисы различных видов. Заключительный процесс данного уровня идентификации отражается в контроле своих импульсов в отношениях со своим непосредственным или широким окружением.
Процесс наблюдения себя самого и себя в окружении, узком или широком, дает ключ для понимания идентификации. Идентификация — это процесс, в результате которого субъект (персональный или коллективный) учится отличать себя от других. Этот процесс начинается тогда, „когда некий субъект ассимилирует или присваивает какой-либо вид, свойство или особенность другого, т.е. преображается полностью или частично по его образцу“. Здесь необходимо выделить отдельно, что именно существование кого-либо другого или каких-либо других, в действительности, является пониманием собственной индивидуальности, которая, опять, является необходимым условием для переживания собственной идентичности [9, с. 231]. Соответственно, идентичность формируется через отношения с другими, поскольку только такое отношение позволяет личности познать себя, как что-то отличное от остальных или остального [10, с. 59].
Формирование идентичности зависит от того, в какой мере согласованы процессы дифференциации себя от других и отождествления с другими. Если отдельная личность не разовьет селективные механизмы, при помощи которых будет осуществлять отбор тех культурных характеристик и ценностей, которые в оптимальной мере соответствуют ее собственным диспозициям; идентификация приведет к ассимиляции, в которой персональная идентичность будет под угрозой. Существует множество факторов, которые влияют на идентификацию, и они могут быть сильными или слабыми, решающими или менее важными, сложными или простыми, долгосрочными или проходящими [6, с. 179].
Формирование идентичности — это селективный процесс, который находится как под постоянным влиянием различных факторов из прошлого, так и под воздействием различных факторов из настоящего, которые личность выбирает своими наблюдениями. Неизбежным фактором идентификации является биологическое созревание и социализация. Процесс биологического созревания находится вне человеческого контроля, т.е. осуществляется по своим собственным законам. Социализацию понимаем как процесс, в течение которого индивидуум во взаимодействии со своей социальной средой усваивает знания, умения, привычки, взгляды, ценности и другие идеи, которые ему необходимы для успешного функционирования в среде, в которой он проживает. В процессе социализации индивидуум усваивает ту часть социального наследия, которая необходима ему для нормального функционирования в общественной группе. Это усвоение достигается при помощи нескольких факторов: семья, школа, сверстники, а также различные культурные, политические спортивные или какие-либо другие организации. В процессе идентификации может появиться и конфликт между страхом отделения и страхом зависимости. Данная проблема зависит от того, способен ли индивидуум остаться на оптимальной дистанции по отношению к другим и закрепить собственную идентичность или нет. От типа идентификации зависит, и в какой мере будет преобладать страх отделения, и, соответственно, страх зависимости.
Идентификация имеет внешнюю и внутреннюю сторону. С одной стороны, она реализует процесс приспособления и отождествления с социокультурной средой, а с другой — процесс индивидуализации или развития внутреннего потенциала индивидуума в большем или меньшем соответствии с запросами и нормами среды. Оба аспекта содержаться в процессе формирования персональной или коллективной идентичности. В первом случае, акцент ставится на вхождении индивидуума в данную социальную среду, а в другом — на индивидуальных компонентах. В процессе идентификации самую значительную роль играют общие ценности и потребность, чтобы они были приняты как основные регуляторы совместной жизни [4, с. 40].
Идентификация — это система трансформаций, в которой существует постоянная двойственность персонального и коллективного. Эта двойственность и взаимное влияние ее компонентов делает формирование идентичности непрерывным процессом, который не заканчивается до конца, поскольку меняются и социально-культурные обстоятельства и внутренняя структура личности. Идентичности (персональные и коллективные), таким образом, получают объективный и субъективный аспект. Поэтому формирование идентичности является весьма сложным процессом, в котором отдельная личность должна одновременно преодолеть противоречия в социальном окружении и в себе самом. При наблюдении идентичности можем использовать следующую аналогию: также как для понимания нашего физического внешнего вида необходимо какое-либо физическое зеркало, так и для понимания нашей идентичности необходимо „социальное зеркало“ – среда, в которой живем. Это социальное зеркало, как и физическое, часто может быть искривлено, а значит, наше восприятие идентичности может быть неточным. Тем не менее, независимо от того, каково то восприятие самого себя в „зеркале“, формирование идентичности является одним из самых важных процессов формирования личности.
Список литературы Идентичность: определение и процесс формирования
- Базић М. Идентитет и културно наслеђе Срба. Београд: Научна књига КМД, 2007.
- Вујаклија М. Речник станих речи и израза. Беооград: Просвета,1980.
- Голубовић З. Социјално-економска криза као детерминанта распада Југославије и проблеми личног и колективног идентитета. Филозофија и друштво 9/10, Институт за филозофију и друштвену теорију, Београд, 1996. 157-178.
- Голубовић З. Ја и други. Београд: Република, 1999.
- Ериксон Е. Омладина, криза, идентификација. Титоград: Побједа,1976.
- Звонаревић М. Социјална психологија. Загреб: Школска књига, 1985.
- Kerth F. The Face of the Nation. Stanford: Univerity Press, 1996.
- Мајсторовић С. У трагању за идентитетом. Београд: Слово љубве -Просвета, 1979.
- Поро А. Енциклопедија психијатрије. Београд: Нолит, 1990.
- Ракић Б. Ко сам ја -сусрет са собом. Горњи Милановац: Дечије новине, 1983.
- Стефановић Б. Обухватни речник психолошких и психоаналитичких појмова. Београд: Савремена администрација, 1972.
- Стојковић Б. Европски културни документ. Ниш: Просвета, Завод за проучавање културног развитка, Београд, 1993.
- Стојковић Б. Идентитет као детерминанта културних права. Зборник, Културна права, Београд: Београдски центар за људска права, 1999.