Иеронимическое ядро в системе византийско-славянских именований

Бесплатный доступ

Проведенное исследование является продолжением работы по воссозданию системы византийско-славянской иеронимии (Onomata Sacra), славянская часть которой до сих пор не имела полного описания. Были собраны славянские именования Богородицы и, отчасти, Христа (то есть высших представителей иеронимической системы), которые сохранились в древнерусской письменности, и установлены основные понятия, формирующие эту систему: главные имена, восходящие к Священному Писанию самоименования, ключевые и образно-символические именования, иеронимические эпитеты, парные и общие именования. Как показало исследование, этот пласт является источником образных именований евангелистов, святых, преподобных и мучеников (как преемников Божественной благодати), иногда представителей священной иерархии и правителей, а также сакральных объектов, например Креста. В качестве подтверждения был предпринят анализ именований Христианского Креста в славянских переводах с греческого языка. Сравнение некоторых из ключевых именований Креста: врачь ἰατρός, възбраньникъ πρόμαχος, въскрьсениѥ ἀνάστασις, гръзнъ βότρυς, крѣпость στήριγμα, лѣствица κλίμαξ, побѣда νῖκος, рогъ κέρας, садъ φυτόν, съпасениѥ διάσωσμα, украшениѥ ἐγκαλλώπισμα, цьркы ναός и др. - показало их совпадение с именованиями других членов системы византийско-славянской иеронимии (Христа, Богородицы, святых и др.). Это дает основания говорить о существовании иеронимического ядра в системе византийско-славянской иеронимии, состав которого, в силу изначальной авторитетности, позволял в дальнейшем быть использованным уже в собственно оригинальной, непереводной, славяно-русской литературе.

Еще

Иеронимия (onomata sacra), славянские переводы с греческого языка, византийская литература, иеронимическое ядро

Короткий адрес: https://sciup.org/147241470

IDR: 147241470   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2023.953

Список литературы Иеронимическое ядро в системе византийско-славянских именований

