Идентификационный портрет населения Республики Татарстан (на материалах КСИ 90-х - 2010 гг.)
Автор: Хайруллина Юлдуз Ракибовна, Хайруллин Рауль Рафаэлевич
Журнал: Электронный экономический вестник Татарстана @eenrt
Статья в выпуске: 3, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе авторских эмпирических исследований представлен идентификационный портрет населения республики и отдельных социально-демографических групп, проанализированы их ценностные ориентации и влияние на них основных социальных институтов и общностей.
Идентификационные характеристики населения, социальный институт, социальная общность, этнос, ценностная ориентация
Короткий адрес: https://sciup.org/14322536
IDR: 14322536
Текст научной статьи Идентификационный портрет населения Республики Татарстан (на материалах КСИ 90-х - 2010 гг.)
Работа базируется на результатах авторских исследований, проведенных в1990-е и 2010-е гг., в которых анализируются ценностные ориентации населения республики, отдельных социально- демографических, этнических и гендерных групп, степень влияния на их формирование социальных институтов и групп (государство, образование, семья, СМИ, этнос). Опираясь на методологии и методики исследований под руководством В.А. Ядова [2], М.Х. Титмы [1], разработана авторская программа и методическое обеспечение собственного эмпирического исследования, которое было проведено в 1997 году в Регионе Поволжье по данной теме. [3]
Для проведения конкретно-социологического исследования было выбрано в качестве объекта взрослое (старше 18 лет) городское население трех субъектов федерации (Республика Татарстан, Чувашская Республика, Ульяновская область), имеющих своеобразную историю и экономические, политические, социальные особенности в регионе Поволжья.
Выборочная совокупность составила 2 400 единиц, что обеспечивает репрезентативность в рамках региона, и сопоставима с общероссийской. Основанием для составления пропорций выборочной совокупности явилась этническая и половозрастная структура населения. Эти пропорции выдерживались в каждом типе населенного пункта, внутри которого реализуется гнездовая выборка. За гнездо в городе принимается один многоэтажный дом, шаг выборки 1: 10. Реконструкция необходимых пропорций осуществлялась с помощью соседних квартир или близлежащих сходных домов. Все это предоставило возможность сравнительного анализа итогов опросов по регионам, видам населенных пунктов, этническому составу.
В 2012 г. в рамках работы Центра перспективных экономических исследований Академии Наук Республики Татарстан осуществлено эмпирическое исследование с целью диагностики идентификационных характеристик населения республики в условиях отечественной модернизации, продолжающее изыскания автора по данной проблеме. [4] Выборочная совокупность охватывает 2000 респондентов, ошибка репрезентативности составляет 5 %, что обеспечивает достоверность выводов исследования.
В рамках работы над проблемой сформулированы следующие задачи исследования:
-
- определить роль и изменение степени влияния различных институтов и общностей в формировании идентификационных характеристик населения республики за прошедшие годы отечественных реформ, их ценностей в сферах жизни: трудовые (профессиональные), жизненные, политические (гражданские), религиозные, семейные, этнические;
-
- выявить основные идентификационные характеристики населения республики их динамику, проанализировать особенности идентификационных характеристик отдельных социально - демографических и поселенческих общностей;
-
- выявить господствующие в общественном сознании ценности населения и отдельных социально- демографических групп в различных сферах жизни;
-
- определить приоритетные ценности, сконструировать актуальный профиль ценностных ориентаций, проанализировать их гендерные, возрастные и территориальные особенности и различия.
Представим особенности идентификационного портрета населения Республики Татарстан и степень влияния на его характеристики отдельных социальных институтов.
Большинство опрошенных достаточно часто ощущают сходство с людьми своей этнической принадлежности (68,7%). Примерно каждый пятый респондент испытывает данное сходство редко (19,5%), Наибольшее сходство ощущают сельчане.
Ведущую роль в формировании этнической идентичности играют семья и близкое окружение человека (2,72 и 2,27 балла, где 1 означает низкую оценку, а 3 высокую), потом религия и этнос. По сравнению с 90-ми годами значительно усилили свою роль в формировании этнических ценностей институт религии и представители своей национальности, этническая группа.
Опрошенные имеют положительную идентификацию со своей конфессией (58,7 % опрошенных). Достаточно редко ощущают единство с ней 27,4 %. Наибольшую степень единства со своей религиозной группой демонстрируют сельские жители, женщины и респонденты старше 65 лет.
Более половины опрошенных считают себя мусульманами, около трети - православными (55,6 и 33,4 %), незначительное число респондентов относит себя к староверам, католикам и иудеям (0,7; 0,1и 0,1 % соответственно). При этом 3,2 % от общего числа опрошенных считают себя атеистами, а 2,1 % -верующими, но не определившимися с религиозным направлением. Доля затруднившихся ответить на вопрос составляет 4,8 % населения, женщины и пожилые люди.
Ведущую роль в формировании религиозной принадлежности играет семья (2,64 балла), близкое окружение и институт религии (2,03 и 1,97).
В 90-е гг. мусульманами себя назвали 21,9%, православными 49,0%, верующими себя посчитали 39,3%, колеблющимися 27,1%, не верующими -20,2%, затруднились в идентификации 13,4%, что показывает рост религиозности, особенно среди мусульман, сокращение количества атеистов при сохранении колеблющихся и неопределившихся. По сравнению с 90-ми годами роль этнической общности в формировании религиозных ценностей ослабела, а института религии сильно выросла при сохранении ведущего влияния семьи.
