Идеология продвижения инноваций в богословии
Автор: Баранец Наталья Григорьевна, Федосеева Елена Юрьевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Идеи и смыслы
Статья в выпуске: 9, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются особенности продвижения новых идей в богословии и науке. Исследуется соотношение инновации и традиции в богословии. Проводится анализ религиозной идеологии.
Инновация, традиция, идеология, богословие
Короткий адрес: https://sciup.org/170166592
IDR: 170166592
Текст научной статьи Идеология продвижения инноваций в богословии
П онятие инновации долгое время относили только к материально-техническим достижениям, приносящим пользу и прибыль. Осмысление феномена инновации дает возможность определения данного понятия в более широком и универсальном смысле. Задача этой статьи – проанализировать, как в богословии – в специфической форме знания, основывающейся на догмах и традиции, вводится и продвигается новое. Как отметил М. Вебер, процесс влияния религии на общество и наоборот взаимосвязаны. Изменение историко-культурного и социального контекста заставляет вносить изменения в религиозную традицию, что требует специфического обоснования. В богословии есть своя идеология продвижения нового.
Стоит напомнить, что до Нового времени создание нового считалось прерогативой только Бога. Производство новых вещей понималось в плане подражания Творцу или «выявления в материале» уже существующего идеального образца. Претензии человека на изобретения начинают поддерживаются с периода Возрождения. Т. Кампанелла так говорил о праве ученого на производство нового знания: «…не всякое новаторство в государстве и церкви заслуживает подозрения», что если и будет сделано что-либо неверное, излишнее, оно не переживет своего создателя, «а необходимо новое останется навсегда». А поэтому – «никому не д лжно запрещать открытия»1.
БАРАНЕЦ Наталья Григорьевна – д.филос.н., доцент;
Традиция в науке (от лат. traditio – передача) – «механизм накопления, сохранения и трансляции научного опыта, специфических норм и ценностей науки, образцов постановки и решения проблем. Понятие “традиции” используется в философии науки для интегрального рассмотрения научных направлений и контекста, в которых они возникают и развиваются, для реконструкции развития науки как истории социокультурных ценностей»2. Традиция – это социокогнитивная схема, определяющая механизм выработки, накопления, сохранения и трансляции, трансформации научного опыта. В научном исследовании традиция выполняет регулятивную, нормативно-эвристическую функцию, ориентирует исследователя на стандартные идеалы и нормы научной деятельности. Она менее консервативна, чем культурная традиция, т.к. идеал научного поиска – получение нового знания, что обеспечивает возможность перехода от одного содержания к другому при сохранении методоло гии и структ уры. В структуре всех традиций, и научных в т.ч., выде-
-
1 Цит. по: Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М. : Высшая школа, 1980, с. 305.
-
2 Касавин И.Т. Традиция в науке // Новая философская энциклопедия // http://iph.ras.ru/elib/3041.html
ляются: предметный компонент, который включает знание, символы, предметы и оценки, и нормативно-регулятивный компонент, определяющий способ использования, трансляции и трансформирования традиции.
Структура традиции в науке включает образцы и алгоритмы решения задач, темы исследования (определяющие и формирующие изобретательскую, креативную деятельность ученого), нормы, идеалы и оценки (организующие научную деятельность, стандартизирующие способы получения и представления знания в дисциплинарном сообществе), а также самую изменчивую с точки зрения исторической перспективы часть – корпус знания, образующий базис дисциплинарной матрицы в данный период, состоящий из базовых законов, понятий и установленных научных фактов. Продолжением научной традиции являются новации, которые «встроены» в механизм научной деятельности. В результате принятия новации (инновации) может либо расширяться существующая традиция, либо появляться новая.
По содержанию новаций их можно разделить на концептуальные, методологические, научно-технические и научнотехнологические. Концептуальные новации – это предложение новых научных понятий, идеализированных объектов, теорий, законов, объектов исследования. Методологические новации – это применение новых средств и методов исследования. Научно-технические и научно-технологические новации – это разработка новых изобретений, технических средств, приборов и технологий или принципиальное усовершенствование уже имевшихся технических средств и технологий. Научная новация – изменение знания, получение нового знания. Источник первичной изменчивости науки выражается в создании новых форм знания и новых форм существования знания, которые репрезентируют новый уровень научного знания.
Этого нельзя сказать о богословии, принципиально стоящем на позиции неизменности догматов. Например, в Русской православной церкви (РПЦ) религиозная традиция создается совокупностью Священного Писания и Священного Предания. Это комплекс сведений, состоящий из свода незыблемых догм (Святого Писания) и религиозных обычаев (праздников, обрядов, постов), моделей поведения, а также различных концептуальных работ представителей религиозного сообщества. Следовательно, необходимо уточнить, что может собой представлять инновация в богословии? Каким образом она может существовать в рамках строго зафиксированной религиозной традиции?
