Идеологический подход к политическому развитию КНР в новой эпохе

Автор: Юй Лань

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 2, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается новая эпоха развития китайского общества, в которую государство вступило с момента объявления ее лидером, Си Цзиньпином, смены идеологической парадигмы и ориентации на построение китайского социализма с учетом национального своеобразия, традиций и философии. Политическая идеология Коммунистической партии Китая выступает стратегическим фактором развития всех общественных институтов КНР. В статье исследуется идеологический подход к политическому развитию страны, анализируются трансформационные процессы в обществе, обусловленные сменой идеологических приоритетов. Отмечается, что правительство сделало ставку на консолидацию китайского народа на основе общих целей достижения процветания Поднебесной и обеспечение вследствие этого высокого уровня личного благосостояния каждого гражданина. Новая идейная парадигма развития является не только идеологическим инструментом для объединения китайского народа, но и политической «дорожной картой», устанавливающей направление дальнейшего социально-экономического развития страны. Китай будет стремиться искать и находить свои специфические пути политических преобразований для достижения национальных целей.

Еще

Политическое развитие, политическая идеология, китайская мечта, политическая реформа, си цзиньпин

Короткий адрес: https://sciup.org/149138936

IDR: 149138936   |   DOI: 10.24158/pep.2022.2.6

Текст научной статьи Идеологический подход к политическому развитию КНР в новой эпохе

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, ,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, ,

Следует сказать, что теория цикличности в научной среде рассматривается по отношению к широкому кругу объектов: природе, организму человека, общественным процессам, поэтому ее применение к политике и идеологии как важнейшим сферам общества вполне закономерно.

А.В. Логинов (2011) полагает, что цикл развития идеологии состоит из пяти последовательных состояний, в чем-то сходных с физиологическими: рождения (созидания) новых идей, их роста (распространения), зрелости (стабилизации), подведения итогов (систематизации), подведения итогов (систематизации), рождения (созидания) новых идей и т.д. (рис. 1).

Рисунок 1 – Цикл развития идеологии по А.В. Логинову

Новая эпоха в развитии Китая началась с момента объявления Си Цзинпином курса на всеобщее процветание и благоденствие граждан Поднебесной, с момента обозначения им на XIX съезде Коммунистической партии Китая новой идеологии – социализма с национальной китайской спецификой (2017 г.). Материальная и духовная составляющие ее соответствуют циклу политического развития государства, на котором оно в данный момент находится.

Идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи – это «руководство к действию при осуществлении партией и народом великого возрождения китайской нации»1, которые основаны на продолжении и развитии идей марксизма-ленинизма и коммунистических лидеров Поднебесной прошлых лет Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина. В основе нового идеологического курса Китая лежит выработка самостоятельного и независимого концепта, предусматривающего симбиоз коммунистических принципов жизни с национальными традициями китайского общества. Китаи-зация марксизма явилась абсолютно инновационным подходом по адаптации идей немецкого философа к реалиям китайской действительности.

Несмотря на четкость новой идеологической политики в Поднебесной, в ее основу положено понятие абстрактное – «китайская мечта», однако в отличие от привычного нам содержания слова «мечта» здесь оно приобретает несколько иной смысл, обозначая перспективу социалистического развития китайского общества, более того, его процветания, что должно привести к закономерному благополучию и его граждан. Смена акцентов с индивидуальных ценностей на коллективные, суть которых состоит в достижении такого уровня развития государства, когда оно получит возможность обеспечить для всех своих граждан достойные условия жизни, привела к выраженной общественной поддержке идейной программы Си Цзиньпина.

Анализируя идеолого-политическую структуру страны, легко заметить, что она базируется на двух постулатах китайского общества: его традиционном укладе и духовных, философских ресурсах, причем последние активно используются для усиления идеологического и административного регулирования общества (Карадже, 2014: 13–14).