Более половины опрошенных относят себя к среднеобеспеченному слою (55,9 %). Четверть населения считает себя малообеспеченными, а одна десятая часть - обеспеченными (23,5 и 12,9 %). Сходство с людьми своего слоя ощущает большинство населения (58,3 %). В то же время четверть опрошенных испытывает данное чувство достаточно редко (25,5 %). Наибольшую роль своей социальной идентичности придают сельчане и мужчины, представители обеспеченных слоев.
Влияют на данную идентичность прежде всего семья и государство (2,39 и 2,13 балла).
В 90-е гг. к среднему слою себя отнесли 85,3%, к богатым - 0.6% и бедным 3.6%.
Исследование выявило достаточно интересную картину относительно гражданского самосознания татарстанцев. Большинство из них считают себя как россиянами, так и татарстанцами (41,8 %), что показывает наличие двойного гражданского самосознания. В свою очередь, каждый четвертый опрошенный считает себя исключительно только россиянином, а каждый пятый - только татарстанцем (27,7 и 22,4 %). Часто испытывает единство с людьми своего гражданства (63,2 %), а каждый пятый респондент редко (20,8 %), у молодежи более высокий уровень положительной гражданской идентичности, чем у старшего поколения.
Основное влияние на формирование гражданского самосознания: семья и государство (2,47 и 2,29 балла).
В 90-е гг. гражданами РФ себя считали 23.9%, РТ - 15,0%; двойное гражданство РФ и РТ предпочитали 28.7%, что показывает значительный рост двойного гражданского сознания. По сравнению с 90-ми гг. при сохранении роли семьи в формировании гражданских ценностей, усилилась роль государства и понизилась роль СМИ.
Каждый второй респондент достаточно часто ощущает сходство с людьми своей профессии (54 %). Для каждого третьего данное сходство является редкими (30,9 %). Профессиональная идентификация населения по сравнению с другими идентификационными характеристиками находится на более низком уровне. Этому способствовали ответы столичных жителей и респондентов моложе 30 лет.
Наибольшую роль в профессиональной идентичности играют семья и образование (2,11 и 2,06). По сравнению с данным и 90-х гг. в формировании профессиональной идентичности при сохранении роли семьи произошел рост роли институтов образования, государства и трудового коллектива.
В заключение проведенного сравнительного исследования формирования ценностных ориентаций населения отметим, что на всем протяжении взаимодействия, природа социальных институтов и содержание ретранслируемых ими ценностей не всегда совпадают. Многие из них передают экономические ценности и установки, независимо от своей специфики, что свидетельствует о рационализации их влияния в соответствующих отечественных условиях становления рыночных отношений. Роль части агентов недостаточна при формировании ценностных ориентаций определенных сфер жизни в ходе социализации личности, что требует кардинальной ее оптимизации.
Основной статусный набор базового типа личности трансформирующегося российского общества (90-х гг.) таков : представитель среднего слоя; специалист, квалифицированный рабочий; условия работы традиционные - государственное бюджетное предприятие с элементами акционерного общества; образование среднее, высшее, есть резервы переквалификации, получения иного образования; средний и высокий статус на работе, в семье, общественной организации; умеренная социальная защищенность; слабое пользование социальными выплатами, льготами.
Опираясь на изучение мнения населения (2010-х гг.) можно представить следующий идентификационный портрет населения Республики Татарстан. Респонденты наиболее важными для себя считают следующие идентификационные характеристики: этническая принадлежность (68,7 %), гражданство (63,2 %), идентификация со своей конфессией (58,7 %), сходство с людьми своего слоя (58,3 %), сходство с людьми своей профессии (54 %).
Итак, выявленные ценности и социальное самочувствие населения взаимодействуют с государством, связаны с проводимыми им социальноэкономическими преобразованиями. Очевидно, что необходимо усиление его роли в этнокультурной, социально- профессиональной, социальнополитической идентификации, а также проведение сильной социальной политики в сфере семьи и образования.
Выработанная и апробируемая методика оценки мнения населения по проводимым экономическим и социальным преобразованиям содействует приращению знаний в сфере социально- экономического управления и прогнозирования, обогащает практику информационного и аналитического сопровождения деятельности государственных и административных органов республиканского и муниципального уровней, обеспечивает их координацию и эффективность. Результаты исследований по теме в режиме мониторинга и сравнительного анализа дают возможность оперативно и организованно проводить прикладные исследования, сокращают временные и материальные затраты, в ходе изучения социального самочувствия, ценностных ориентаций, идентификационных характеристик населения в целом и отдельных социально- демографических групп в сферах жизни современного общества в ходе реализации национальных проектов на региональном и муниципальном уровне. Использование результатов НИР позволит раскрыть состояние, проблемы и тенденции развития наиболее актуальных социальноэкономических преобразований, обеспечить их прогнозирование и регулирование.
Список литературы Идентификационный портрет населения Республики Татарстан (на материалах КСИ 90-х - 2010 гг.)
- Жизненный путь поколения: Его выбор и утверждение/Под ред. М.Х. Титмы.-Таллин.: Изд-во «Ээсти раамат»., 1985.-206с.
- Социальная идентификация личности/Под ред. В.А. Ядова.-М.:РАН.-Институт социологии., 1993.-198с.
- Хайруллина Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. -Казань, 1998.-302 с.
- Хайруллина Ю.Р., Хайруллин Р.Р. Идентификационный портрет и ценностные ориентации населения Республики Татарстан: роль общностей и институтов в их формировании//Электронный экономический вестник Татарстана.-2014.-№2.-С. 77; Махиянова А.В. Социализация личности в современных условиях/А.В. Махиянова.-Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011.-С. 10