Идеологическая мощь геополитического актора: сущность, структура, российская практика

Автор: Комлева Наталья Александровна, Саймонс Грэг, Стровский Дмитрий Леонидович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Геополитика

Статья в выпуске: 12, 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье впервые в русскоязычной научной литературе рассматривается проблема сущности и структуры идеологической мощи геополитического актора применительно к российской действительности. Анализируются ресурс, технологии реализации и основные проблемы развития идеологической мощи в современной России.

Идеологическая мощь, геополитический актор, ресурсы, геополитическая экспансия, социальные технологии

Короткий адрес: https://sciup.org/170165664

IDR: 170165664

Текст научной статьи Идеологическая мощь геополитического актора: сущность, структура, российская практика

М ощь является одной из базовых категорий геополитической науки, обозначающей конкурентные возможности геополитического актора в геополитической борьбе, т.е. его реальную способность к геополитическому расширению (экспансии). Совокупная мощь геополитического актора, на наш взгляд, определяется объемом и качеством ресурсов и технологий, позволяющих ему эффективно осуществлять экспансию во всех типах геополитических пространств. Следовательно, основными элементами структуры геополитической мощи являются: 1) ресурсы; 2) технологии; 3) акторы.

Идеологическая мощь1 геополитического актора сегодня намного важнее всякой другой. Информационно-идеологические войны значительно дешевле «горячих войн», ведущихся в географическом пространстве, а их результаты никогда эффективно не опротестовываются и сохраняются неизмеримо дольше, чем результаты военных кампаний. Поскольку эти войны протекают без видимых жертв и разрушений, они не умаляют престижа актора-экспансиониста, не отнимают его символический капитал.

Сущность идеологической мощи любого геополитического актора, по нашему мнению, – это реальная способность геополитического актора к экспансии в идеологическом пространстве, которая определяется совокупностью его ментальных ресурсов, технических возможностей (технических ресурсов) распространения ментальных ценностей, а также технологий воздействия на массовое сознание.

Основные ресурсы идеологической мощи

Отметим наиболее значимые ментальные ресурсы идеологической мощи:

  • 1)    идеология, признаваемая официальной идеологией данного геополитического актора (реже – имеющая юридический статус таковой), выражающая форму и степень осознания национального интереса;

  • 2)    духовная культура общества, геополитическим представителем которой явля-ются государство или негосударственный актор;

  • 3)    достижения культуры и искусства, отражающих национальный характер и традиционный образ жизни данного социума;

  • 4)    спортивные достижения, демонстри-рующие успешность данного социума перед лицом других;

  • 5)    доминантное общественное мнение;

  • 6)    общая эмоциональная атмосфера данного социума.

Рассмотрим подробнее каждый из названных ресурсов применительно к историческому опыту нашей страны и особенностям ее развития в настоящее время.

  • 1.    Официальная идеология является совокупностью ментальных ценностей, производство, сохранение и распростране ние которых поддерживается соответству ющими государственными структурами. Названные ценности обосновывают леги -тимность данной политической системы вообще и данного государства в частности.

  • 2.    Восприятие духовной культуры обще ства невозможно вне таких понятий, как национальный характер и традиционный образ жизни. При этом понятие «нацио-нальный характер» относится преимуще-ственно к сфере социальной психологии, а понятие «традиционный образ жизни» отражает социальные практики, преобла дающие в данном обществе на протяжении веков. Фиксированные поведенческие стандарты данного общества в значитель ной степени определяют основные формы геополитического поведения государства или крупного негосударственного актора,

  • 3.    Развитие культуры и искусства, отра жающих национальный характер, выра жается в том, что они формируют свои пространства с учетом обозначенных выше духовных ценностей. В советское время культура и искусство, будучи неотъ емлемой частью партийной идеологии,

  • 4.    Спортивные достижения, как и духовные ценности, работают на создание бренда нации. Спорт, массовая физическая культура объективно формируют естественный, не навязанный проект национальной идеи, основанный на стремлении к победам. Это в полной мере проявило себя в советское время, когда победам наших спортсменов на международной арене придавалось исключительное значение.

  • 5.    Доминантное общественное мнение представляет собой оценку основных процессов и явлений данного социума, преобладающую в массовом сознании. Оно может соответствовать официальной идеологии либо расходиться с нею. Доминантное общественное мнение предопределяет установку на массовое социальное действие и является, в частности, ментальной предпосылкой как геополитического прорыва, так и геополитического сжатия.