Особенностью китайской идеологической системы является ее приращение за счет приращения нового, современного, актуального к уже апробированному, устоявшемуся, традиционному. Это позволяет избежать социальных встрясок, резких скачков от одной парадигмы развития к другой и обеспечивает стабильность в стране. Совершенствование идеологического аппарата КПК происходило и происходит по устоявшейся формуле n + 1, где n является совокупным набором всех ранее принятых и утвержденных распоряжений, включенных в Устав партии, а единицей выступает новая концепция, призванная дополнить уже существующую, скорректировать и направить в верном направлении «генеральную линию» (Грузинов, 2018: 110). При этом новая идеологическая концепция не должна противоречить ранее принятым руководящим идеям и принципам, но, что важно, в значительной степени должна конструировать и конституировать новое направление развития страны. Таким образом, любая идейная концепция является инструментом политического развития не только КПК, но и всей КНР.

Основываясь на данных положениях, обратимся к подробному рассмотрению современного идеолого-политического положения в Китае – в Китае новой эпохи, эпохи Си Цзиньпина.

В.Ю. Зорин, А.В. Абрамов, обращаясь к исследованию государственной национальной политики, процессов консолидации общества в современных условиях, отметили, что понимание нации как гражданского, политического сообщества не противоречит другой, этнической трактовке данного понятия (Зорин, Абрамов, 2018). В связи с этим ничего не мешает направить усилия на идеологизацию интегративных процессов в обществе. Данный тезис нашел свое воплощение в практике китайского управления.

Если в обществе существуют разные социальные группы, дифференцирующиеся по интересам, требованиям к уровню жизни, другим категориям, идеология должна выступать средством координации и управления сложными отношениями между ними. Когда группа добивается общественного признания своих интересов, она обязана «интегрировать» их в интересы всего общества, сделать их общими, а для этого либо отказаться от части личных претензий, либо адаптировать коллективные интересы под свои, но добиться их однородности. Национальная идеология, признанная большинством граждан государства, служит для поддержания стабильности и единства в современном обществе.

Идеология использует материальные и концептуальные элементы и инструменты, чтобы поддерживать социальный порядок едиными требованиями, ограничивать этнические конфликты и ориентировать людей на интеграцию.

Общество способно отвергнуть новые ценности, содержащиеся в идеологической парадигме нового витка развития, поскольку они могут не соответствовать стремлениям народа и традиционной культуре. Исследователь из Китая Лю Цзайци в этом отношении отметил, что воля и стратегический замысел государства притворяются в жизнь в зависимости не только от их жизнеспособности, но и от цементирующей силы общества (Лю Цзайци, 2009: 151). Формируя стратегический замысел внедрения в массы идеологической концепции, государство должно опираться на традиции, мудрость и опыт своих граждан, поскольку в противном случае оно не получит от народа поддержки своих действий, и тогда сама власть превратится в некий предмет декорации.

Концепция «китайской мечты» имеет своей целью обеспечить синтетическую связь между устремлениями и желаниями китайского народа и целями Коммунистической партии. Ее идеологическая основа выступает как объединяющий собственно членов правящей партии и китайский народ в целом фактор. Природа идеологии в значительной степени определяет ее социальную функцию: интересы Коммунистической партии Китая были скорректированы таким образом, что позволили консолидировать на их основе все китайское общество, то есть они были преобразованы в национальную идеологию, а опора на потребности, желания и традиционное мышление рядовых граждан позволили сделать ее близкой для всех членов общества и добиться народной поддержки правительственной программы, чем ознаменовать начало нового цикла развития общества Поднебесной. Приоритетными на этом этапе признаны мирные способы поступательного движения Китая к лидирующим позициям среди других государств за счет последовательного достижения первенства во всех сферах как внешней, так и внутренней политики. Более того, социальная и политическая стабильность Поднебесной признана основным условием процветания Китая как государства и обеспечения постепенного возвышения его в мире, роста его влияния на глобальные процессы современности с позиций разумности и правого обеспечения.

Необходимость следования новой доктрине развития китайского общества была декларирована Си Цзиньпином на XIX съезде КПК в виде противоречия между постоянно растущими потребностями народа в повышении благосостояния, в условиях организации общества на принципах демократии, законности, равенства, справедливости, безопасности, экологоориентирован-ности и т.д., и неравномерностью социального развития. Новая идеология позволила поставить во главу угла народ как приоритетный субъект всех усилий и действий правительства1.