Данная проблема находит свое разрешение, когда рассматривается в контексте другой проблемы – возможности существования богословского творчества. Развитие богословского творчества, по мнению Л.Е. Шапошникова, может происходить в рамках новаторского направления. Это и не консерватизм, когда сохранение старого накопленного знания не позволяет внести в науку что-то новое, и не модернизм, сплошь подчиняющий традицию современности. В рамках новаторского подхода представители религиозного сообщества могут заниматься творчеством, не выходя за пределы уже сформировавшейся традиции. Они дополняют, по-новому описывают, анализируют традиции со стороны современности, не противореча уже сформировавшимся и установленным догмам1. Новация в богословии – есть любой интеллектуальный продукт (обнаружение сведений, комментарии и интерпретации), вносящий некое новшество в существующую традицию. Превращение богословской новации в инновацию в РПЦ происходило, во-первых, путем обсуждения новых сведений на вселенских и поместных церковных соборах, во-вторых, с XIX в., с появлением высшего духовного образования, – решением академических советов в духовных академиях. С XIX в. почти все производство религиозных новаций происходило в стенах духовных академий, и процесс их признания был непосредственно связан с процедурой аттестации и получения высших научных степеней. В зависимости от решений совета авторам трудов присваивалась степень кандидата, магистра или доктора богословия. Однако часто в этот процесс вмешивался Святейший синод, которому подчинялась вся «высшая духовная школа» и который мог препятствовать решениям академиче- ских советов. Синод не только утверждал ученые степени, но еще и оценивал дис-сертации как дополнительный рецензент.
В академиях роль диссертационного совета исполнял главный орган академии — Конференция (до 1869 г.) и Совет (после 1869 г.). Рецензентами и официальными оппонентами диссертаций были члены данного религиозного сообщества. Отзыв специалиста подкреплялся обсуждением и авторитетом Совета, состоявшего из старших членов духовно академических корпораций с соответствующим научным цензом — магистерскими и докторскими степенями. За период с 1808 по 1918 г. было опробовано три варианта защиты диссер таций: открытые диспуты, закрытые коллоквиумы, присуждение ученых степеней без защиты на основании отзывов оппо нентов. Все они вызывали критику, но все таки способствовали лучшему пони манию смысла научно педагогической аттестации1.
Существовали также случаи присужде ния ученых богословских степеней, выхо дящие за пределы регламентированного порядка (в виде исключения, без выпол нения некоторых требований — чаще всего публичной защиты и без представления конкретного сочинения, «по совокупно -сти трудов»). Право на последний способ присуждения ученых степеней было у Советов благодаря уставам духовных ака демий. Однако Синод не всегда признавал его использование корректным2. Помимо этого строгого пути вхождения иннова -ции в традицию, можно отметить и такие сопутствующие ему способы распро странения новаций, как личное общение представителей религиозного сообщества, публикационная коммуникация, которая включает в себя общение членов сообще ства и трансляцию знания через различ ные публикации — статьи в журналах, монографии, диссертационные проекты.
Если новации утверждаются Советами академий и на Соборах, то они включа ются в состав Священного Предания. Но существует и другой путь — путь посте -пенного проникновения новации в состав традиции, когда некоторые идеи и обы чаи, которые не были признаны офици альными собраниями религиозного сооб щества, становятся практикой, осущест вляемой частью верующих. Это местные церковные обычаи, отдельные церковные сочинения, не получившие единоглас ного одобрения Совета, многие истории из житий святых. Все это относит их к разряду Церковного Предания3. Такого вида новации находятся на уровне творче ства отдельных мыслителей или частного богословского мнения, которые либо еще не были проверены и подтверждены рели гиозным эпистемическим сообществом, для того чтобы быть внесенными в офи циальную религиозную традицию, либо в чем то не соответствуют учению церкви. Главный критерий при отборе религиоз-ной новации - отсутствие противоречия Священному Писанию.
Постепенно возникла идеология про движения нового. Ее элементы прояв ляются в рассуждениях иерархов РПЦ, имевших задание по реформированию системы образования. Так, митрополит Григорий (Чуков) отмечал: «Христианство - не теория, а жизнь, и между изучением богословия и строем жизни должна быть теснейшая связь, потому что давно ска зано: qui proficit in litteris, sed deficit in moribus — plus deficit, quam proficit» (кто преуспевает в науке, но отстает во нравах — больше отстает, чем успевает)4.
Мы полагаем, что исследование религи -озных эпистемических сообществ через их отношение к новации и традиции откры вает новые аспекты, на которые не обра щали ранее внимание ни религиоведы, ни эпистемологи. Несмотря на догматич ность религиозной традиции и специфику процесса внедрения в нее полученного знания, инновации в богословии допол няют и развивают данную традицию, не выходя за ее пределы.
Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» и гранта РГНФ № 11-13-73003а/В.