  • 6.    Общая эмоциональная атмосфера социума может быть выражена в двух противоположных началах – оптимизме и пессимизме, отражающих, соответственно, массовое доверие к политическому курсу правящего класса или несогласие с ним. Оптимистическая эмоциональная атмосфера общества является фактором психологической поддержки, в т.ч. и в отношении геополитических практик, реализуемых правящим классом.

Никакая идеология не реализуется успешно, если она не учитывает истори чески обусловленные ментальные цен ности. Так, упрочение коммунистической идеологии в нашей стране изначально не было легитимным, поскольку больше вики в 1917 г. пришли к власти в результате вооруженного переворота. Вместе с тем за короткое время новой власти удалось нивелировать социальную конфликт ность. Это было достигнуто не только посредством «товарища маузера», но и благодаря стремлению правящей партии выстроить систему идеологических цен ностей в соответствии с запросами массо вой аудитории.

представляющего это общество на между народной арене.

Обращаясь к российской духовной куль туре, нельзя не признать, что она сложи лась как весьма специфическое явление, объединяющее в себе, казалось бы, несо-вместимые проявления. С одной стороны, самой культуре был традиционно присущ «экстремальный дух» и отсутствие толе рантности на всех этажах социальной лест-ницы. Основную причину этого русский историк С.М. Соловьев видел в огромном территориальном пространстве страны, «не защищенном природными грани цами, открытом с востока, юга и запада». Тем самым государство «изначально осуждалось на постоянную, изнуритель ную борьбу, <^> чтобы сохранить глав -ное благо — народную независимость»1. С другой стороны, существенной харак теристикой, определившей эволюцию отечественной духовной культуры, стала своеобразная конвергенция западных и восточных (азиатских) ценностей — евра-зийство. Современный исследователь А.С. Ахиезер, характеризуя отечественную практику в различных сферах, ввел даже такое определение, как «социокультурный раскол», который традиционно создавал для России «чрезвычайную опасность»2. На протяжении многих столетий в рос сийском государстве активно утверждала себя совокупность поистине антагонисти ческих черт, что свидетельствует о наличии особого культурного генотипа, постоянно воздействующего на отношения между личностью, с одной стороны, и властью — с другой. Бок о бок существовали и полу -чали дальнейшее развитие идеи духовного раскрепощения человека и деспотизм, стремление к свободе и ярко выражен ная сервильность самосознания, пиетет народных масс к государству и готовность в любой момент разрушить имевшийся правопорядок.

эмоционально усиливали ее воздействие. В современной России заметно отсутствие однонаправленного идеологического вектора, что определяется Конституцией РФ. Обнаруживает себя характерная закономерность нашего времени – отсутствие жесткой идеологии приводит к возрастанию возможностей творчества, однако не гарантирует его массовое потребление.

Помимо ментальных ресурсов, существуют и материально-технические ресурсы идеологической мощи. Их использование дает возможность максимально воздействовать на общественное сознание, в значительной степени изменить восприятие привычных идей и установок. Наиболее значимые из них: учреждения образования, науки и культуры; торговые сети по распространению идеологической продукции; типографские и печатные мощности; радио- и телевизионные станции; интернет-порталы и веб-сайты;

кинопроизводство и кинопрокат; спортивные сооружения.

Акторы идеологической мощи

В соответствии со структурой ресурсов и технологий идеологической мощи выделяются основные акторы идеологической мощи: институты государственного и негосударственного характера, в той или иной степени управляющие идеологическим процессом в данном социуме; деятели искусства и литературы; организаторы образовательного процесса и преподаватели; ученые-гуманитарии; СМИ.

В современный период ключевым актором идеологической мощи являются СМИ. Россия, к сожалению, пока не в состоянии грамотно и продуктивно сформировать собственный бренд нации. В связи с этим на повестку дня встают несколько вопросов. В частности, какие ценности и идеалы ассоциируются в настоящее время с Россией? как страна проводит их в жизнь? каким образом они могут реализоваться в СМИ? Ответы на эти вопросы невозможны вне определения политической и информационной стратегий нашего государства, служащих основой для формирования его идеологической мощи. Жизненно важным является модернизационное развитие страны, уход от доминирования сырьевого фактора.