Эта же мысль содержится в работе Д.Б. Графова, который утверждал, что «основная рыночная экономика дает возможность удовлетворения возрастающих потребностей – материальных. Но желающим перемен невозможно предоставить “прекрасную жизнь” из-за несовершенства общества» (Графов, 2019).

Ориентацию политики партии на народ можно считать первым шагом к разрешению обозначенного противоречия. Идеологизация политических преобразований в Поднебесной обеспечивает их принятие всеми членами общества. Концепции научного развития и построения гармоничного социалистического общества полностью воплощает способность политической идеологии к регулированию процессов экономического развития КНР.

Смещение фокуса модернизации национального управления на социальные структуры обусловлено необходимостью подготовки благоприятной почвы для развития рыночной экономики в виде участия граждан в получении преференций от заявленного курса развития страны, поддержанного идеологическими концепциями. С 2003 года правительство взяло курс на построение гармоничного общества и разработало ряд новых социальных мер, направленных на демонстрацию внимания власти к проблемам народа. Так, было подготовлено несколько пакетов административных решений, улучшающих положение ветеранов в обществе, введен новый тип кооперативного медицинского обслуживания в сельских районах, разрабатывается и последовательно внедряется на местах система социального обеспечения граждан.

Однако социальные проблемы Китая не исчерпываются лишь приведенным перечнем, и об этом красноречиво свидетельствуют всплески массового недовольства. Неравномерное развитие китайского общества в плане материальной обеспеченности, разности возможностей в получении образования, реализации карьерных притязаний, доступа к медицинской помощи, экономической дифференцированности регионов и др. вызывают к жизни новые социальные противоречия, конфликты и реанимируют некоторые старые национальные разногласия, значительно влияя как на общественное сознание, так и на политическую идеологию Поднебесной.

Кроме того, в Китае официально утверждена «дорожная карта» борьбы с коррупцией1, признанной ключевым фактором, сдерживающим развитие китайского общества (Макаров, 2012).

Новая эпоха в КНР характеризуется интенсификацией структурных преобразований партийных и надзорных структур. Принимаются меры по усилению ответственности правительства за принимаемые решения, повышению прозрачности управления и укреплению правопорядка, конечной целью таких нововведений объявлено создание современной модели управления, основанной на идеологии и демократических принципах, что позволит расширить политические права граждан.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Трансформация идеологии в новой эпохе развития Китая вызвана переходом государства в новый цикл развития и отражает стремление национального руководства к большей стабильности и политической реформе. В основу новой идеологической концепции положена необходимость интеграции общества общими целями процветания государства для обеспечения благополучия каждого отдельного члена китайского общества. Идеологизация политических процессов позволила обеспечить консолидацию интересов правящей партии и народа. Ориентация на процветание Поднебесной стала причиной реформирования политической и экономической системы государства, в частности, серьезная борьба на национальном уровне ведется с таким социальным злом, как коррупция, предпринимаются действия по совершенствованию социальной политики правительства и снижению неравенства по различным показателям в китайском обществе. Целью подобных трансформационных процессов является достижение стабильности в китайском социуме, призванной стать трамплином для обеспечения мирового лидерства Китая.

Список литературы Идеологический подход к политическому развитию КНР в новой эпохе

  • Графов Д.Б. Повышение устойчивости политической системы КНР и система социального рейтинга // Вестник Института востоковедения РАН. 2019. № 3 (9). С. 235-248.
  • Грузинов И.И. Концепция "Китайской мечты" после XIX съезда КПК // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК: материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. М., 2018. С. 108-114.
  • Зорин В.Ю., Абрамов А.В. Государственная национальная политика, консолидация общества и политическая наука в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 1. С. 1-6. DOI: 10.18384/2224-0209-2018-1-861
  • Карадже Т.В. Политическая культура как система: содержание, структура и принципы функционирования // Вопросы политологии. 2014. № 3 (15). С. 9-20.
  • Логинов А.В. Особенности применения теории политического цикла к анализу процесса развития политической идеологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-4 (14). С. 122-127.
  • Лю Цзайци. "Мягкая сила" в стратегии развития Китая // Полис. Политические исследования. 2009. № 4. С. 149-155.
  • Макаров A.B. Коррупция: опыт успешной борьбы Китая и реальность современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3. С. 13-22.
Еще
Статья научная