Идеология хомейнизма и ее влияние на формирование концептуальных основ внешней политики Ирана

Автор: Хандогин Кирилл Юрьевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: История

Статья в выпуске: 10, 2011 года.

Бесплатный доступ

Политическая доктрина имама Хомейни является основой социально-политического устройства Исламской Республики Иран. Отвергая капиталистическую и коммунистическую модель общественного развития, Хомейни выдвинул собственную, исламскую концепцию «третьего пути», в рамках которой Иран формирует свой внешнеполитический курс.

Хомейнизм, концепция "экспорта исламской революции", исламская концепция миропорядка

Короткий адрес: https://sciup.org/170165577

IDR: 170165577

Текст научной статьи Идеология хомейнизма и ее влияние на формирование концептуальных основ внешней политики Ирана

В торая половина XX – начало XXI в. стали эпохой резкого усиления влияния религии на мировую политику вследствие роста религиозного самосознания населения в различных регионах мира. Особенно ярко это тенденция проявилась в исламском мире, где радикальные религиозно-политические движения не только являются неотъемлемой частью политической жизни

ряда мусульманских государств, но и активно стремятся к смене существующих светских режимов и построения всемирного исламского халифата. Усиление активности религиозно-политических движений по распространению радикального ислама, а также рост их влияния на систему международных отношений поставили в теоретическом и политико-практическом плане проблему исламской альтернативы миропорядку1. Ряд крупных исламских мыслителей XX в., таких как Сайид Кутб, Маудуди и имам Хомейни, на основе фундаментальных принципов ислама разработали собственные теоретические концепции, которые, по мнению их авторов, помогли бы мусульманскому миру найти свой путь развития, стать единым, независимым актором международных отношений и в перспективе – превратиться в доминирующую силу на мировой арене. Среди трех вышеназванных исламских мыслителей особого внимания заслуживает личность имама Хомейни, который смог не только по-новому взглянуть на роль ислама в современном мире, но и реализовать часть своих идей в ходе Исламской революции в Иране. Кроме того, после 1979 г. «революционный шиизм (нео-шиизм)»2 Хомейни был признан в качестве официальной идеологии Исламской Республики Иран, а некоторые из его положений были закреплены в новой иранской конституции. Пример Исламской революции в Иране показывает, что религия может не только быть политикообразующим фактором, но и выступать в роли революционной идеологии. Как утверждают российские исследователи Т.З. Имаков и С.А. Семедов, «революция в Иране была первой в мире религиозно-политической революцией», которая «породила новую политическую идеологию – хо- мейнизм»1. Таким образом, хомейнизм заложил идеологические основы современного иранского государства. Политическая доктрина Хомейни и сегодня продолжает играть опре-деляющую роль во внутренней и внешней политике Ирана. Для того чтобы понять концептуальные основы внешней политики Ирана на современном этапе, необходимо рассмотреть доктринальные принципы идеологии хомейнизма.

В основе этой идеологии лежит представление имама Хомейни об исламе как о всеобъемлющем «учении, которое охватывает все стороны бытия – личностные и общественные, материальные и духовные, а также его культурные, политические, экономические и военные аспекты, не пренебрегая ничем, даже самым малым и ничтожным, имеющим отношение к воспитанию человека и общества, материальному и духовному развитию»2. В своих работах Р. Хомейни подчеркивал, что в Коране и Сунне содержатся все законы и установления, необходимые человеку для счастья, а государству – для процветания. Имам Хомейни указывал на тот факт, что, в отличие от других пророков, Мухаммед основал не только религиозную общину, но и государство, в котором он являлся верховным правителем. Таким образом, ислам изначально сочетал в себе как религиозную, так и политическую составляю-щие3.

Имам Хомейни рассматривал ислам в качестве особой религиозно-политической системы, на основе которой мусульмане смогли бы предложить человечеству свой путь развития, отличный как от капиталистической, так и от коммунистической модели общественного устройства4. В условиях биполярной системы международных отношений имам выдвинул исламскую концепцию «третьего пути», которая не только являлась альтернативой коммунистической и капиталистической моделям развития, но и противопоставляла им себя.

Согласно концепции Хомейни, мир делится на «угнетенных», «обездоленных» (мостадафин) и «угнетателей» (мостак-бирин)5. При этом «угнетатели» процветают за счет «угнетенных» посредством эксплуатации последних и неравномерного распределения материальных благ. Необходимо отметить, что имам относил термин «мостадафин» ко всем «обездоленным планеты», а не только к мусульманам. Хомейни говорил об актуальности ислама в качестве революционной идеологии борьбы всех «угнетенных» народов мира против империалистов – «угнетателей». По мнению имама, исламское вероучение изначально было нацелено на борьбу с несправедливостью. Хомейни утверждал, что война пророка Мухаммеда с язычниками Мекки я влялась не чем иным, как «классовой борьбой» против эксплуататоров, а имам Хусейн погиб в Кербеле, пытаясь избавить «угнетенных от власти сатанинских деспотов»6.