  • Борисова Т. С. Символы Богоматери в церковнославянском языке. Новосибирск, 2001. 145 с.
  • Державина Е. И., Романова Г. Я. , Чернышева М. И. Указатель источников // Словарь русского языка XI–XVII вв. Справочные материалы. Указатель источников. Словник (прямой) / Отв. ред. М. И. Чернышева. М.: ЛЕКСРУС, 2020. С. 11–215.
  • Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии / Изд. подгот. Г. М. Прохоровым. СПб.: Глагол, 1994. 371 с.
  • Крысько В. Б. К новому изданию Успенского сборника // Die Welt der Slaven. 2017. 62. S. 215–246.
  • Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М.: Родник, 1999. 520 с.
  • Успенский Б. А. Имя Бога в славянской Библии (К вопросу о славяно-еврейских контактах в Древней Руси) // Вопросы языкознания. 2012. № 6. С. 93–122.
  • Успенский Б. А. Крест и круг. Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006. 488 с.
  • Успенский сборник XII–XIII вв. / Изд. подгот. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон; Под ред. С. И. Коткова. М.: Наука, 1971. 754 с.
  • Ферро М. К., Ромоли Ф. Церковнославянско-русско-итальянский лексикон религиозных и философско-богословских слов. Об именованиях и атрибутах Богородицы // Славянское Средневековье. Богослужение. Книжность. Язык. М.: Индрик, 2018. С. 161–206.
  • Чернышева М. И. Византийская и древнеславянская идея света и славы // ΘΕΟΔΟΥΛΟΣ: Сб. статей памяти проф. И. С. Чичурова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 345–360.
  • Чернышева М. И. Именования Богородицы в древнерусской письменности. М.: URSS, 2017. 324 с.
  • Чернышева М. И. «Иеронимия» в древней славяно-русской письменности (предварительные наблюдения) // Шьствоуѭ нынѣ по слѣдоу оучителю: Сборник в чест на проф. д. ф. н. Анна-Мария Тотманова. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 2021. С. 492–500.
  • Чернышева М. И. Христианский Крест в системе иеронимии (на материале сочинения «Ӻвлениѥ чьстьнаго крс̃ та» в составе древнерусского Успенского сборника XII в.) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023 (в печати)
  • Берлински сборник. Среднобългарски книжовен паметник от началото на XIV век с допълнения от други ръкописи. Изданието е подготовено от Х. Миклас, Л. Тасева, М. Йовчева. София, Виена, 2006. 456 с.
  • Супрасълски или Ретков сборник. Изд.: Йордан Заимов, Марио Капалдо. Т. 1. София, 1982. 563 c. Т. 2. София, 1983. 601 c.
  • Christians D. Transformation von Metaphern bei der Übertragung byzantinischer liturgischer Hymnen ins Slavische // Studi Slavistici. 2016. XIII. P. 7–29.
  • Follieri E. Un Theotocarion Marciano del sec. XIV (cod. Marciano cl. I, 6) // Archivio Italiano per la Storia della Pietà. Roma, 1961. Vol. III, 3. P. 222 [186]–227 [191].
  • Follieri E. , Mauropode G. Otto canoni paracletici a Nostro Signore Gesù Cristo // Archivio Italiano per la Storia della Pietà. Roma, 1967. Vol. 5. P. 197–200 (Epiteti Mariani).
  • Lexikon der christlichen Ikonographie. 1–8. Sonderausgabe / Herausgegeben von E. Kirschbaum. Rom; Freiburg; Basel; Wien: Herder, 2004.
  • Salzer A. Die Sinnbilder und Beiworte Mariens in der deutschen Literatur und lateinischen Hymnenpoesie des Mittelalters. Darmstadt: Wissenschaftlische Buchgesellschaft, 1967. XXIII, 617 S.
  • Spitzing G. Lexikon byzantinisch-christlischer Symbole. Die Bilderwelt Griechenlands und Kleinasien. München: Eugen Diederichts Verlag, 1989. 344 S.
  • Stuiber A. Christusepitheta // Reallexicon für Antike und Christentum / Hrsg. von Th. Klauser. Bd. 3. Stuttgart, 1957. S. 24–29.10. Ч е р н ы ш е в а М. И. Византийская и древнеславянская идея света и славы // ΘΕΟΔΟΥΛΟΣ: Сб. статей памяти проф. И. С. Чичурова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 345–360.
  • Чернышева М. И. Именования Богородицы в древнерусской письменности. М.: URSS, 2017. 324 с.
  • Чернышева М. И. «Иеронимия» в древней славяно-русской письменности (предварительные наблюдения) // Шьствоуѭ нынѣ по слѣдоу оучителю: Сборник в чест на проф. д. ф. н. Анна-Мария Тотманова. София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 2021. С. 492–500.
  • Чернышева М. И. Христианский Крест в системе иеронимии (на материале сочинения «Ӻвлениѥ чьстьнаго крс̃ та» в составе древнерусского Успенского сборника XII в.) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023 (в печати)
  • Берлински сборник. Среднобългарски книжовен паметник от началото на XIV век с допълнения от други ръкописи. Изданието е подготовено от Х. Миклас, Л. Тасева, М. Йовчева. София, Виена, 2006. 456 с.
  • Супрасълски или Ретков сборник. Изд.: Йордан Заимов, Марио Капалдо. Т. 1. София, 1982. 563 c. Т. 2. София, 1983. 601 c.
  • Christians D. Transformation von Metaphern bei der Übertragung byzantinischer liturgischer Hymnen ins Slavische // Studi Slavistici. 2016. XIII. P. 7–29.
  • Follieri E. Un Theotocarion Marciano del sec. XIV (cod. Marciano cl. I, 6) // Archivio Italiano per la Storia della Pietà. Roma, 1961. Vol. III, 3. P. 222 [186]–227 [191].
  • Follieri E. , Mauropode G. Otto canoni paracletici a Nostro Signore Gesù Cristo // Archivio Italiano per la Storia della Pietà. Roma, 1967. Vol. 5. P. 197–200 (Epiteti Mariani).
  • Lexikon der christlichen Ikonographie. 1–8. Sonderausgabe / Herausgegeben von E. Kirschbaum. Rom; Freiburg; Basel; Wien: Herder, 2004.
  • Salzer A. Die Sinnbilder und Beiworte Mariens in der deutschen Literatur und lateinischen Hymnenpoesie des Mittelalters. Darmstadt: Wissenschaftlische Buchgesellschaft, 1967. XXIII, 617 S.
  • Spitzing G. Lexikon byzantinisch-christlischer Symbole. Die Bilderwelt Griechenlands und Kleinasien. München: Eugen Diederichts Verlag, 1989. 344 S.
  • Stuiber A. Christusepitheta // Reallexicon für Antike und Christentum / Hrsg. von Th. Klauser. Bd. 3. Stuttgart, 1957. S. 24–29.
Еще
Статья научная