глобальные корпорации как актор идеологической мощи

Реалии XXI в. таковы, что на верху иерархии геополитических акторов находится вовсе не государство (политический институт), а глобальные экономические корпорации (экономический институт). Процесс превращения глобальных корпораций (ГК) в основного геополитического актора современности резко активизировался в 90-х гг. прошлого века и завершился в течение нулевых годов нынешнего. Этому обстоятельству, на наш взгляд, чрезвычайно способствовал распад СССР и мировой системы социализма. Сведение этакратической экономики стран социализма к ничтожному минимуму (КНДР, Куба) превратило либеральную рыночную экономику в глобальный абсолют. Исчезновение коммунистической идеологии в значительной степени снизило глобальную роль государства как геополитического актора, поскольку идеологическая борьба ведется в основном государ- ственными структурами. На первое место в геополитических баталиях вышла экономика, которой эффективнее занимаются ГК, чем государство. Естественно, что для осуществления глобальной экспансии ГК нуждаются также и в развитии идеологической мощи.

Главная цель ГК – получение прибыли, поэтому основной технологический элемент их идеологической мощи – реклама. Основной ментальный ресурс ГК, как и любой экономической корпорации, – корпоративная идеология. В отличие от официальной идеологии государства, корпоративная идеология содержит ценности так называемой корпоративной культуры. Прежде всего, это преданность корпоративному бренду и лояльность руководству корпорации. Ключевой элемент корпоративной идеологии – миссия (обещание) товарного бренда (брендов)1. В данном случае миссия бренда как структурный элемент идеологической мощи ГК тождественна национальному характеру в структуре идеологической мощи государства. Для реализации своей основной цели – увеличения продаж и прибыли – ГК активно продвигают свои бренды с помощью спонсирования, в частности, спортивных клубов и отдельных спортсменов (размещение логотипа бренда или корпорации на спортивных сооружениях, спортивной форме и т.п.). Гранты научным коллективам, отдельным студентам, образовательным учреждениям также являются специфической формой товарной рекламы. Той же цели служат и премии для деятелей искусства и литературы, учреждаемые данной корпорацией. Имидж бренда, создаваемый таким способом, тождествен таким элементам структуры идеологической мощи государства, как доминантное общественное мнение и преобладающая эмоциональная атмосфера социума.

В России подобная практика давно является фактом общественной жизни. Так, существуют корпоративные стипендии для студентов, все российские спортивные клубы, литературные премии и премии в области искусства имеют своих корпоративных спонсоров. Попечительские советы вузов и учреждений искусства и культуры состоят в основном из представителей крупных экономических корпораций.

Каковы же вероятные тенденции развития глобального процесса замещения мощи государства мощью ГК, в т.ч. и в идеологическом пространстве? Очевидно, станут более частыми и более масштабными кампании по увеличению прибылей ГК, завуалированные некими глобальными общественными интересами (охраной окружающей среды, противостоянием терроризму и т.д.). Постепенно, но значительно снизится степень защиты прав человека, особенно социальноэкономических прав. Произойдет расцвет манипулятивных технологий обработки массового сознания, обеспечивающих приход к власти политиков, которые действуют, прежде всего, в интересах ГК. Будет целенаправленно снижаться уровень образованности населения и степень его информированности о сущности реально происходящих экономических и социальных процессов. Наука постепенно станет сервильной, обслуживая в основном интересы ГК. Роль государства будет минимизирована. В ткань гражданского общества будут во все большей степени целенаправленно внедряться структуры-симулякры, внешне радеющие об интересах народа (или конкретной социальной группы, права которой ущемляются), но реально служащие интересам ГК.

В рамках указанных тенденций потребность в развитии идеологической мощи ГК резко возрастет. Будут совершенствоваться элементы структуры идеологической мощи ГК, особенно материальнотехнические и технологические. Те же самые тенденции будут проявляться и в России.

Поскольку развитие мира, и общества в том числе, происходит циклически-волновым образом, этап развития социума, связанный с господством ГК, через несколько десятилетий постепенно сменится этапом, характеризующимся подъемом, а затем и расцветом совокупной мощи государства как социального института. Однако это будет уже несколько иное государство, чем то, к которому мы привыкли на современном этапе истории человечества, как и ГК предстоящего периода развития.

Статья научная