В своих трудах Хомейни по отношению к «угнетателям» часто употреблял коранический термин «тагут» (сатанинский), используя это религиозное понятие в социально-политическом смысле7. «Тагутским» Хомейни называл любое государство или политический режим, который препятствует реализации шариата во всех его аспектах, как политических, так и духовно-нравственных, и нацелен на эксплуатацию, угнетение людей с целью лишить их разумного и нравственного начал8. Хомейни полагал, что мусульмане не должны мириться с «тагут-скими» режимами и призывал всех правоверных к революционной борьбе против них. По мнению имама, для достижения успешного исхода этой борьбы необходимо объединение всех правоверных на основе фундаментальных ценностей ислама, свержение «тагутских» режимов и установление исламского правления сначала во всех мусульманских государствах, а в дальнейшем – и во всем мире. Главными же «тагутскими» государствами Хомейни считал США («большой сатана») и СССР («малый сатана»). Имам Хомейни утверждал, что ислам не приемлет идей как капитализма, так коммунизма. По мнению имама, если капитализм и коммунизм носят материалистический характер, то ислам регулирует как материальные, так и духовные аспекты жизни общества.

Имам Хомейни полагал, что капиталистический Запад представляет для ислама и для иранского государства большую опасность, чем СССР и страны социалистического лагеря. К моменту начала Исламской революции 1979 г. Соединенные Штаты и Великобритания осуществляли свой контроль практически над всеми крупными месторождениями нефти в Иране. Большая часть доходов от добычи углеводородного сырья получали иностранные корпорации и правящая верхушка страны, в то время как огромное количество иранцев продолжали жить в нищете. Такое положение дел не могло остаться без внимания шиитского духовенства, которое обвиняло шахский режим в предательстве интересов иранского народа. В своих выступлениях имам Хомейни говорил, что Мухаммед Реза-шах Пехлеви «за время своего правления превратил Иран в официальную колонию Соединенных Штатов»1. Кроме того, имам обвинял США в навязывании мусульманам чуждых им западных ценностей, что приводит к моральной деградации правоверных и их отходу от традиционных исламских ценностей2.

Однако если высказывания Хомейни в адрес США и их союзников имели крайне негативный характер, то к советским коммунистам он относился как к людям «заблудшим и ошибающимся»3. По мнению Хомейни, «ислам не приемлет коммунизм и марксизм-ленинизм, выступа- ющий против частной собственности»4 и религии, а также являющийся идеологической основой для «деспотического» советского режима5. Имам полагал, что больше всего от коммунистической идеологии страдает сам советский народ, который «лишен всяческой свободы и испытывает еще большее притеснение, чем то, которое существует при других современных диктаторских режимах»6. В связи с этим Хомейни предлагал «угнетенному народу Советского Союза»7, как и другим «угнетенным» народам мира, искать спасения в исламе.

Принцип противопоставления исламской концепции миропорядка Хомейни капиталистической и коммунистической моделям общественного развития нашел свое отражение в одном из лозунгов Исламской революции: «На шарги, на гарби – эслами!» (Не Восток, не Запад, а ислам!). В дальнейшем этот лозунг был закреплен в качестве одной из концептуальных основ внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран в условиях биполярной системы международных отношений8.

Как уже упоминалось ранее, имам Хомейни выступал за консолидацию всех мусульман на основе единого религиознополитического проекта и решения общих задач, стоящих перед всей уммой в современном мире9. Имам считал, что и шииты, и сунниты должны отбросить существующие между ними разногласия и сплотиться на основе общих исламских ценностей: «Все мусульмане – братья и равны между собой. Ни один из них неотделим от другого, и все они должны сплотиться под знаменем ислама и монотеизма»10. В своих выступлениях имам Хомейни призывал глав мусульманских государств к объединению в борьбе против «импери- ализма» и «врагов ислама»1. Кроме того, имам считал, что в условиях биполярного мира исламский мир может превратиться в единую и мощную «третью силу», опираясь на те природные ресурсы, которыми обладают мусульманские государства2. Лидер Исламской революции отмечал, что «нефть, важнейшее ископаемое, находится в руках Востока, в руках мусульман, в недрах исламских земель» и «империалисты» сами должны приходить к главам мусульманских государств, «целовать их руки» и «покупать эту нефть по самой высокой цене»3.

Важное место в политической доктрине Хомейни занимает концепция «экспорта исламской революции». Имам утверждал, что «иранская революция является началом великой [исламской] мировой рево-люции»4. В своих выступлениях он призывал своих сторонников «приложить все усилия для экспорта принципов исламской революции» в целях поддержки «всех угнетенных мира»5. Концепция «экспорта исламской революции» получила свое правовое оформление в преамбуле иранской Конституции 1979 г. в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед Исламской Республикой Иран во внешнеполитической сфере. Таким образом, концепция «экспорта исламской революции» дополнила другую внешнеполитическую установку иранского руководства – «не Восток, не Запад, а ислам».

Таким образом, внешнеполитическая линия Ирана времен правления имама Хомейни была нацелена на изменение биполярной системы международных отношений путем формирования исламской концепции миропорядка, в котором мусульманскому миру отводилась ведущая роль. После установления в Иране теократического режима внешнеполитические взгляды имама Хомейни были юридически закреплены в Конституции ИРИ 1979 г. в качестве концептуальных основ внешней политики Исламской республики, которые сводятся к следующему: продолжение [исламской] революции в стране и за ее пределами (Преамбула); поддержка справедливой борьбы «угнетенных» против «угнетателей» во всем мире (ст. 154); защита прав всех мусульман (ст. 152) и образование единой мировой исламской уммы (Преамбула); непринятие на себя обязательств перед гегемонистскими державами и сохранение независимости во всех сферах (ст. 152)6. Данные внешнеполитические принципы сохраняют свою актуальность для иранского руководства и в настоящее время.

Статья научная